НАУ не поддерживает введение квот на импорт нефтепродуктов
Нефтегазовая ассоциация Украины не поддерживает введение квот на импорт нефтепродуктов, поскольку этот механизм имеет дискриминационный характер, его реализация будет иметь негативные последствия для рынка, не обеспечит энергетическую безопасность и развитие рынка нефтепродуктов.
В сообщении НАУ отмечено, что квотирование импорта нефтепродуктов является искусственным механизмом, который:
- не применяется ни в одной стране ЕС. Страны с дефицитом объемов нефтепродуктов открывают рынки, а не ограничивают их;
- приведет к монополизации рынка и отсутствию рыночной конкуренции как таковой;
- приведет к росту цен для потребителей и промышленности, поскольку национальный производитель и иностранные поставщики, у которых квоты импорта будут составлять по 30%, смогут диктовать любые цены ввиду отсутствия конкуренции;
- вводит "тепличные условия", демотивирующие необходимость развития национального производителя нефтепродуктов рыночными методами (соотношение качества/цены, сервисов, инноваций и т.д.);
- приведет к тому, что энергетическая безопасность страны, а также все потребители будут зависеть, по сути, от одного производителя по ценам на топливо, объемам и срокам поставок.
Согласно сообщению НАУ, относительно национальных производителей нефтепродуктов ситуация следующая:
- глубина переработки сырья находится на уровне 60%, из-за чего себестоимость нефтепродуктов высокая;
- сырье (нефть) для переработки частично импортируется, поскольку объемов добычи нефти внутри страны недостаточно;
- обществу не известны сроки и реальные возможности по увеличению объемов переработки сырья и выпуску нефтепродуктов, отвечающих требованиям не ниже Евро-5, которые обеспечат необходимые объемы для потребления в стране;
- неизвестны планы по модернизации НПЗ, расконсервированию и запуску закрытых НПЗ, а также необходимые суммы инвестиций.
С учетом изложенного, предложение о квотировании (ограничении) импорта выносится наряду с неготовностью национальных производителей обеспечить необходимый объем потребления качественного топлива. Следовательно, ограничение импорта не обеспечит энергетическую безопасность и тем более не обеспечит развитие топливного рынка в целом.
В то же время НАУ предлагает с целью обеспечения энергетической безопасности и развития рынка:
- развивать рынок на всех его этапах исключительно рыночными методами (качество, цена, комфортное партнерство, инновации, сервис, прогнозируемость);
- категорически не допускать искусственные дискриминационные ограничения на рынке с последующей его монополизацией, поскольку это приведет к росту цен, дефициту топлива и затормозит развитие рынка;
- сбалансировать ставки акцизного налога на бензин и СУГ (понизить на бензины и повысить на СУГ) с целью остановки неестественного увеличения потребления сжиженного газа за счет уменьшения потребления бензинов;
- создать минимальные запасы нефти и нефтепродуктов на уровне 90-дневного потребления за счет бюджетных средств;
- ликвидировать нелегальный оборот топлива в стране, что позволит увеличить поступления налогов в бюджеты.
Справка: Членами Нефтегазовой ассоциации Украины (с 2009 г. по февраль 2017 г. — ассоциация "Объединение операторов рынка нефтепродуктов Украины") являются сети АЗС — WOG, ОККО, Shell, "AMIC Украина", SOCAR, KLO, "Параллель", Glusco, ZOG, а также ООО "БНК-Украина", ООО "Газтрон-Украина", ООО "Центрнафтогазпостач", ООО "Анвитрейд" и АО "Укргаздобыча".
По данным НАУ, участники ассоциации обеспечивают около 50% розничной торговли нефтепродуктами и около 80% импорта нефтепродуктов в Украине.