АМК закрыл дело "Роттердам+" о защите экономической конкуренции

АМК из-за недоказанности нарушения закрыл производство по делу относительно признаков нарушения НКРЭКУ законодательства о защите экономической конкуренции.

Согласно сообщению АМК, дело №128-26.13/66-19 было начато по информации НАБУ, согласно которой НКРЭКУ в течение 2016-2017 гг. проводила расчет прогнозной оптовой рыночной цены э/э (ОРЦ) с нарушением алгоритма, определенного Порядком ОРЦ, путем ручной корректировки прогнозной ОРЦ за предыдущий расчетный период в пользу ТЭС.

Нарушение алгоритма могло свидетельствовать о возврате к "ручному режиму" и субъективному ценообразованию для ТЭС, что могло предоставить им преимущества по сравнению с другими участниками рынка (конкурентами), в т.ч. АЭС (по информации НАБУ и НАЭК "Энергоатом").

В сообщении отмечено, что действия НКРЭКУ, заключавшиеся в неприменении в течение 2016-2017 гг. Порядка ОРЦ (применение с нарушением алгоритма, определенного Порядком ОРЦ) при установлении прогнозной ОРЦ, могли содержать признаки нарушения, предусмотренного п. 3 ст. 50, абз. 7 ч. 2 ст. 15 Закона "О защите экономической конкуренции", в соответствии с распоряжением о начале рассмотрения дела.

По результатам рассмотрения дела АМК пришел к следующим выводам:

- ценовая конкуренция на рынке генерации в модели рынка, существовавшей до 1.07.19 г., в связи со значительным государственным влиянием была ограниченной;

- ресурсное наполнение рынка в модели рынка, существовавшей до 1.07.19 г., регулировалось путем:

  • долгосрочного и среднесрочного планирования Минэнерго (прогнозные балансы э/э);
  • краткосрочного планирования ГП "Энергорынок" (почасовый суточный график нагрузки);
  • оперативных команд НЭК "Укрэнерго" (оперативное управление ОЭС Украины);

- включение генерирующих мощностей производителей, не работавших по ценовым заявкам (всех, кроме ТЭС), в график нагрузки (производства э/э) осуществлялось по Правилам ОРЭ без учета величин самих тарифов;

- в течение 2016-2017 гг. не произошло существенного изменения долей хозяйствующих субъектов на рынке, а также ни один из крупных игроков не был устранен с рынка;

- показатели фактической рентабельности всех видов генерации в 2017 г. показали тенденцию к снижению по сравнению с предыдущим годом;

- подходы и принципы формирования размера топливной составляющей в тарифах АЭС и ТЭС одинаковы, а именно, такие, что при отсутствии конкуренции и, соответственно, индикативных цен на угольную продукцию и ураносодержащее сырье на территории Украины, определяются с привязкой к международным котировкам;

- предусмотренный методикой механизм формирования тарифа для АЭС является четко регламентированным и не предусматривает возможности влияния иных факторов, в т.ч. увеличения/уменьшения ОРЦ, кроме предусмотренных методикой, на формирование тарифа для НАЭК "Энергоатом", как единого оператора всех действующих АЭС Украины;

- ни одна экспертиза, имеющаяся в материалах дела, не устанавливает факт и размер убытков, нанесенных участникам рынка генерации э/э, т.е. потенциальным конкурентам ТЭС.

Т.о., собранными по делу доказательствами не подтверждается информация, что действия НКРЭКУ, а именно, относительно расчета прогнозной ОРЦ в нарушение алгоритма, определенного Порядком ОРЦ, путем ручной корректировки прогнозной ОРЦ за предыдущий расчетный период, привели к предоставлению отдельным субъектам хозяйствования или группам субъектов хозяйствования льгот или других преимуществ, которые ставят их в привилегированное положение относительно конкурентов.

Подробности о предпосылках и обстоятельствах дела обнародованы по ссылке:

https://amcu.gov.ua/storage/app/sites/1/uploaded-files/present.pdf

АМК отметил, что отсутствие в действиях субъектов хозяйствования или органов власти нарушения законодательства о защите экономической конкуренции не исключает возможного нарушения других норм законодательства Украины.

Справка: Порядком формирования прогнозной оптовой рыночной цены э/э, утвержденным постановлением НКРЭКУ №289 от 3.03.16 г., было предусмотрено при расчете оптовой рыночной цены использование рыночного механизма формирования цен на угольную продукцию. В частности, в расчете прогнозной цены и платежа производителям, работающим по ценовым заявкам, использовалась индикативная цена угля, определяемая на основании средней рыночной цены европейского рынка (на основании средних индексов API2 на условиях CIF в основных портах Западной Европы — Амстердам, Роттердам, Антверпен), т.н. формула "Роттердам +".

Copyright © ЦОИ «Энергобизнес», 1997-2025. Все права защищены
расширенный поиск
Close

← Выберите раздел издания

Искать варианты слов
 dt    dt