Право на импорт

Ограничение импорта коксующегося угля признано незаконным
10.06.13 г. Окружной административный суд г.Киева удовлетворил исковые требования ПАО "Алчевский металлургический комбинат" и ПАО "Алчевский КХЗ" о признании противоправным и недействительным постановления КМ №225 от 13.03.13 г., предусматривающего введение лицензирования импорта в Украину коксующегося угля и кокса с установлением количественных ограничений.Если Кабинет Министров не подаст апелляционную жалобу, решение суда вступит в силу через 10 дней после получения КМ полного текста такого решения.
Алексей ГОРБОВСКИЙ
По информации Группы ИСД, в основу исков ПАО "АМК" и ПАО "АКХЗ" к КМ были положены аргументы относительно многочисленных нарушений КМ требований Закона "О КМ Украины", Регламента КМ, Закона "О внешнеэкономической деятельности", Закона "Об основах государственной регуляторной политики в сфере хозяйственной деятельности", регулирующих процедуры подготовки и принятия нормативно-правовых актов.
При этом ИСД обратила внимание на следующие грубые нарушения законодательства, допущенные КМ:
КМ были допущены также другие нарушения законов, которые подробно описаны в исковых заявлениях ПАО "АМК" и ПАО "АКХЗ".
Группа ИСД отметила, что КМ также грубо нарушил нормы международных соглашений, участником которых является Украина — Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ, основной юридический документ Всемирной торговой организации) и Соглашения о Зоне свободной торговли СНГ.
В частности, ГАТТ очень жестко и однозначно ограничивает возможности внедрения количественных ограничений на импорт товаров. Ч. 1 ст. XI ГАТТ предусмотрено, что никакие запреты или ограничения, кроме таможенных пошлин, налогов или других сборов, в частности в виде квот, импортных или экспортных лицензий либо других мер, не должны устанавливаться или применяться любой стороной относительно импорта любого товара происхождением с территории любой другой стороны.
Введение квот на импорт угля и кокса прямо противоречит указанной норме ГАТТ. Аналогичная оценка действиям КМ уже дана и странами-членами ВТО, представители которых, в рамках внутренних процедур ВТО, донесли свою однозначную позицию правительству Украины.
Вопрос очевидного и грубого нарушения норм и правил ВТО со стороны Украины уже был предметом рассмотрения на заседаниях Комитета ВТО по лицензированию импорта и Комитета ВТО по доступу на рынки, на которых представители многих стран высказали свою однозначную негативную оценку действий КМ и квалифицировали введение квот как очевидное грубое нарушение норм и правил ВТО.
В сообщении ИСД отмечается, что само по себе квотирование импорта, независимо от результата распределения квот, является абсолютно недопустимым инструментом ограничения свободы ведения внешнеэкономической деятельности для металлургических и коксохимических предприятий Украины, а также для многочисленных поставщиков угля и кокса из разных стран, имплементация которого может иметь серьезные негативные экономические последствия для металлургической отрасли Украины, а также негативные последствия для репутации Украины как государства на международной арене.
Группа ИСД подчеркнула, что ее судебный процесс является не средством защиты своих коммерческих интересов в текущих условиях 2013 г., а принципиальным способом доказать в правовой плоскости абсолютную недопустимость внедрения Украиной, являющейся членом ВТО, каких-либо количественных ограничений на импорт товаров.
ВВЕДЕНИЕ КВОТ
Правительство вынуждено было ввести квоты на импорт коксующегося угля в связи с профицитом угольной продукцией на украинском рынке. При этом с декабря 2011 г. на государственных угледобывающих предприятиях была остановлена отгрузка коксующегося угля, что привело к значительному сокращению оборотных средств и, как следствие, невозможности решения производственных вопросов. На складах угледобывающих предприятий накапливались значительные остатки коксующегося угля, а из-за ограниченных складских площадей дальнейшее складирование коксующегося угля становилось невозможным и могло привести к полной остановке шахт по добыче коксующегося угля.
Постановлением КМ №225 от 13.03.13 г. в постановление КМ №1201 от 19.12.12 г. внесены изменения, предусматривающие введение лицензирования импорта в Украину коксующегося угля и кокса с установлением количественных ограничений.
В частности, установлены следующие квоты:
- коксующийся уголь; битуминозный уголь, кроме коксующегося угля; уголь, кроме антрацита и битуминозного угля (коды согласно УКТВЭД 2701 12 10 00, 2701 12 90 00, 2701 19 00 00) — 10.2 млн т (в указанном объеме учтены 2.5 млн т угля для его использования в технологии пылеугольного вдувания);
- кокс и полукокс из каменного угля для производства электродов; кокс и полукокс из каменного угля; кокс и полукокс из лигнита, бурого угля; кокс и полукокс из торфа, агломерованные или неагломерованные, уголь ретортный (коды согласно УКТВЭД 2704 00 11 00, 2704 00 19 00, 2704 00 30 00, 2704 00 90 00) — 0 т.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КВОТЫ
По информации Минэкономразвития и торговли, по состоянию на 1.06.13 г. годовая квота на импорт в Украину коксующихся и битуминозных углей использована на 34.43% — 3 512.069 тыс т при квоте 10 200 тыс т.
Напоминаем 17.05.13 г. Межведомственная комиссия по вопросам распределения объемов квот на импорт коксующегося угля рекомендовала следующее распределение квот на июнь-август 2013 г. — ПАО "Алчевский металлургический комбинат" — 64.285 тыс т, ПАО "Ясиновский КХЗ" — 138 тыс т, ПАО "Донецксталь - металлургический завод" — 36 тыс т, ПАО "Макеевкокс" — 66 тыс т, ОАО "Запорожсталь" — 155 тыс т, ООО "Метинвест Холдинг" — 296.6 тыс т, ПАО "Авдеевский КХЗ" — 1 040 тыс т, ПАО "Евраз Днепродзержинский КХЗ" — 45 тыс т, ПАО "Енакиевский коксохимпром" — 60 тыс т, ПАО "Азовсталь" — 103 тыс т, ПАО "ММК им.Ильича" — 390 тыс т, ПАО "Запорожкокс" — 126.4 тыс т, ПАО "Донецккокс" — 34 тыс т, ПАО "Евраз-Баглейкокс" — 137.143 тыс т, ПАО "Евраз-ДМЗ им.Петровского" — 237.471 тыс т, ООО "Истек" — 75 тыс т, ПАО "АрселорМиттал Кривой Рог" — 181.286 тыс т, ПАО "Алчевсккокс" — 968.572 тыс т.
Общий объем распределенных квот составил 4 153.757 тыс т.