Ценовое равновесие

Мировой рынок нефти во втором квартале 2013 г.
Цены на нефть на мировых товарных биржах в течение последних месяцев остаются на относительно постоянном уровне. В течение II кв. 2013 г., когда потребление нефти находится на минимальном уровне, котировки снизились, однако стоимость североморского сорта Brent, как правило, оставалась выше отметки $100 за баррель, а американский сорт WTI не выходил за пределы интервала $90-100 за баррель. И хотя сейчас более весомое влияние на рынок оказывают негативные факторы, цены в ближайшем будущем, скорее всего, сохранят свою устойчивость.
Виктор ТАРНАВСКИЙ
Экономика и нефть
В начале июня 2013 г. Energy Information Administration (EIA), подразделение Министерства энергетики США, опубликовала свой новый прогноз глобального потребления нефти. Согласно уточненным показателям, предполагаемый уровень спроса в 2013 г. был увеличен почти на 100 тыс бар по сравнению с майскими оценками, до 90.03 млн бар в сутки, а на 2014 г. предсказывался рост еще более чем на 1.3%, до 91.22 млн бар в сутки.
Судя по всему, в июле этот прогноз снова будет откорректирован, но на этот раз в сторону уменьшения, поскольку нынешняя ситуация в мировой экономике не благоприятствует подъему. В европейских странах продолжается спад, который даже по мнению оптимистов не прекратится раньше будущего года. В США руководство Федеральной резервной системы во второй половине июня объявило о том, что страна выходит из кризиса, в связи с чем к концу года предполагается поднять процентные ставки и, возможно, прекратить выкуп ценных бумаг у американских банков (сейчас на эти цели направляется порядка $85 млрд в месяц, которые фактически представляют собой слегка замаскированную эмиссию). Тем не менее, МВФ прогнозирует на этот год для США не более 1.9% роста ВВП при стагнации в большинстве отраслей.
Наконец, не оправдываются надежды, которые ранее возлагались на Китай. По данным за первые пять месяцев т.г. потребление нефти в стране возросло только на 2.5% по сравнению с аналогичным периодом 2012 г., в то время как в прошлом году этот показатель достигал 7-9%. Экономика КНР в последнее время испытывает проблемы из-за низкого спроса на китайские товары в западных странах, а правительство не решается прибегнуть к ее искусственному стимулированию. Более того, китайские банки из-за ужесточения требований к резервированию в мае-июне сократили объемы кредитования, что сдерживает инвестиционную активность.
В итоге глобальный спрос на нефть растет не так быстро, как ожидалось, в то время как объем предложения продолжает увеличиваться. Прежде всего, это происходит за счет США, где в последние годы активно разрабатываются сланцевые месторождения. В 2012 г. добыча нефти в США возросла на 766 тыс бар/сутки или на 12%, а в текущем году темпы еще выше. В мае т.г. объем производства впервые с 1992 г. превысил отметку 7.3 млн бар/сутки. Благодаря этому, США сокращают нефтяной импорт. В I кв. 2013 г. его объем составил всего 681 млн бар, в то время как за тот же период 2012 г. закупки превышали 780 млн бар.
В то же время страны ОПЕК после некоторого спада весной этого года в июне нарастили добычу нефти до 30.89 млн бар/сутки — самого высокого показателя за последние полгода. Произошло это, главным образом, за счет Саудовской Аравии, однако немалый вклад в расширение производства внесли Ирак и даже Иран. Западные санкции против иранских нефтяников в целом работают: за время их действия экспорт сократился более чем вдвое. Тем не менее, такие страны как Китай, Индия, Япония, Корея все-таки не собираются отказываться от закупок иранской нефти. И если в апреле объем ее поставок упал до менее 0.9 млн бар/сутки, то уже в следующем месяце этот показатель снова увеличился до около 1.3 млн бар/сутки, из которых около половины пришлось на Китай.
Сочетание роста производства и относительно слабого спроса приводит к появлению избытка предложения на мировом рынке нефти и, естественно, способствует снижению цен. В последнее время многие специалисты предсказывают на ближайшие годы спад до $80-90/бар. Более существенного понижения, впрочем, никто не ожидает. Значительная часть месторождений, которые планируется ввести в эксплуатацию в течение следующих 3-5 лет, представляет собой так называемую "дорогую" нефть. Это залежи нефтяных песков в Канаде, сверхтяжелая нефть в Венесуэле, месторождения в Арктике и на океанском дне. При реализации всех этих проектов уровень себестоимости составляет не менее $80-85/бар, так что снижение цены ниже этой отметки приведет к падению инвестиционной активности и, соответственно, ограничению объемов предложения.
Впрочем, большинство участников рынка считают, что мировые цены на нефть в обозримом будущем сохранят стабильность. В частности, ОПЕК, несмотря на расширение добычи в США и относительно медленный рост в Китае, пока не видит ни малейших причин для беспокойства. К тому же, в конце июня котировки снова пошли вверх, а уже в первых числах июля стоимость американского сорта WTI впервые более чем за год превысила рубеж $100/бар. Конечно, основной причиной этого роста аналитики называют усиление политической напряженности в Египте, т.е. краткосрочный фактор, но в целом глобальный рынок нефти сохраняет относительное равновесие, нарушить которое не так уж и легко.
Структурные изменения
Основными "нарушителями равновесия" на мировом рынке нефти специалисты называют в последнее время США и Ирак, которые быстро наращивают добычу. Но, пожалуй, роль Ирака нуждается в некотором пересмотре.
Ранее правительство страны приняло сверхамбициозную программу развития нефтяной отрасли с опорой на иностранный капитал и иностранные технологии. Предполагалось, что уже к 2017 г. добыча нефти в Ираке должна возрасти с нынешних 3.1 млн бар/сутки до 12 млн бар/сутки. К концу 2013 г. иракские власти рассчитывали довести объем производства до 3.7 млн бар/сутки (без учета Иракского Курдистана, отношения с которым у центрального правительства в Багдаде в последнее время обострились), а в 2014 г. — до 4.5 млн бар/сутки.
Но эти планы вызвали неприятие у других стран Персидского залива во главе с Саудовской Аравией, для которых резкое увеличение производства в Ираке означало либо необходимость сокращения собственной добычи, либо падение цен. Под давлением со стороны соседей иракское правительство в июне т.г. официально откорректировало свою программу. В частности, в конце 2013 г. в стране планируется добывать не более 3.4 млн бар/сутки. Власти даже обратились к иностранным компаниям, разрабатывающим крупнейшие нефтяные месторождения, с просьбой не торопиться с увеличением производственных показателей. Впрочем, по мнению многих экспертов, Ирак в обозримом будущем физически не сможет существенно нарастить экспорт нефти из-за отсутствия необходимой инфраструктуры.
В то же время, влияние США на мировой рынок нефти в ближайшие годы, скорее всего, будет только увеличиваться. Причем речь идет не только об импортозамещении. В последнее время некоторые представители американских деловых кругов выступают за то, чтобы страна стала экспортером не только сланцевого газа, но и сланцевой нефти.
Эти предложения базируются, прежде всего, на том, что добываемая в США сланцевая нефть относится, в основном, к легким сортам, в то время как большинство нефтеперерабатывающих заводов страны ориентированы на использование тяжелой высокосернистой нефти. До начала кризиса 2008 г. и разработки сланцевых месторождений в США добыча легкой нефти в мире сокращалась, а рост происходил в основном за счет тяжелой нефти с плотностью 30 градусов API и менее. Из-за этого американским НПЗ в последние несколько лет пришлось пройти дорогостоящую модернизацию, которая теперь оказывается ненужной.
В настоящее время экспорт нефти из США законодательно запрещен. Единственное исключение представляют собой поставки 120 тыс бар/сутки в Канаду по межгосударственному соглашению. Однако в американских СМИ появились материалы, авторы которых призывают снова разрешить внешние поставки. При этом сторонники данной точки зрения указывают, что это позволит не только улучшить соотношение между различными сортами нефти на внутреннем рынке, но и снизить экономическое и политическое влияние стран ОПЕК и таких крупных экспортеров нефти, как Россия или Венесуэла.
По прогнозам International Energy Agency, до 2018 г. добыча нефти в США вырастет на 2.3 млн бар/сутки, превысив уровень 9.5 млн бар/сутки (сегодня примерно столько же добывается в Саудовской Аравии и России). Правда, влияние американского фактора на мировой рынок нефти будет зависеть, прежде всего, от объема потребления нефти в самих США. В последнее время он медленно уменьшается, так как экономический спад приводит к сокращению спроса на бензин, а печное топливо постепенно вытесняется на северо-востоке страны менее дорогостоящим природным газом.
Еще одной важной тенденцией последних месяцев стало растущее стремление Китая снизить свою зависимость от внешних поставок нефти. Во II кв. 2013 г. на несколько недель прекратился экспорт нефти из Южного Судана, который зависит от северных нефтепроводов. Непредсказуемой остается ситуация вокруг Ирана. С одной стороны, на президентских выборах 14 июня победил относительно умеренный кандидат. С другой, американские власти не собираются отказываться от прежней политики ужесточения санкций и открыто заявляют, что будут стремиться к уменьшению иранского экспорта нефти до 500 тыс бар/сутки, что для страны равносильно экономической катастрофе.
Поэтому нашумевшую сделку между китайской государственной компанией CNPC и "Роснефтью", в соответствии с которой российский экспорт трубопроводной нефти в Китай должен возрасти вдвое по сравнению с текущими 300 тыс бар/сутки, специалисты рассматривают как фактор, повышающий энергетическую безопасность КНР. Кроме того, китайские компании продолжают скупать зарубежные нефтяные активы, ставя во главу угла не прибыльность, а обеспечение бесперебойных поставок.
В целом, по мнению большинства экспертов, в III кв. 2013 г. на мировом рынке нефти не следует ожидать резких колебаний. Если не случится ничего непредвиденного, цены должны сохранить прежнюю стабильность.