Угольные перспективы

Уголь временно теряет позиции в США, но остается востребованным в Европе и Азии
В Euracoal считают, что уголь на мировом рынке имеет неплохие перспективы: несмотря на временную потерю позиций в США, спрос на него будет расти, в первую очередь, со стороны таких крупных потребителей, как Китай и Индия. В свою очередь, эксперты МЭА прогнозируют, что к 2018 г. уголь может заменить нефть в качестве основного источника энергии в мире.
Виталий МАТАРЫКИН
Добыча
В 2012 г. уголь покрывал около 28% потребности мировой экономики в первичной энергии, которая оценивалась в 19.1 млрд т.
По данным ассоциации Euracoal, производство угля в мире возросло в 2012 г. по сравнению с 2011 г. на 3.4%, до 7.2 млрд т. В том числе добыча энергетического угля увеличилась с 6.05 млрд до 6.3 млрд т, коксующегося — сократилась с 910 млн до 900 млн т.
Половину произведенной в мире угольной продукции обеспечил Китай — 3.65 млрд т (+3.8% к 2012 г.). Австралия, оправившаяся после наводнения 2011 г., нарастила производство угля на 4.7%, до 370 млн т. Улучшили показатели Индонезия, Колумбия, Россия и ЮАР.
Производство угля в США снизилось на 7.2%, до 922 млн т, что объясняется существенным сокращением потребления угля в стране тепловой генерацией, которой выгоднее вырабатывать электроэнергию из газа. Тем не менее, по мнению экспертов Euracoal, газ в США будет дорожать. А с началом работы в 2015 г. LNG-терминала в Sabine Pass в Луизиане в экспортном режиме эра дешевого газа в этой стране завершится. Это повысит спрос на уголь.
Индия увеличила добычу только на 1%, до 436 млн т, что было ниже планов правительства.
Страны Евросоюза произвели в 2012 г. 128 млн т угля, из которых 61% (78.1 млн т) пришелся на Польшу. За ней следует Великобритания, добывшая 16.8 млн т каменного угля. Для сравнения, в Украине в 2012 г. произведено 64.7 млн т товарной продукции.
Экспорт
Объем мировой торговли углем в прошлом году составил около 1.2 млрд т, из которых почти 1.1 млрд т приходится на морские поставки. Экспорт коксующегося угля увеличился с 239 млн т в 2011 г. до 242 млн т, что связано с незначительным (на 1.2%) увеличением выплавки стали в мире. Поставки энергетического угля возросли с 739 млн т до 784 млн т.
В лидеры по экспорту энергетического угля вышла Индонезия (эта страна за последние 12 лет увеличила поставки угля на внешние рынки в 5.5 раза). Ведущие позиции в реализации коксующегося угля сохраняет Австралия.
В целом, тройка крупнейших экспортеров угля в 2012 г. выглядела так: Индонезия — 315 млн т (+2% к 2011 г.), Австралия — 302 млн т (+6%), Россия — 115 млн т (+19%). Увеличили отгрузки Колумбия и ЮАР. Последняя переориентировалась с Европы на азиатские рынки. Хорошие перспективы для наращивания экспорта имеет Мозамбик.
США увеличили экспорт угля на 17%, до 114 млн т, в том числе энергетического — почти в 1.5 раза, до 51 млн т. Большую часть этого топлива закупила Европа.
Импорт
Большое предложение угля в мире привело к снижению цен на него. В Европе стоимость энергетического угля упала на 20% и к концу года составила $90/т (калорийность 6 тыс ккал/кг). Низкие цены стимулировали импорт в Европе, Китае, Японии.
Крупнейшим импортером угля в мире в прошлом году был Китай — 235 млн т. Хотя в стране намечается тенденция на расширение использования собственного угля. За ним следует Япония — 185 млн т.
Тройку крупнейших импортеров замыкает Индия, импортировавшая в 2012 г. рекордные 117 млн т угля. Страна в ближайшие годы продолжит закупать уголь на внешних рынках для нужд энергетики.
Крупным импортером остается ЕС, закупивший в прошлом году 211 млн т угольной продукции (на 6% больше, чем в 2011 г.). В том числе Великобритания увеличила закупки на 38%, до 44.8 млн т. Это вызвано снижением добычи в стране на 8.7% и одновременным увеличением спроса со стороны угольных ТЭС, увеличивших выработку на 33% из-за холодов. В целом потребление угля в стране возросло на 24%.
В Великобритании общая мощность энергоблоков ТЭС, работающих на угле, составляет 28 ГВт (в Украине — 22.1 ГВт), из них 8 ГВт планируется закрыть к 2015 г. Страна не отказывается от ТЭС, но планирует строить их с использованием новой технологии улавливания и хранения углерода (Carbon Capture & Storage — CCS). В частности, компания Capture Power Ltd, созданная Alstom SA, Drax Group и BOC Group, уже объявила о планах строительства электростанции мощностью 426 МВт, у которой 90% выбросов CO2 будут транспортироваться в специальное хранилище в Северном море. Проект претендует на частичное финансирование со стороны ЕС. Запустить установку планируется в 2016 г.
Технологии улавливания СО2 намерены развивать США. Белый дом готов выделить до $8 млрд на государственные гарантии под проекты снижения негативного влияния на окружающую природную среду использования твердого топлива, в том числе на CCS. По данным Глобального института CCS, в мире реализуются 62 проекта в этой сфере, в том числе 20 — в США, 11 — в Китае, 7 — в Канаде, 6 — в Великобритании, по 4 — в Норвегии и Австралии, а также в Алжире, Голландии, Испании, Италии, Корее, ОАЭ, Румынии и Франции.
Уголь против газа
В 2012 г. тонна угля на условиях поставки "стоимость, страхование и фрахт" в порту Амстердама, Роттердама или Антверпена (CIF ARA) стоила менее $100. Это топливо обходилось более чем вдвое дешевле газа, если сравнивать по теплотворной способности. Такая экономика содействовала расширению использования угля в тепловой генерации.
По мнению специалистов Euracoal, в условиях экономической стагнации и суровой экономии Европе было выгодно использование более дешевой электроэнергии на угле. Тем более, что угольный рынок конкурентнее и прозрачнее газового.
В Китае цена угля на экспорт была примерно на $20/т выше европейской, тогда как в США — на столько же ниже. Аналитики прогнозируют подорожание угля в ближайшие годы, но все будет зависеть от цен на нефть и, следовательно, на газ.
Цена коксующегося угля в 2012 г. упала по сравнению с 2011 г. на треть, до $160/т в портах Австралии из-за уменьшения спроса из Китая.
Эксперты отмечают две тенденции. В США газ вытесняет уголь. Американский уголь выходит на рынок Европы, замещая дорогой газ. Здесь никакой политики, только экономика. С конца 2012 г. выработка э/э из газа, например, в Германии является убыточной, на уровне минус EUR5/МВтч, а на угле — прибыльной (+EUR5-10/МВтч). С другой стороны, в той же Германии угольные ТЭС обрели серьезного конкурента в лице солнечных электростанций, имеющих преференции по подключению.
Европейцы будут вынуждены либо закрывать газовые ТЭС, либо добиваться от поставщиков, в первую очередь, от "Газпрома", снижения цен на топливо. Россия, скорее всего, пойдет на определенный компромисс, чтобы не потерять рынок. Этим может воспользоваться и Украина, чтобы наконец-то завершить переговоры по пересмотру газового контракта.
Что касается угля, то украинским компаниям тяжело соперничать в Европе с конкурентами из США и России. Поэтому ориентироваться следует на азиатский рынок. Это не только Китай, но и Индия, которая в ближайшие годы может выйти в лидеры по импорту угля.
В целом уголь имеет неплохие перспективы. По прогнозу Международного энергетического агентства, к 2018 г. он может заменить нефть в качестве основного источника энергии в мире. Рост потребления угля в мире прогнозируется в среднем на уровне 2.6% в год.