Дорогая необходимость

Для обеспечения роста добычи углеводородов на шельфе Украине необходимо существенно увеличить финансирование геолого-разведочных работ
Украина намерена значительно увеличить добычу газа на шельфе Черного моря. "Мы будем семимильными шагами идти по пути развития месторождений и увеличения добычи", — заявил недавно министр энергетики и угольной промышленности Украины Эдуард Ставицкий. Но серьезное наращивание добычи возможно лишь при выполнении ряда условий, важнейшим из которых является наличие достаточного финансирования.
Владимир МИХАЙЛОВ
О том, что на шельфе Черного моря есть газ, было известно давно. Так, в 1974 г. на поднятии Голицына на одной из скважин был получен первый фонтан газа в украинском секторе Черного моря. В 1978 г. было создано специализированное предприятие для поисково-разведочного бурения на шельфе. На сегодняшний день в украинской акватории Черного моря открыто восемь газовых, газоконденсатных и одно нефтяное месторождения. Но до 90-х гг. прошлого века существенное увеличение добычи газа на украинском шельфе не представляло особого экономического интереса. По этой причине изученность украинского сектора Черного моря была (и остается) незначительной — всего на 4-5%.
С повышением общемировых цен на газ у причерноморских стран появился интерес к разработке запасов шельфа, и с начала XXI века работы на мелководном шельфе активизировались. В настоящее время большинство стран причерноморского региона (кроме России и Грузии) ведут добычу газа на шельфе, причем если Украина за счет этого покрывает около 1% своих потребностей, то Болгария — около 15%, а Румыния — около 6%. Россия, с которой Украина в 2012 г. подписала договор о разделе акваторий Черного и Азовского морей, также планирует начать добычу на своем участке шельфа.
Причерноморский регион следует общемировой тенденции повышения интереса к разработке шельфа: с конца прошлого века именно на шельфе открывается большая часть новых месторождений углеводородов. Этому значительно способствовали достижения в технологиях морской добычи углеводородов, особенно по освоению глубоководного шельфа. Считается, что скоро добыча углеводородов на шельфе покроет около трети общемировой потребности в них.
Ограничения
Основными проблемами освоения черноморского шельфа являются его относительно малая изученность бурением, необходимость вложения значительных средств в разведку и освоение новых месторождений и риски, связанные с их разработкой — экономические, политические, технологические и экологические.
Украина, наряду с Болгарией и Румынией, обладает технологическими мощностями для добычи на мелководном шельфе (до 120 м), но освоение глубоководной части акватории Черного моря требует или привлечения крупных международных компаний, обладающих технологиями и опытом, необходимым для работы на большой глубине, или закупки оборудования (глубоководных платформ), которые могут справиться с этой задачей.
Кроме того, есть большая неопределенность с запасами газа. Никто точно не знает, сколько газа можно добыть в Черном море. Хотя на сайте Государственной службы геологии и недр приводятся данные о начальных потенциальных ресурсах углеводородов на шельфе Черного и Азовского морей (2 279.2 млн т у.т., что составляет 24.5% от общих запасов на территории Украины), эти данные носят прогнозный характер. Для определения извлекаемых запасов необходимо провести разведочное бурение, которое может дать какие-то определенные результаты.
В меньшей степени на разработку месторождений могут повлиять другие риски — как политические, связанные с изменением законодательства, так и технологические и экологические, примером недооценки которых может считаться катастрофа на нефтяной платформе Deepwater Horizon в Мексиканском заливе в 2010 г. Экономические риски также нельзя сбрасывать со счета — сворачивание инвестиций в добычу вполне возможно при уменьшении цены на газ и, соответственно, маржи добывающих компаний.
Что сколько стоит
Недавно министр энергетики и угольной промышленности Украины Эдуард Ставицкий заявил о планах увеличить разведанные площади в территориальных водах с 5% до 50% за счет привлечения инвестиций крупных компаний, а также собственных средств. К сожалению, министр не уточнил, сколько может стоить разведка такой территории и будут ли разведываться глубоководные площади.
ГАО "Черноморнефтегаз" в настоящее время располагает оборудованием для мелководного бурения, поэтому, как считают некоторые эксперты рынка, разведка наиболее перспективных объектов на мелководном шельфе может обойтись не очень дорого — порядка 1-3 млрд грн. Что касается глубоководного разведочного бурения, то в этом случае, как и для глубоководной добычи, опять-таки необходимы специальные платформы, и в любом случае — будет ли разведочное бурение проводиться силами ГАО "Черноморнефтегаз" (которому придется эти платформы закупать или арендовать) или зарубежных компаний — оно потребует значительных материальных затрат. По некоторым оценкам, глубоководная разведка может обойтись в сумму несколько десятков миллиардов гривен.
Сама добыча также потребует существенных инвестиций — если речь идет о добыче на мелководном шельфе, то ее можно вести уже имеющимися платформами, а для разработки глубоководных месторождений надо или привлекать зарубежные компании, или закупать глубоководные платформы. Если речь идет о бурении небольшого количества скважин, то возможна также аренда оборудования. В любом случае, и покупка, и аренда платформ потребуют больших затрат, что значительно увеличит себестоимость добытого газа.
Кроме того, существенных капитальных затрат требует создание инфраструктуры для транспортировки добытого газа — в случае открытия месторождений в глубоководном секторе нужно будет прокладывать трубопроводы, что отразится на себестоимости продукции.
От разведки до добычи
С разведочным бурением связаны еще два ограничения наращивания добычи — большой временной лаг между началом разведочных работ и выходом на промышленную разработку месторождения и риск сворачивания инвестиций при отрицательных результатах бурения. Нарастить добычу можно лишь при условии накопления положительных результатов разведочного бурения, а увеличение количества удачных результатов бурения возможно лишь при общем увеличении количества скважин. Если сегодня начать существенно увеличивать объем геолого-разведочных работ, то на основе получаемых данных добычу нарастить можно лишь через год-два. Несмотря на то, что "Черноморнефтегаз" уже сегодня увеличил объемы бурения в украинском секторе Черного моря, объемы и разведочного, и эксплуатационного бурения в нефтегазовой промышленности Украины в целом не увеличиваются. Таким образом, в ближайшем будущем не стоит ожидать значительного и устойчивого роста добычи газа в масштабах всей отрасли.
Объемы разведочного и эксплуатационного бурения предприятиями нефтегазовой промышленности, тыс м
2008 г. | 2009 г. | 2010 г. | 2011 г. | 2012 г. | 2013 г. (прогноз) | |
Разведочное бурение | 168.6 | 154.4 | 151.9 | 159.7 | 176.2 | 137.1 |
Эксплуатационное бурение | 206.6 | 177.9 | 142.9 | 146.0 | 149.7 | 135.7 |
Данные Минэнергоугля Украины.
ПРИМЕЧАНИЕ
Данные за 2013 г. носят прогнозный характер и рассчитаны на основании оперативных данных за 9 мес. 2013 г. (разведочное бурение – 102.8 тыс м, эксплуатационное бурение — 101.8 тыс м) при допущении, что темпы работ за 9 мес. сохранятся до конца года.
Чего можно ожидать
Сейчас в Украине создаются предпосылки для возможного роста добычи в более отдаленном будущем. Это и закупка ГАО "Черноморнефтегаз" современных СПБУ (благодаря чему компании уже в этом году удалось нарастить добычу на северо-западном шельфе), и привлечение зарубежных компаний для разработки Скифского участка, и планы по разработке Керченского участка.
Рост добычи "Черноморнефтегазом" в этом году достигнет впечатляющей величины в 40%. Недавно компания зафиксировала рекорд суточной добычи. Правда, такие показатели достигнуты во многом благодаря совпадению нескольких благоприятных факторов — еще в прошлом году компания начала освоение Одесского месторождения с использованием двух новых СПБУ ("Петр Годованец"иНезалежнисть"), которые также получила незадолго до этого, и к тому же дебит уже действующих скважин, которые бурились установкой "Петр Годованец", оказался вдвое выше проектного.
В последнее время в СМИ появились сообщения о планах правительства нарастить добычу газа на 3-5 млрд куб м к 2015 г. благодаря использованию двух новых плавучих буровых установок, которые будут задействованы для работ на шельфе Черного моря. С учетом того, что сейчас объем добычи составляет около 1.5 млрд куб м, увеличить его в 2-3 раза лишь благодаря двум новым установкам совершенно нереально. По мнению некоторых экспертов, достигнуть годового объема добычи в украинском секторе Черного моря на уровне 3-5 млрд куб м представляется возможным в 2015-2018 гг. лишь при условии привлечения больших объемов инвестиций. Чтобы говорить о долгосрочной тенденции наращивания добычи, тем более об увеличении ее объема в несколько раз, надо быть уверенным в том, что будет соответственно увеличено финансирование геолого-разведочных работ и их результаты позволят подтвердить прогнозные запасы.
Совсем недавно премьер-министр Николай Азаров заявил, что Украина в 2014-2017 гг. планирует инвестировать в геолого-разведочные работы $3 млрд. Сколько из этой суммы будет выделено на разведку шельфа, премьер не уточнил. В любом случае, такая сумма действительно означала бы радикальное увеличение финансирования (сейчас, по словам геологов, на разведку выделяется в разы меньше). Вопрос в том, откуда взять эти средства при нынешнем состоянии экономики.