Невыгодный игрок

Перспективы возвращения Ирана на мировой рынок нефти

Мировые цены на нефть находятся в настоящее время на высоком (более $100 за баррель) уровне только потому, что объем предложения искусственно ограничивается. При этом введенные западными странами санкции против Ирана, в результате которых экспорт нефти из страны сократился от около 2.5 млн бар в сутки в конце 2011 г. до 1 млн бар в сутки в 2013 г., играют важнейшую роль в поддержании нынешнего равновесия. Однако новый Президент Ирана Хасан Роухани, избранный в прошлом году, настроен на достижение компромисса с западными странами. Результатом этой политики должно стать возвращение иранской нефти на мировой рынок, где и так ожидается в текущем году избыток предложения.

Виктор ТАРНАВСКИЙ

Перепроизводство

Спрос на нефть в мировой экономике растет довольно медленно. По прогнозам специалистов International Energy Agency (IEA) и международного нефтяного картеля ОПЕК, в этом году он увеличится на 1-1.2 млн бар в сутки по сравнению с прошлым годом и составит около 91 млн бар в сутки.

В то же время, объем производства увеличивается намного быстрее. Только в США расширяющаяся добыча сланцевой нефти и разработка глубоководных месторождений способна дать в этом году до 1 млн бар в сутки прироста. А ведь есть еще Канада с ее нефтяными песками, Ирак, где правительство реализует проекты по расширению экспортной инфраструктуры, Ливия, где в течение 2013 г. объем производства упал с 1.4 млн до менее 300 тыс бар нефти в сутки, но может снова возрасти, если там удастся навести хоть какой-то порядок, и, конечно, Иран.

Первый раунд переговоров, проведенный правительством страны с шестеркой международных посредников в ноябре прошлого года, принес весьма обнадеживающие результаты. Настолько обнадеживающие, что глава иранской нефтяной отрасли Биджан Занганех заявил, что его страна после отмены санкций готова в течение нескольких месяцев восстановить прежние объемы добычи нефти и ее экспорта. Речь при этом идет об увеличении поставок примерно на 1.5 млн бар в сутки по сравнению с уровнем осени прошлого года.

По оценкам американского инвестиционного банка Bank of America Merrill Lynch, в течение 2014 г. объемы поставок нефти на мировой рынок могут возрасти на 1.5-3 млн бар в сутки вследствие расширения производства в Ираке, Ливии и Иране — и это не считая увеличения добычи в США. Избыток предложения, как считают банковские аналитики, может привести к падению мировых цен на нефть до менее $80/бар.

Безусловно, для Украины, зависящей от импорта нефти и нефтепродуктов, такое развитие событий было бы выгодным, а если учитывать недавнюю девальвацию гривни по отношению к доллару, то и просто спасительным. Однако насколько велика вероятность такого исхода?

В США увеличение добычи нефти пока следует воспринимать как данность. По оценкам ряда специалистов, большинство сланцевых месторождений имеют себестоимость добычи ниже $75/бар, а Министерство энергетики США прогнозирует на этот год удешевление американской нефти не более чем до $93/бар. В Ираке строительство новых экспортных терминалов и прочей инфраструктуры идет не так быстро, как хотелось бы правительству, но, по мнению экспертов, в течение 2014 г. объемы внешних поставок из страны, действительно, могут прибавить до 0.5 млн бар в сутки. В Ливии продолжается хаос. Добыча нефти в этой стране, поднявшаяся было в январе, в феврале снова упала.

Теоретически, прирост добычи нефти в США и Ираке может быть компенсирован за счет его снижения в Саудовской Аравии, фактически взявшей на себя основные обязанности по балансированию спроса и предложения в мировом масштабе. В течение 2013 г. объем производства нефти в этой стране колебался от около 9 до 10.2 млн бар в сутки. С октября прошлого года он примерно стабилизировался на уровне 9.75-9.8 млн бар в сутки.

По данным BofA Merrill Lynch, бюджет Саудовской Аравии на текущий год составлен исходя из стоимости нефти $85/бар и объеме добычи порядка 9.5 млн бар нефти в сутки. Ради сохранения котировок на нынешнем уровне — $105/бар "ОПЕКовской" корзины, саудовцы могут пойти на сокращение поставок. Собственно, этого от них и требуют иранцы. Как заявил еще в конце прошлого года Б.Занганех, другие страны ОПЕК должны потесниться, чтобы позволить Ирану восстановить прежние объемы добычи и не обвалить мировой рынок.

Впрочем, по оценкам BofA Merrill Lynch, предел уступчивости Саудовской Аравии составляет не более 1.5 млн бар нефти в сутки. По крайней мере, эта страна никогда ранее не сокращала добычу нефти в течение года на большую величину. При этом в данную сумму должны входить компенсация ожидаемого уменьшения спроса на ОПЕКовскую нефть на 0.3-0.4 млн бар в сутки в текущем году, 0.5 млн бар иракского прироста и какой-то резерв на случай возможного улучшения ситуации в Ливии. Таким образом, на долю Ирана остается не так уж много. Стоит стране увеличить в этом году объемы поставок нефти хотя бы на 0.5-0.6 млн бар в сутки, и на мировом рынке может возникнуть избыток предложения, ведущий к ценовому спаду.

Итак, чего в действительности стоит ожидать в этом году от Ирана?

Санкции и поставки

На переговорах в ноябре 2013 г. Иран и члены "мирового сообщества" договорились о незначительном ослаблении санкций с 20 января сроком на шесть месяцев. Правда, нефтяной отрасли это коснулось незначительно. Главным ее приобретением стала отмена запрета на страхование танкеров, перевозящих иранскую нефть, в Европе, на которую, тем не менее, приходится более 90% иранского нефтяного экспорта.

Но до полного снятия ограничений на поставки иранской нефти еще очень далеко. По оценкам западных аналитиков, этот процесс даже в случае успешного проведения переговоров по иранской атомной программе может занять от полутора до двух лет. Некоторые санкции против Ирана были введены еще в 1999 г. и связаны с такими вопросами, как права человека и поддержка "международного терроризма". Кроме того, в американском Конгрессе весьма сильное "антииранское" лобби, которое по-прежнему выступает за усиление санкций и не отказалось от намерения полностью изгнать иранскую нефть с мирового рынка.

Тем не менее, итоги ноябрьских переговоров реально стали для Ирана сигналом к наращиванию экспорта нефти. Если с июня по октябрь 2013 г. его объем составлял менее 1 млн бар в сутки, но с ноября прошлого года он превысил эту отметку, а в январе 2014 г. достиг, по данным IEA, 1.32 млн бар в сутки (самый высокий показатель с 2012 г.).

При этом иранцы ведут себя на рынке достаточно агрессивно, предлагая покупателям весьма выгодные условия. Неудивительно, что о намерении расширить импорт иранской нефти заявляет Турция, несмотря на свое членство в НАТО. В начале февраля о заинтересованности в возобновлении таких закупок сообщило правительство Шри-Ланки. Примерно в это же время иранская компания Nakhle Barani Pardis подписала соглашение с индонезийской PT Kreasindo о совместном строительстве нефтеперерабатывающего завода стоимостью около $3 млрд. Предполагается, что это предприятие, которое вступит в строй в 2017 г., будет перерабатывать иранскую нефть и отправлять готовую продукцию на экспорт, в том числе и в Иран, испытывающий дефицит качественных нефтепродуктов. Более того, в середине февраля появились слухи о закупке иранской нефти Германией.

В первой половине января мировые СМИ сообщали о возможном заключении бартерной сделки по обмену 500 тыс бар иранской нефти в сутки на российские промышленные и продовольственные товары. За счет этого Россия смогла бы расширить собственный экспорт нефти по принципу замещения. Кроме того, сообщалось о готовящемся подписании контракта между китайской государственной трейдерской компанией Zhuhai Zhenrong Corp и National Iranian Oil Company (NIOC) на поставку газового конденсата. После его заключения экспорт иранской нефти (с конденсатом) в Китай превысит 500 тыс бар в сутки по сравнению в среднем с около 410 тыс бар за 2013 г.

Неудивительно, что иранские власти планируют на текущий год расширение внешних поставок нефти на 1 млн бар в сутки по сравнению с прошлым годом, а западные аналитики считают вполне возможным рост на 0.5 млн бар даже без существенного смягчения санкций.

В последние месяцы Иран также активизировал работу по привлечению иностранного капитала в свою нефтегазодобывающую отрасль. Еще в декабре прошлого года Б.Занганех назвал семь корпораций, получивших официальные приглашения. Это американские Exxon Mobil и ConocoPhillips, британские BP и Shell, норвежская Statoil, французская Total и итальянская ENI. Интересно, что в списке приглашенных нет ни китайских, ни российских компаний, но они и так проявляют интерес к иранской нефти.

В июне-июле 2014 г. власти Ирана планируют провести в Лондоне презентацию, на которой должна быть представлена новая форма соглашений, устанавливающих принципы работы иностранных нефтегазовых компаний в стране. До введения санкций Иран не слишком баловал иностранных инвесторов, выкупая у них добытую нефть по ценам, намного ниже мировых, но теперь Тегерану приходится быть уступчивым. По оценкам ряда экспертов, своими силами Иран сможет в течение года довести объем добычи нефти с нынешних 2.65-2.8 млн бар в сутки до 3-3.5 млн бар. Чтобы добиться большего, нужны многомиллиардные инвестиции и современные технологии, а иранцы, отрезанные от мирового рынка, не обладают сейчас ни тем, ни другим. Как заявляет Б.Занганех, Иран готов предоставить иностранным компаниям даже более выгодные условия, чем Ирак, где они считаются наилучшими в ближневосточном регионе.

Судя по тому, как зачастили в Тегеран иностранные визитеры, дело теперь лишь за отменой санкций. Однако это может произойти весьма не скоро. Быстрое возвращение Ирана на мировой рынок нефти невыгодно никому из крупнейших игроков. Судя по всему, объем экспорта иранской нефти в этом году будет увеличиваться плавно, и нарушения равновесия на мировом рынке не произойдет. Но когда иностранным компаниям будет позволено вернуться в Иран, эта страна сможет добиться значительного роста производства в течение 1-2 лет.

Copyright © ЦОИ «Энергобизнес», 1997-2025. Все права защищены
расширенный поиск
Close

← Выберите раздел издания

Искать варианты слов
 dt    dt