Энергия революции

Смена правительства может иметь революционные последствия для ТЭК: от проведения непопулярных реформ до передела собственности

Итогом Евромайдана для украинской энергетики может стать принятие непопулярных решений, о которых ведущие финансово-промышленные группы не один год безуспешно просили Виктора Януковича. Речь идет, прежде всего, о повышении тарифов на газ для населения. Это было одним из требований МВФ для возобновления сотрудничества с Украиной, от которого всеми силами открещивалось прошлое правительство.

Виталий ЧЕРНОМОРЕЦ

Папаредники-2, или "Гаси свет"

Нынешний "еврокабмин" оправдывает необходимость роста цен и тарифов очень сложной экономической ситуацией, оставленной "папередниками". У лидера БЮТ Арсения Яценюка после вступления в должность премьера просто волосы на голове встали дыбом от экономического упадка. Видимо, четыре прошлых года он не имел возможности следить за ситуацией в отраслях.

Над устрашающими текстами долго не думали, а взяли старый проверенный вариант: казна пуста, миллиардные долги, бюджет теряет значительные средства на коррупционных схемах. "У правительства недостаточно средств на казначейском счете для обеспечения жизнедеятельности страны. Мы стоим на пороге, по сути, катастрофы", — это слова четырехлетней давности Николая Азарова незадолго до вступления в должность премьера после Юлии Тимошенко. "Государство доведено до грани банкротства, а общество — до социальной и гуманитарной катастрофы", — а это уже "ответочка" наших дней — выдержка из программы "временного" Кабмина.

В общем, люди должны понять, что сегодня снова пришло время затянуть пояса и жить по средствам. Ведь одной из главных целей правительства является "возобновление программ сотрудничества с МВФ и выполнение всех условий, необходимых для получения помощи от МВФ и ЕС". Для тех, кто не понял, в этом же документе чуть ниже поясняется: "Принятие (в краткосрочной перспективе) необходимых непопулярных решений по ценам и тарифам с внедрением соответствующих компенсаторных механизмов адресного характера". Тут, скорее всего, имеются в виду не только тарифы на газ, но и на воду со светом.

На сегодня дешевые коммунальные услуги — это единственная роскошь, которую могут позволить себе украинцы. По объемам потребления этих ресурсов мы можем сравниться с самыми богатыми странами Европы. Но на пути в ЕС этот пережиток советского прошлого должен пасть вслед за поваленными памятниками Ильичу.

Весь вопрос в том, смогут ли грамотно новые власти провести повышение тарифов. Отраслевые специалисты соглашаются, что цены надо пересматривать. Большинство семей платят за свет в месяц столько, сколько стоит билет в кино. Но перед изменением цен и тарифов необходимо разработать систему адресной помощи. Без нее команду А.Яценюка может смести такой же "тарифный майдан", как в Болгарии. Успеем ли мы разработать и внедрить такой механизм до выборов президента 25 мая, за три месяца? Вопрос риторический. Месяц только будут своих людей расставлять на местах, в том числе в национальных комиссиях по энергетике и ЖКХ. Вероятнее всего, пойдем сложной дорогой: повысим тарифы, а потом будем выделять помощь. Хочешь называться европейцем — терпи.

С кем вы, олигархи?

Повышение тарифов выгодно крупному бизнесу, который, по одной из версий, поддерживал майдан. Но вряд ли это была плата за какую-либо возможную помощь. Суровая реальность такова, что бюджет не справляется с компенсациями населению разницы в тарифах на воду и электроэнергию.

В 2013 г. впервые за последние годы в энергорынке образовался дефицит в 2.5 млрд грн как следствие отсутствия бюджетных субвенций для водоканалов и госшахт, которые не могли рассчитаться за электроэнергию. ГП "Энергорынок" пришлось выпускать облигации на 1.5 млрд грн для частичного погашения долга генерации. Ситуация в этом году не будет лучше. Поэтому требование повышать тарифы — это, главным образом, обязательное условие для получения макрофинансовой помощи Запада, так необходимой Украине, чтобы избежать банкротства.

Возможно, олигархи пролоббировали другой пункт программы правительства — защита прав инвесторов? "Государство гарантирует неприкосновенность прав собственности и усиление института собственности как основы рыночной системы хозяйствования", — говорится в правительственной программе. Формулировка красивая.

Но почему же то и дело возникают слухи о реприватизации всего, что было при "преступной власти" за последние 4 года? А это, в том числе, электроэнергетика, облгазы, угольные активы. Владельцам необходимо будет вернуть миллиарды гривен. Можно, конечно, просто национализировать по закону революционного времени, но какой инвестор придет после этого в страну?

Идея реприватизации уже витала 10 лет назад, после "Оранжевой революции", но тогда от нее отказались. Сегодня, возможно, этой страшилкой пытаются попугать олигархов, чтобы что-то выторговать.

Добиться уступок от бизнеса, наверняка, попытаются при реализации заявленных планов относительно усиления антимонопольного контроля, подготовки законов о порядке поставок газа населению, госрегулирования в энергетике, эффективного использования топливно-энергетических ресурсов.

Полезными олигархам могут быть намерения правительства децентрализовать власть и передать больше полномочий на места. О таких планах сообщил вице-премьер Владимир Гройсман. Наверное, это правильное решение. Де-факто в Украине время от времени обл- и горсоветы то на Западе, то на Востоке отказываются признавать решения Киева. Лучше оформить это юридически, лишив их тем самым возможностей для очередного демарша.

Кто на передел?

Идею о децентрализации, скорее всего, поддержат новые губернаторы Днепропетровской и Донецкой областей Игорь Коломойский и Сергей Тарута, чей бизнес шел не так хорошо во времена правления Семьи. Один из богатых киевлян искренне заявлял в Фейсбуке, что зажиточным людям у власти просто нет смысла что-то красть у народа. И в этом есть своя логика. С ней согласился даже один из самых принципиальных представителей теперь уже глубоко оппозиционной Партии регионов Михаил Чечетов.

Но, все-таки, есть нюансы. Как ни крути, возвращение во власть глупо не использовать для восстановления, расширения, а, может, и построения нового направления своей бизнес-империи. Тем более, что на рынке освобождаются ниши.

Больше всего от новой власти пострадает бизнес президентской Семьи в экзиле. Энергетический холдинг ВЕТЭК, который связывают с Януковичами, якобы договорился о переходе за долги прав собственности на Одесский НПЗ российской "Роснефти". Ситуация с Херсонским НПЗ, вернее с тем, что от него осталось за последнее десятилетие, не понятна. По информации СМИ, в конце февраля предприятие захватил "Правый сектор" и потом "передал правоохранительным органам".

Интересно понаблюдать, как будет развиваться сеть заправок "БРСМ-Нафта", от которой открещивается экс-министр энергетики и угольной промышленности Эдуард Ставицкий. Возможно, наконец-то наведут порядок на аукционах по продаже сжиженного газа, которые якобы курировали из Генпрокуратуры. Кто будет руководить в подконтрольных государству "Укрнафте", "Укртранснефти", "Укртрансгазе"иУкргаздобыче"? Закроют ли схемы контрабанды нефтепродуктов?

Военная операция России на территории Украины поставила под вопрос непоколебимость позиций и российского бизнеса в украинской энергетике. Россияне владеют у нас энергоснабжающими компаниями, в том числе обеспечивающими электроснабжение Черноморского флота, а также нефтяными активами. Частная собственность у нас, разумеется, защищена, но послевоенный синдром есть послевоенный синдром.

Непонятна и судьба совместных проектов с РФ, например, относительно строительства завода по фабрикации ядерного топлива в Украине по российским технологиям.

У рубильника все те же

Рулить энергетикой поручили проверенному кадру, заслуженному энергетику Юрию Продану. Отдельные направления, скорее всего, будут курировать замы-профессионалы. На нефтяной бизнес прочат Игоря Кирюшина. Атомное направление, наверняка, отдадут людям Николая Мартыненко, которого тоже предлагали как возможную кандидатуру на пост главы Минэнергоугля. Может в "Энергоатом", в который раз, придет Юрий Недашковский. В газе неплохо разбирается Олег Дубина. Не исключено, что какую-нибудь кандидатуру в этой сфере подскажет реабилитированная Юлия Тимошенко.

Какие первые заботы будут у нового министра? Прежде всего, необходимо будет контролировать ситуацию на рынке нефтепродуктов, на котором цены растут ежедневно из-за нестабильности гривни. Второй вопрос — договоренности с РФ о продлении льготной цены на газ на второй квартал, а также погашение газовых долгов. Важным вопросом остается обеспечение полных расчетов за уголь и электроэнергию на внутреннем рынке.

Необходимо будет решать проблему зарплат на госпредприятиях. На повестке дня остается реформа рынка электроэнергии, угля и газа. Надо запускать украинскую нефтепереработку, увеличивать добычу углеводородов, повышать энергоэффективность. Весьма вероятно, что новому министру придется разруливать и рейдерские захваты энергокомпаний, которые учащаются в переходный период между тоталитарным режимом и демократией. Ну, разумеется, ждем от честной власти честной приватизации в ТЭК.

Copyright © ЦОИ «Энергобизнес», 1997-2025. Все права защищены
расширенный поиск
Close

← Выберите раздел издания

Искать варианты слов
 dt    dt