Газовая нестабильность

Александр Кендюхов о влиянии газового фактора на экономику Украины
Низкая эффективность экономики Украины, в том числе энергетической отрасли, стала одной из причин текущего политического конфликта. Чтобы решить экономические и политические проблемы страны, нужно создать новую производственную базу, для которой цена на газ не будет играть существенной роли. Об этом "ЭнергоБизнесу" рассказал Александр Кендюхов, заведующий кафедрой стратегического управления экономическим развитием Донецкого национального технического университета, профессор, доктор экономических наук, председатель Всеукраинского союза ученых-экономистов.
Нина ШЕРШОВА
— Александр Владимирович, как повлияло бы на экономику Украины долгосрочное снижение цены на российский газ?
— Думаю, дешевый российский газ — это сыр в мышеловке. Конечно, если бы обязательства России были соблюдены, то долгосрочное снижение цены на российский газ было бы позитивным фактором. Это позволило бы несколько облегчить бремя финансовых проблем Украины. Наша экономика — сверхзатратная во многих отношениях, в том числе и в энергетическом. Отрицательное торговое сальдо банкротит страну, платежный баланс трещит по швам. Экономия нескольких миллиардов долларов на закупках российского газа стала бы очень своевременной. Сейчас экономическая ситуация в Украине и так весьма тревожная, а при возврате к прежней высокой цене на газ она лучше не станет.
Тем не менее, даже если бы цена на российский газ была снижена не на треть, а вдвое, экономические проблемы, накопившиеся за годы независимости, все равно дали бы о себе знать. Ведь главная проблема украинской экономики — морально и физически устаревшая национальная производственная база — не решена.
Последний политический конфликт в значительной мере как раз и был обусловлен низкой эффективностью экономической системы. Согласитесь, если бы наша экономическая модель обеспечивала уровень жизни населения Украины выше, чем в Европе, то многие политические вопросы отпали бы сами по себе. А такой уровень, при рациональной экономической модели, — не фантастика, а реальность.
— Как можно было бы решить эти проблемы экономики Украины?
— Нам необходима новая производственная база, при которой цена на газ не будет играть существенной роли. Об этом говорят газовые проблемы Украины. И в каком бы тяжелом положении не находилась страна, возможности для создания такой производственной базы у нас есть. Но для этого нужна принципиально другая национальная экономическая модель. Та экономическая модель, которую украинское общество создало еще в начале 90-х гг. и продолжает использовать по сей день, гарантирует нарастание экономических проблем, создает массу негативных рисков и обеспечивает надежную основу для постоянных политических конфликтов.
— Какое влияние цена на российский газ окажет на украинский бюджет в 2014 г.?
— Украинский государственный бюджет — это вариация миллионов интерпретаций. Люди, которые его принимают и называют себя народными избранниками, представляются мне несколько безответственными. Все государственные бюджеты за годы независимости страны были ориентированы на вчерашний день, а не на будущее.
Когда мы оцениваем влияние стоимости импортного газа на бюджет, это относится к расходной его части. Однако принципиального влияния на структуру расходной части бюджета эта цена не оказывает. Проблема украинского бюджета заключается, прежде всего, в иррациональном распределении внутринациональных инвестиционных потоков. На что снижение цены на российский газ могло бы однозначно повлиять — это на уменьшение государственных расходов на закупку газа. Теоретически это означало бы возможность больше денег потратить на другие статьи: милицию, суды, медицину, образование, науку.
— Насколько цена на российский газ влияет на экономику Украины в целом?
— В целом на экономику Украины цена на российский газ принципиального влияния не оказывает. Чтобы разрешить экономические проблемы Украины, нужно разобраться с тупиковой национальной экономической моделью и устаревшей низкорентабельной национальной производственной базой, которые не позволяют стране обеспечить положительный торговый баланс. Т.е. основные проблемы экономики Украины заключаются не в ценах на российский газ, а в иррациональном, с позиции обеспечения долгосрочного общественного благополучия, национальном экономическом механизме.
Если говорить об эффекте изменения цены на газ для всей экономики Украины, то она связана с изменением общенациональных расходов на газ, величины отрицательного сальдо в торговле с Россией и ценовой конкурентоспособности для тех отечественных экспортоориентированных предприятий, которые потребляют для своих производственных нужд природный газ в больших объемах.
Конечно, от цены на газ зависят, прежде всего, металлургический комплекс и химическая промышленность. Дешевый газ для этих отраслей означает возможность снизить себестоимость своей продукции и, соответственно, повысить ее конкурентоспособность по цене. Это наши экспортные статьи.
— Могло ли снижение цены на российский газ иметь отрицательные последствия, в частности, замедлить внедрение проектов по энергосбережению и замещению природного газа?
— Снижение цен на российский газ для Украины и, соответственно, снижение цены на газ на украинском газовом рынке, в принципе, могло повлиять в худшую сторону на рентабельность новых проектов, поставить под вопрос их экономическую целесообразность. Среди таких проектов, запланированных к реализации в течение ближайших десяти лет, — добыча газа из уплотненных песчаников и строительство заводов по производству синтез-газа из угля совместно с зарубежными партнерами. Это должно обеспечить диверсификацию газового рынка. Согласно проведенным расчетам, себестоимость газа, полученного в результате реализации этих проектов, должна составить около $220-250 за 1 тыс куб м.
Реализация этих проектов призвана обеспечить энергетические потребности Украины за счет газа собственного производства, это вопрос энергетической безопасности и энергетической независимости. Поэтому Украина в любом случае не должна отказываться от их реализации.
— Какие риски для экономики Украины заключают в себе газовые договоренности с Россией?
— Главный риск связан с тем, насколько стабильными окажутся эти договоренности. Сегодня уже очевидно, что Россия не собирается их соблюдать. Надо сказать, что в последние годы Россия по отношению к Украине ведет себя, скорее, эмоционально (а в последнее время даже агрессивно), нежели как надежный экономический партнер.
Кроме того, не совсем ясно, что на самом деле стояло за жестом доброй воли России относительно скидки на газ, и есть ли там еще какие-то подводные камни, о которых мы не знаем. Пока Украина будет в энергетической зависимости от России, риски будут всегда.
— Можно ли сейчас с уверенностью утверждать, что цена на российский газ с 1 апреля 2014 г. вернется на прежний уровень?
— Вероятность этого очень высока. Россия утверждает, что Украина должна за газ $2 млрд, поэтому цена будет пересмотрена, и предыдущие договоренности отменяются. Можно предположить, что Россия изначально планировала такой сценарий и теперь его реализует. Таким образом, Россия проявила себя в качестве крайне ненадежного торгового партнера.
— Есть ли сейчас у Украины возможность закупать газ в Европе по более низкой цене?
— Возможность есть. Но есть и определенные технические сложности, связанные с реверсом. И возможные объемы этих поставок меньше, чем те объемы, которые Украина сейчас получает из России. Поэтому здесь не обойтись без помощи европейских стран. Они понимают, что экономическая политика России по отношению к Украине основана не на экономической логике, а на тщеславных мотивах руководителей этой страны. Россия ведет волюнтаристскую политику ценообразования на газ по отношению к Украине, и даже более низкие цены на газ на европейском рынке вряд ли на ней отразятся. Украине нужно как можно быстрее реализовывать проекты по добыче так называемого сланцевого газа и получению синтез-газа из угля. Есть еще и другие уникальные проекты по сероводороду и водороду. Увеличение своих собственных возможностей — это более надежная гарантия низких цен. Думаю, если все их реализовать, то Украина уже через 10 лет сможет полностью отказаться от российского газа.
Я уверен, что в газовых отношениях с Россией нас ждут тяжелые времена, но Украина в конечном итоге выйдет победителем.