В режиме неопределенности

Леонид Косянчук об украинском рынке нефтепродуктов в "эпоху перемен"

Развитию украинского рынка нефтепродуктов мешают коррупционные схемы и непродуманные "инициативы" государства. Об этом, а также о других факторах, влияющих на ценовую ситуацию и ресурсное обеспечение рынка нефтепродуктов "ЭнергоБизнес" беседовал с президентом Ассоциации "Объединение операторов рынка нефтепродуктов Украины" Леонидом Косянчуком.

Нина ШЕРШОВА

— Леонид Васильевич, как влияет нынешняя политическая ситуация в стране на ресурсное обеспечение рынка нефтепродуктами?

— Политическая ситуация влияет на него опосредованно. Рынок сейчас лихорадит от галопирующего курса гривни и от нового порядка приобретения валюты для расчетов с зарубежными контрагентами, который был установлен постановлением НБУ №49 от 6.02.14 г. Согласно этому постановлению, субъект внешэкономической деятельности должен перечислить необходимую сумму в гривнях на специальный счет, и только спустя шесть банковских дней он может приобрести валюту. Но ведь наш рынок импортозависимый, и нефтепродукты трейдеры покупают за валюту, а продают — за гривни. Это создает проблемы. Допустим, мы потратили $100 тыс, купили нефтепродукты, привезли их и продали за гривни. Пока мы соберем наличные деньги, отправим запрос на специальный аналитический счет Нацбанка на шесть дней (фактически — 9-10 дней), пройдет время. Мы не знаем, какой курс валюты будет сегодня к вечеру, а нам предлагается участвовать в покупке доллара через 10 дней. У нас нет уверенности, что сможем хотя бы вернуть затраченные деньги. Есть вероятность, что мы купим не $100 тыс, а уже $80 тыс. И за счет чего мы можем вернуть еще $20 тыс? Нам придется переложить эти затраты на следующую партию нефтепродуктов, чтобы закрыть итоги квартала хотя бы с минимальной прибылью.

— Ведет ли Ассоциация "Объединение операторов рынка нефтепродуктов Украины" переговоры с новой властью об отмене/изменении указанного постановления НБУ?

— Ассоциация не ведет переговоры как таковые, потому что мы не субъект предпринимательской деятельности, а общественная организация, которая объединяет порядка 40% операторов этого рынка. Мы ведем диалог с властью, рассылаем огромное количество писем, аналитических материалов по профильным министерствам, пытаемся как-то вразумить и надоумить тех, кто принимает решения, руководителей центральных органов власти. Наша Ассоциация призвана популяризировать интересы и участников рынка, и потребителей, и мы в этом плане ведем себя достаточно активно и честно.

— Как Вы оцениваете текущие цены на нефтепродукты и их запасы в торговой сети?

— Цены сегодня абсолютно адекватны и соответствуют курсу гривни. Более того, некоторые автозаправочные сети буквально в ночь с 11.03. на 12.03.14 г. уже снизили цену на 10, 15 и 30 копеек за литр. Это такие бренды, как "ОККО", "Сокар Энерджи Украина"иКЛО". Те цены, которые были до этого момента, соответствовали курсу 9.7 грн/$. Когда курс гривни упал до 9.3 грн/$, цены начали снижаться. Опять-таки, по состоянию на 14 марта курс снова приблизился к отметке 10 грн/$, и если это продлится достаточно долго, в ценовом сегменте рынка снова произойдут изменения.

Тот момент, когда цена за бензин перевалила за 10 грн/л, стал "болевым пределом" покупательной способности населения. Через этот порог потребителю было очень сложно переступить морально. На такие вызовы все реагируют примерно одинаково — сначала потребление резко падает, потом первый шок проходит, и бензин приходится покупать по такой цене, ведь ездить все равно нужно.

Не знаю, кто распускал слухи о нехватке нефтепродуктов в конце февраля, результатом которых стали очереди на заправках. Я был вынужден давать интервью для телевидения и выступать на радио, объясняя, что даже если поставок не будет, запасов в торговой сети хватит, как минимум, на две-три недели. И никаких проблем не будет — ни в ресурсном отношении, ни в ценовом. Как показала практика, ничего и не произошло.

— Какова сейчас ситуация со снабжением и ценами на нефтепродукты в АР Крым?

— Какие бы там ни были люди, как бы они ни были настроены — все понимают, что если бензовозы не будут пускать в Крым, им придется ездить на ослах. В связи со всеми этими событиями была ситуация, когда цены на бензин выросли. Но потом, опять же, первый испуг прошел, уже 9 марта цены на бензин в Крыму приблизились к континентальным.

Несмотря на всю сложность ситуации в АР Крым, жизнь продолжается и бизнес тоже, поэтому операторы рынка нефтепродуктов сделают все от них зависящее, чтобы потребители хотя бы в этом смысле не испытывали ненужных стрессов. Не могут также не волновать те слухи о тотальной "национализации" имущества после т.н. "референдума". В этом смысле меня беспокоит то, как наши участники рынка будут продавать там свои мощности. Или они смогут их продать, или у них их просто заберут. Пока никто ничего не знает и это, к сожалению, не лучшим образом влияет на нормализацию ситуации.

— Какое влияние на рынок окажет приостановка "топливных схем" ВЕТЭК? Следует ли ожидать передела рынка нефтепродуктов?

— Это никак не повлияет на рынок в целом. Но те компании, которые были вынуждены работать с ВЕТЭК, сейчас несут серьезные убытки. Дело в том, что нефтепродукты, за которые они уже заплатили ВЕТЭК, арестованы государством как вещественное доказательство. А это 60 тыс т нефтепродуктов. И эти компании ничего не могут получить за свои деньги, и у них не хватит оборотных средств, чтобы снова закупить двухнедельный запас нефтепродуктов. Они не могут и прокредитоваться, потому что Нацбанк не дает пока такой возможности. Я не понимаю правительство, арестовавшее эти нефтепродукты. Если есть подтверждающие документы об оплате, нефтепродукты должны быть отгружены в любом случае, а вы уже там потом разбирайтесь, откуда взялись эти нефтепродукты и куда пошли деньги. В любом случае, добросовестные операторы рынка страдать не должны, так как они "играли" по правилам, не ими установленным. Надеюсь, что эта ситуация в свое время будет также исправлена.

Сегодня уход ВЕТЭК с рынка ничего не поменяет. Рынок — живой, саморегулирующийся организм. Он очень быстро реагирует на такие вещи. Рынок у нас в стране пережил уже многое, переживет и уход ВЕТЭК. Главное, что должно быть, чтобы его не лихорадило — это стабилизация национальной валюты и полное отсутствие попыток государства "регулировать" рыночные процессы в ручном режиме. Все такие вмешательства заканчивались всегда одинаково — ценовой катастрофой, ресурсным дефицитом и т.д.

Государству необходимо создать прозрачные и понятные правила игры, равные для всех участников, без каких-либо преференций для отдельных компаний.

— Как, по Вашим прогнозам, будет развиваться ситуация с Одесским НПЗ в ближайшем будущем?

— Этот завод перестал быть рентабельным после того, как НПЗ "отрезали" от трубной нефти. Хотя он и не самый худший в Украине, но глубина переработки нефтепродуктов на этом заводе оставляет желать лучшего по объективным причинам. Для того чтобы увеличить глубину переработки на Одесском НПЗ, нужна глубокая модернизация и реконструкция. Кроме того, приходится учитывать, что это курортная зона, и это накладывает свои ограничения и дополнительно создает целый комплекс проблем. По моим подсчетам, чтобы создать инфраструктуру и модернизировать этот завод, нужно, как минимум, несколько сотен миллионов долларов инвестиций. Вынужденная и, надеюсь, временная остановка этого завода никак не повлияет на рынок — цены на нефтепродукты не изменятся, дефицита не будет.

— Что сейчас тормозит развитие украинского рынка нефтепродуктов?

— На сегодняшний день рынку мешает глубоко эшелонированная система коррупции и поборов с рынка. За то время, пока мы воевали на Майдане, закулисно шли успешные попытки "узаконить" систему поборов в глобальном, общегосударственном масштабе. Это нонсенс. Мы уже обратились к новым министрам с соответствующими аргументированными предложениями. С этим жить нельзя, с этим надо снова идти на Майдан и строить баррикады.

У нас, чтобы построить АЗС стоимостью $1 млн, надо раздать взяток на $200 тыс. Это в лучшем случае, если есть наработанные связи. В результате, это все ложится на себестоимость товара. Деньги, конечно, надо как-то отбивать. Последнее "ноу-хау" в этой области - предложение ликвидировать дифференцированные ставки на дизтопливо, которые определяются в зависимости от его качества. Это то, что я вводил, будучи руководителем отрасли. Если мы отменим их — Украина превратится в сливную яму, куда будет поступать некачественное топливо, и за него придется платить большие деньги. Например, если дизтопливо у нас сейчас стоит 11.14 грн/л, то после этого оно будет стоить 12.14 грн/л, и его качество будет таким, что зимой вообще никто не сможет ездить. Именно к этому приведет отмена дифференцированных ставок на дизельное топливо, которую сейчас хотят протолкнуть. Более того, это полностью уничтожит небольшие преференции для производителей топлива, которые реконструировали свои производства и улучшили качество продукта. Надо ж иметь совесть — дайте им "отбить" деньги, вложенные в гидроочистку и т.д.

Следующим, не менее деструктивным для рынка является непродуманность законов об альтернативных видах топлива и об обязательном добавлении во все, без исключения, бензины не менее 5% биоэтанола.

— Какой будет, по прогнозам трейдеров, ценовая ситуация на украинском рынке нефтепродуктов в ближайший месяц?

— Прогнозировать что-то очень сложно. На рынок нефтепродуктов и вообще энергоносителей влияет столько переменных составляющих и разных обстоятельств, что все ценовые прогнозы будут неточными. Основные факторы, которые влияют на ценовую политику и стоимость нефтепродуктов в Украине — это стабильность курса гривни, вмешательство/невмешательство правительства, отсутствие войны и какие-либо обстоятельства непреодолимой силы. Стоимость нефтепродуктов на украинском рынке также зависит от их мировой цены. Но это объективный фактор. Каждый из операторов рынка, в зависимости от стоимости логистики, выбирает себе подходящий вариант.

Например, для нас беларусский импорт является предпочтительным, а для Беларуси — украинский рынок является премиальным. Вернее, являлся. В связи с пресловутым постановлением Нацбанка №49, сегодня и Мозырский НПЗ, и польско-литовский завод ORLEN Lietuva переходят на другие формы расчетов с Украиной. Если раньше, учитывая надежность контрагентов, стабильность и привлекательность рынка Украины, и ORLEN Lietuva, и "Белорусская нефтяная компания" давали нам какие-то товарные кредиты, то сегодня эта практика прекращена, и на украинский рынок поступают нефтепродукты исключительно по предоплате.

— Как это повлияет на розничный и оптовый сегменты?

— Это неблагоприятно влияет в равной степени и на розничный, и на оптовый сегменты, объемы предложений в которых в последнее время существенно снизились. Тем не менее, у крупных и средних операторов рынка заключены долгосрочные договора с компаниями агропромышленного сектора и они, насколько мне известно, успешно выполняются. Понятно, что и цены на нефтепродукты будут рыночными. Предыдущие попытки правительства "организовать" для аграриев какие-то "специальные" цены заканчивались всегда одинаково — по спекулятивным схемам это топливо оказывалось не в баках тракторов, а в бензобаках розничных потребителей. А почему, собственно, цены на нефтепродукты для села должны быть какими-то иными? На сегодняшний день все эти хозяйства — коммерческие структуры, и потребители покупают хлеб, крупу и другие продукты тоже по коммерческим ценам. И никаких скидок им не будет. Кто нам компенсирует эти скидки? При всей нашей любви к нашим сельхозпроизводителям, никто товар себе в убыток продавать не будет.

Поэтому у меня сегодня такое ощущение, что посевная кампания будет чрезвычайно сложной, но она состоится.

— Каким было соотношение импортных нефтепродуктов и внутреннего производства по итогам 2013 г. и изменилось ли оно сейчас?

— Это очень сложно высчитывать. Среди трейдеров принято считать, что около 75% нефтепродуктов в Украине — импортного происхождения. Это если не учитывать почти 2 млн т нефтепродуктов, которые появились буквально ниоткуда — по данным Госстата, в прошлом году в Украине было потреблено на 1.9 млн т нефтепродуктов больше, чем официально было импортировано и произведено. Это вопрос, которым должны заниматься антикоррупционные и следственные органы. Из-за этих схем государству был причинен ущерб в размере $6 млрд. Это могла быть контрабанда или какие-то "топливные смеси" — история разберется. Но факт остается фактом. Учитывая разграбленность нашего бюджета, наверное, за этим что-то стоит. Это если верить данным Госстата.

— Какие решения были приняты на заседании Экспертно-аналитической группы по проработке вопросов функционирования рынка нефти и нефтепродуктов и развития нефтеперерабатывающей промышленности при Минэнергоугля с участием нового министра?

— Это не было заседание экспертно-аналитической группы, потому что сама эта группа утратила свой статус, она нелегитимна. Ее ликвидировали в начале года постановлением Кабмина.

В свое время она была создана по Меморандуму между нефтяными компаниями и правительством. Тогда этот начавшийся диалог между правительством и бизнесом позволил обеспечить прозрачное экономически обоснованное ценообразование на рынке и достаточное его наполнение.

В последние годы заседания этой группы превратились в партактив. Т.е. собирались ее участники, выходил министр или его заместитель и объявлял, чего он от нас хочет. И заседание закрывалось. Ничье мнение там никого не интересовало в принципе, нам просто декларировали, что мы должны понизить цены в связи с определенной ситуацией, например, с избирательной кампанией. И каждый из нас должен был принять для себя решение, потому что Хозяйственный кодекс дает нам такое право. Нефтепродукты не подлежат государственному регулированию, зато входят в критический импорт.

— Как Вы оцениваете закон про обязательное добавление биоэтанола в автомобильное топливо?

— Это абсолютно лоббистский закон, который обеспечивает сбыт не очень качественного спирта его производителями. За этот гарантированный сбыт должны заплатить наши потребители, потому что это учитывается в цене на бензин. Он был принят летом прошлого года и вступил в действие с 1.01.14 г. Но чтобы этот закон начал работать, нужно было разработать механизм его внедрения — принять более 16 нормативных актов и стандартов. Т.е. нужно прописать, что и в каком количестве нужно добавлять, во что конкретно нужно добавлять, как смешивать, хранить, транспортировать, продавать и контролировать качество. Нет ДСТУ ни на базовый бензин, ни на добавки. Этого не было сделано, и не сделано до сих пор.

Мы хотели внести свои рекомендации относительно изменений к этому закону, но Верховная Рада уже не работала в этом режиме, потому что в стране шла революция. Сейчас Ассоциация разослала письма в профильные министерства. Если выполнять этот закон, мы нарушим несколько других. Мы выйдем за рамки действующих ДСТУ и таким образом заставим население покупать некачественный продукт за большую цену. И все ради того, чтобы спиртовые производства имели гарантированный сбыт. Замечу, что производимого в Украине биоэтанола хватит всего лишь на 30% бензина. А где брать остальной объем — неизвестно. Если его импортировать, получается двойное налогообложение — я плачу за импорт, и я же плачу за то, что добавляю биоэтанол в бензин, потому что изменение технических свойств продукта по украинскому закону считается производством. При этом содержание кислорода в этом бензине с биоэтанолом выходит за рамки государственного стандарта, и получается, что около 65% автомобилей в Украине не могут использовать этот бензин по техническим причинам. Так, например, для моего автомобиля запрещено использовать это топливо, иначе его снимают с гарантии. Биоэтанол — это растворитель, и нужно полностью переделывать всю систему питания автомобиля — прокладки, уплотнения, даже бензонасосы делаются специально под это топливо, потому что химические свойства у него совершенно другие.

Этот закон нарушает конституционные права граждан, лишая их права выбора. Все имеет право на жизнь — и альтернативные, и традиционные виды топлив. Но нельзя законодательно давать приоритет одному направлению. Это еще одна проблема, которую мы будем сейчас решать.

Copyright © ЦОИ «Энергобизнес», 1997-2025. Все права защищены
расширенный поиск
Close

← Выберите раздел издания

Искать варианты слов
 dt    dt