В сложных условиях

Андрей Мизовец о состоянии и развитии газового рынка в Украине

Резкое увеличение цены на российский газ окажет негативное воздействие на экономику Украины. В то же время это будет стимулировать страну развивать собственную газодобычу, в т.ч. из нетрадиционных источников, и наращивать реверсные поставки из Европы. Такое мнение в беседе с "ЭнергоБизнесом" высказал президент Ассоциации "Газовые трейдеры Украины" Андрей Мизовец.

Нина ШЕРШОВА

— Андрей Владимирович, какие последствия для газового рынка и экономики Украины в целом будет иметь повышение цены на российский газ?

— Рост цены на газ, пусть даже поэтапный, станет тяжелым ударом для экономики Украины. В то же время, ежегодное повышение цены в прошлом дало и косвенные положительные результаты — активно развивались проекты по разработке новых месторождений углеводородов, актуализировались вопросы добычи газа из нетрадиционных источников, впервые были реализованы проекты реверсных поставок и даже начали говорить о проекте постройки терминала по приему сжиженного газа. При низкой цене на природный газ, эти проекты откладывались за ненадобностью.

Поэтому, с одной стороны, высокая цена на российский газ станет тяжелым финансовым грузом для промышленности и бюджета, с другой стороны — ускорит реализацию проектов по диверсификации источников природного газа и энергосбережению, что особенно важно для дотационных сфер, таких как бюджетные организации, ЖКХ. Таким образом, сейчас в Украине пришло время быстрых решений: выделение приоритетов в энергетической отрасли, проведение реформ в жилищно-коммунальной сфере, изменение дотационных моделей в энергетике.

— Можете ли Вы спрогнозировать развитие газового рынка Украины в ближайшее время?

— Сегодня первоочередная задача для Украины — наладить трехстороннее сотрудничество с участием российских и европейских партнеров, чтобы организовать стабильные поставки природного газа как из России, так и реверсные — с территории Евросоюза.

В расширении количества поставщиков природного газа в страну заинтересованы как государственные, так и частные компании. Здесь есть один нюанс — импорт газа из Европы пока не облагается налогом на добавленную стоимость (НДС). Хотя недавно было предложение вернуть НДС для частных компаний, но это противоречит европейским нормам.

В реверсном направлении поставлять газ Украине дешевле "газпромовского" ресурса на $100-$150 за 1 тыс куб м можно через территории Польши, Венгрии и Словакии. По первым двум направлениям Украина может получить максимум 5-6 млрд куб м газа в год. Словацкий маршрут имеет более широкие технические возможности — до 15 млрд куб м в год, но без согласования этого вопроса с "Газпромом", как одним из участников процесса, приступить к поставкам невозможно. Это, по сути, российский газ, и, кроме того, российской стороной законтрактовано порядка 85% мощности терминала Вельке Капушаны. Согласно правовым нормам, без согласия стороны-участника поставок, т.е. "Газпрома", словацкий маршрут не может быть использован.

Кроме того, уже сейчас нужно обеспечить максимально лояльные условия для газодобывающих компаний, которые работают на украинских месторождениях. Повышение рентных платежей на добычу нефти и газа, задекларированное в законопроекте "О предупреждении финансовой катастрофы и создании предпосылок для экономического роста в Украине", вряд ли будет содействовать их работе. В настоящий момент нужны компромиссные действия, которые дадут возможность максимально эффективно использовать внутренние и внешние резервы Украины и стабилизировать ситуацию по обеспечению энергетическими ресурсами.

Сейчас страна столкнулась с ситуацией, когда рассчитывать на предыдущие договоренности не приходится, и низкая цена импортируемого газа в течение одного периода потом может стать в разы выше. Поэтому главным стратегическим направлением развития газового рынка должно стать наращивание собственной ресурсной базы. Речь идет как о традиционных месторождениях, так и о сланцевом газе. Текущая ситуация на газовом рынке четко показывает — свою энергобезопасность Украина должна обеспечивать, прежде всего, за счет внутренней добычи.

Напомню, в 2013 г. в стране добыто около 21 млрд куб м газа, при этом прирост добычи газа обеспечили частные компании и ГАО "Черноморнефтегаз". Неопределенность с "Черноморнефтегазом" снизит темпы прироста его добычи в этом году, тем не менее, те же частные компании способны обеспечить рост добычи в размере 5%.

Сегодня есть все предпосылки для развития рынка: наконец-то с мертвой точки сдвинется вопрос перекрестного субсидирования, и тарифы на природный газ для всех категорий потребителей будут постепенно приведены к рыночным условиям. В результате, для добывающих компаний увеличивается рынок сбыта ресурса по рыночной цене, который, кстати, и так один из самых крупных в Европе.

— Какие факторы будут определять развитие газового рынка в Украине?

— Это, в первую очередь, создание либеральной схемы поставок газа в страну и его реализации на внутреннем рынке, имплементация европейских принципов работы энергетических рынков.

Монополизацию сектора и результаты этого мы уже видели, последствия ощущаем сейчас. Согласно европейским нормам, для безопасности обеспечения поставок газа из одного источника должно поступать не более трети общего потребления этого энергоресурса. К этому должна стремиться Украина.

На сегодняшний день основные поставки природного газа осуществляются по контракту между "Нафтогазом Украины"иГазпромом", частично конкуренцию этим поставкам будет составлять реверс и внутренняя газодобыча. Чем успешнее будут развиваться альтернативные российским направления поставок энергоресурсов, тем стабильнее будет работать рынок.

Многие сегодня делают ставку на сланцевый газ. Это действительно может оказаться перспективным направлением, но хочу отметить — это будет еще не скоро. В лучшем случае, реальные объемы добычи мы сможем увидеть не ранее, чем через 3 года. Однако есть возможность улучшить показатели добычи на традиционных месторождениях, в частности, благодаря лояльным условиям работы частных добывающих компаний и интенсификации добычи на старых месторождениях.

После увеличения тарифов для населения, бюджетных организаций и теплокоммунэнерго, этот сегмент потребителей может быть также интересен независимым трейдерам.

Если посмотреть динамику газодобычи последних 5-8 лет, то лучшие результаты демонстрируют компании частного сектора, а инвестиции приходят от мировых добывающих компаний. Инвесторы должны быть уверены в стабильности и предсказуемости нормативно- правовой базы, в том числе относительно соглашений о разделе продукции, предусматривающей прозрачные нормы и механизмы регулирования, а также соблюдение принципа верховенства права. Это те основные факторы, которые будут способствовать увеличению объемов добычи газа и укреплению национальной энергобезопасности.

— Как Вы оцениваете состояние украинского газового рынка в настоящее время?

— В течение последних лет было сделано несколько шагов, направленных на либерализацию рынка природного газа, в частности, был принят Закон "Об основах функционирования рынка природного газа". Государственные компании "Укргаздобыча", "Укртрансгаз"иЧерноморнефтегаз" были преобразованы в публичные акционерные общества в соответствии с законодательством Украины и нормами ЕС о необходимости разделения видов бизнеса в энергетическом секторе. Также Украина объявила о намерении привести в соответствие с европейскими требованиями свою законодательную базу, демонстрируя таким образом готовность реформировать энергетический сектор согласно рыночным принципам.

Все это способствовало развитию рынка, и сегодняшняя его модель, хоть и далека от европейского, но уже все меньше напоминает ранее существовавшую в Украине монополию. Для функционирования рынка хотя бы в той модели, которую удалось создать сейчас, важно уйти от соблазна снова монополизировать сектор и все-таки обеспечить выполнение законодательных норм равного доступа к рынку всех игроков , в т. ч. положений "Третьего энергопакета" ЕС.

Одной из основных проблем внутреннего рынка до сих пор остается сфера теплокоммунэнерго и низкие тарифы для населения. Перекрестное субсидирование — это тот фактор, который усугубляет из года в год финансовое положение государственных компаний и препятствует полноценному развитию отрасли. Так, ПАО "Укргаздобыча" из-за низких тарифов уже более 5 лет с трудом удерживает уровень добычи природного газа на том же уровне, хотя могла бы демонстрировать динамику роста. Изменение условий работы государственных компаний положительно скажется на отрасли.

Кроме того, до сих пор остается проблемным вопрос высокой цены на российский природный газ. Даже если мы говорим о реверсе, нужно понимать, что это тот же российский газ, поставляемый через посредничество европейских компаний по более дешевой цене. Поэтому нам в ближайшее время нужно найти "независимый" газовый ресурс.

— Сможет ли Европа обеспечить стабильные поставки газа на протяжении значительного времени?

— Кризис в Украине встревожил Европу. Европейцы боятся угрозы своей энергетической безопасности, потому что помнят прекращение поставок в 2009 г. Поэтому ЕС приложит максимальные усилия для сокращения своей зависимости от одного поставщика.

Такие же меры по укреплению энергетической безопасности они предлагают и Украине, и готовы в этом помочь, в том числе реверсными поставками. Но такие меры диверсификации не могут быть стабильными, пока ЕС зависим от российского газа, а в зимний период европейские страны сами нуждаются в больших его объемах. Поэтому в период пиковых нагрузок, т.е. зимний период, говорить о высоких объемах реверсных поставок сложно.

В долгосрочной перспективе Европа может импортировать больше сжиженного природного газа, поскольку могут быть налажены поставки из США и других стран. Это обеспечит экономически обоснованную цену и достаточные объемы природного газа. Но решение этой задачи — в отдаленной перспективе.

Сейчас и Европа, и Украина не могут обойтись без российского газа, но, с другой стороны, и Россия не может обойтись без своих европейских и украинских клиентов.

— Как заявляли эксперты, сейчас в хранилищах ЕС есть избыток газа благодаря тому, что эта зима была теплой и газа было израсходовано меньше ожидаемого. Но что будет осенью? Что будет с закачкой российского газа в украинские хранилища для транзита в Европу?

— На начало апреля 2014 г. запасы природного газа в подземных хранилищах составляли 7.2 млрд куб м (без учета Глебовского ПХГ в Крыму). Это не много, но больше, чем в прошлом году (по состоянию на 1.04.13 г. в ПХГ "Укртрансгаз" находилось 6.8 млрд куб м газа. — Прим.).

Что касается предстоящей закачки газа в ПХГ, то и Россия, и Украина будут стремиться выполнять свои обязательства по обеспечению гарантированных поставок природного газа. Поэтому, если будет решен финансовый вопрос с российскими партнерами, думаю, проблем с закачкой газа в ПХГ не будет.

— Какова вероятность того, что повторится ситуация прошлого года, когда закачку начали поздно?

— Будем надеяться, что подобные случаи станут историей. Для каждой из стран — как поставщика в лице РФ, так и потребителей — важна бесперебойность поставок. Для России — это реализация энергетического сырья, получение прибыли и наполнение собственного бюджета, для других потребителей — своевременное обеспечение потребностей промышленности и населения. Это взаимовыгодный бизнес, стабильность которого выгодна всем сторонам.

— Насколько Европа сможет обеспечить диверсификацию поставок газа? Сейчас много говорится о возможности экспорта сжиженного газа из США, поставки которого могут начаться уже в следующем году. Насколько это реально?

— Европа давно стремится максимально снизить энергетическую зависимость от России. Вся реформа европейского законодательства направлена на диверсификацию маршрутов поставок, расширение числа поставщиков. Однако есть вопрос наличия ресурсов и надежности поставок. ЕС на сегодняшний день обеспечивает 1/3 потребления собственными энергоресурсами, остальное — за счет импорта.

В отличие от Украины, европейские страны могут получать природный газ из других источников, в том числе путем поставок через терминалы по приему сжиженного газа. Поставки природного газа из США реальны, однако в связи со сложной логистикой вряд ли этот газ обойдется европейским потребителям дешевле российского.

Однако такая диверсификация может быть принята в качестве шага по обеспечению энергетической безопасности ЕС. США планируют начать экспорт газа в Европу в 2015 г., и нынешние действия России относительно Украины делают актуальным вопрос уменьшения зависимости Европы от российских энергоносителей. Такие шаги по диверсификации вряд ли приведут к полному отказу ЕС от российского газа, возможно, лишь к сокращению объемов поставок, однако в переговорах о его стоимости будут весомым аргументом. Таким образом, если ЕС удастся максимально диверсифицировать рынок, решающим аргументом для выбора поставок из того или иного источника будет цена. К такой модели сегодня нужно стремиться и Украине.

Copyright © ЦОИ «Энергобизнес», 1997-2025. Все права защищены
расширенный поиск
Close

← Выберите раздел издания

Искать варианты слов
 dt    dt