Опора энергонезависимости

Анатолий Вдовиченко о перспективах добычи углеводородов в Украине

В нынешних экономических реалиях Украине необходимо срочно наращивать объемы традиционной нефте– и газодобычи, максимально используя для этого свой научный и технический потенциал. Вместо этого, власть и общество возлагают необоснованные надежды на сланцевый газ. Такое мнение высказал в беседе с "ЭнергоБизнесом" председатель правления Союза буровиков Украины, Почетный разведчик недр, академик АТН Украины Анатолий Вдовиченко.

Нина ШЕРШОВА

— Анатолий Иванович, что, по Вашему мнению, необходимо делать правительству в сегодняшних экономических и политических условиях для укрепления энергетической независимости Украины в части обеспечения углеводородами?

Нынешняя ситуация требует, чтобы работа государственных учреждений и предприятий нефтегазовой отрасли была переведена фактически в режим "военного положения". Для этого в первую очередь необходимо усилить профессионалами управление отраслью на всех уровнях. При этом не должно быть никаких ограничений по политической принадлежности, возрасту и другим несущественным критериям. Ограничение может быть только одно — участие в разного рода коррупционных схемах или в других преступлениях. Больше никаких. Этого до сих пор не сделано.

— Есть ли положительные примеры изменения ситуации относительно управления отраслью с приходом новой власти?

— К сожалению, отрицательных примеров сегодня значительно больше, чем положительных. Так, например, за все время деятельности нового министра экологии и природных ресурсов Андрея Мохника на сайте министерства не обнародовано никаких материалов о мероприятиях, запланированных им для эффективного использования природних ресурсов, особенно энергетических, и в первую очередь — нефтегазодобычи.

То же самое касается официального сайта Госгеонедр — на нем вы не найдете информации о каких-либо мерах, принимаемых для оживления деятельности геологоразведочной отрасли. Госгеонедрами сегодня управляют лица, которые к геологоразведке не имеют никакого отношения. Прежняя власть заменила специалистов геологоразведки своими "удобными" людьми, а новая продолжила в том же духе. Так, первым заместителем Госгеонедр с 17.04.14 г. назначен Максим Карпин. О нем нет никаких сведений на сайте Госгеонедр, однако из обрывочных сведений в Интернете известно, что какое-то время он занимал должность руководителя ЗАО "Львовский ипподром". Имеются очень скудные сведения о его деятельности как руководителя некого строительного предприятия ООО "СЕРВУС-ЖИТЛО", а в дальнейшем сообщается о том, что он был адвокатом. И больше ничего. Какой он профессионал? А где же прозрачность процедуры назначений на столь ответственные посты?

Никто из нынешнего руководства Госгеонедр никогда не держал в руках геологического молотка, не написал ни одной строчки геологического отчета и вообще не имеет никаких представлений о геологии. Для геологоразведки - это первопричина и истоки всех бед. Люди назначаются не для развития отрасли, а для разработки коррупционных схем дерибана природных ресурсов и бюджета. Если министр, на которого правительство возложило ответственность за это важнейшее направление в развитии энергетической независимости Украины, не примет конкретных срочных мер, в отрасли возникнут катастрофические необратимые процессы полной деградации.

— Насколько Украина могла бы нарастить добычу газа, если бы нефтегазовая отрасль получила поддержку государства?

— Согласно заключению Экспертного Совета при СНБО (23.04.13 г.), в Украине разведанные запасы традиционного газа составляют 1.1 трлн куб м, что позволяет в течение 5 лет довести ежегодную добычу газа до 40 млрд куб м и стабильно удерживать ее на таком уровне в течение 25 лет. Вместе с тем, прогнозные запасы этого газа составляют 5.4 трлн куб м, что позволяет, при надлежащей постановке геологоразведки, обеспечить страну газом собственной добычи почти на 100 лет. Кроме того, сегодня научно доказано и практически подтверждено наличие процесса естественного восстановления залежей природного газа. При соответствующей постановке геологоразведочных работ только в восточных регионах Украины можно ежегодно добывать дополнительно еще около 5 млрд куб м газа.

Технология разведки и освоения месторождений природного газа отработана и постоянно совершенствуется, что позволяет снизить себестоимость его добычи в Украине до $25 за 1 тыс куб м. В разведку и освоение месторождений обычного газа уже вложены и заморожены очень большие средства. Вот реальная база, на которой Украина должна успешно решить проблему энергонезависимости.

Украина могла бы серьезно нарастить объемы добычи газа в течение года-двух. Сейчас скважины бурят гораздо быстрее, чем раньше — шесть месяцев (а в некоторых случаях — три месяца) и скважина готова, она может, при соответствующем ее обустройстве, давать газ. Одна скважина в среднем может дать до 200 тыс куб м газа в сутки. Десятки таких скважин — это уже около миллиарда кубометров газа в год, а сотни скважин — это десятки миллиардов кубометров, и это вполне реальные цифры, при условии серьезного отношения новой власти к этому вопросу.

Кстати, если бы Украина вложила средства, затраченные на покупку пресловутых "вышек Бойко", в разработку месторождений на материковой части, это позволило бы нарастить к настоящему времени ежегодную добычу газа на 10 млрд куб м и более в год. Морское бурение очень дорогое и имеет очень большие риски — экологические, экономические и политические. Об этом открыто было заявлено представителем Союза буровиков Украины на заседании круглого стола, который состоялся еще 25.12.12 г. в Национальном институте стратегических исследований при Президенте Украины. Никто из присутствующих на этом заседании представителей СНБО, НАН Украины, Кабинета Министров, НАК "Нафтогаз Украины" не выступил против этой концепции, но и никаких решений по этим предложениям не было принято. Сегодня мы имеем очень печальный итог — огромные средства, которые могли быть эффективно использованы для стремительного наращивания энергетического потенциала, потеряны надолго, а может и навсегда.

Власти Украины почему-то предпочитают тратить деньги на импорт газа, хотя отечественная добыча газа дает хороший возврат вложенных средств в экономику — и налогами, и ростом спроса на товары и услуги, и увеличением занятости населения. Если бы мы вкладывали то, что тратим сейчас на импорт газа, в развитие своей газодобычи, это позволило бы вдвое нарастить свою добычу в самые короткие сроки.

— Как Вы оцениваете возможности добычи шахтного метана в Украине?

— По состоянию на 1.01.10 г. в Государственном балансе запасов полезных ископаемых Украины запасы шахтного метана оценены на уровне 314 млрд куб м. Прогнозные извлекаемые ресурсы его в Украине составляют более 3 трлн куб м, а по некоторым оценкам — более 12 трлн куб м.

С использованием уже имеющихся технологий, восточным регионам Украине хватит этих запасов на десятилетия. Территориально месторождения шахтного метана находятся вблизи потенциальных потребителей тепловой и электрической энергии, что увеличивает перспективность его использования, в частности в децентрализованной энергетике. При этом себестоимость отечественного топлива может снизиться до $76 за 1 тыс куб м.

В Украине ежегодная добыча шахтного метана составляет всего 0.2 млрд куб м. И это при том, что каждый год только при добыче угля выбрасывается в атмосферу, загрязняя ее, более 1.2 млрд куб м метана. И это не вызывает у экологического сообщества, в том числе и у Минэкологии, никакой реакции. Для них такой глобальной экологической угрозы не существует.

Между тем, необходимость, возможность и экономическая целесообразность промышленной добычи метана из угольных пластов доказана на опыте многих стран. Его добыча в США достигла 60 млрд куб м в год, в Австралии — 15 млрд куб м, в Китае — 10 млрд куб м. В последнее время шахтному метану все больше внимания уделяют в благополучной, с точки зрения энергоносителей, России. В Кузбассе ежегодно более $1 млрд инвестируют в метановую проблему и планируют увеличить использование шахтного метана до 1 млрд куб м в год, а в дальнейшем полностью обеспечить им потребности региона в газе.

— Сейчас возлагаются большие надежды на добычу сланцевого газа. Что Вы думаете об этой возможности?

— Для Украины единственный реальный путь существенного наращивания национальной нефтегазодобычи — это увеличение объемов геологоразведочных работ и добычи традиционных углеводородов.

Разведанные запасы сланцевого газа в Украине на сегодня отсутствуют, а прогнозные еще научно не подтверждены. На их поиск и разведку понадобится не менее 5-10 лет и огромные инвестиции, которых в Украине катастрофически не хватает даже на освоение уже разведанных месторождений традиционных углеводородов.

Если и будут обнаружены промышленные запасы, то на освоение их понадобится еще десятки лет. В США этот период затянулся почти на 30 лет. Кроме того, добыча сланцевого газа — это слишком дорогое удовольствие. Себестоимость добычи сланцевого газа в 5 - 10, в некоторых случаях — в 20 раз выше, чем традиционного газа. Что несет наибольшую угрозу — это экономическая опасность от добычи т.н. сланцевого газа. Деньги большие уйдут, а газа не будет.

Исходя из этого, заявления о возможности решения энергетической проблемы в Украине за счет сланцевого газа являются авантюрой. Так, в начале 2011 г. руководством НАК "Нафтогаз Украины" было заявлено о том, что через 3-4 года Украина будет добывать 7 - 10 млрд куб м в год сланцевого газа. Пошел четвертый год. И где этот газ? Ни одного куба еще не добыто. Стоит ли после этого всерьез принимать такие заявления?

Вместо того, чтобы возлагать неоправданные надежды на сланцевый газ, Украине следовало бы увеличивать добычу и разведку запасов традиционных нефти и газа, а также других стратегических минеральных ресурсов. Именно они являются основой экономического развития и укрепления независимости страны.

Вот уже более двух месяцев экономика страны практически не управляется. Еще такого никогда не было. Это сегодня главный промах новой власти. При этом нынешняя ситуация в Украине не препятствует, а, наоборот, способствует развитию национальной газодобыче. И это необходимо своевременно использовать.

— Насколько оправданы опасения, связанные с экологическими рисками добычи сланцевого газа?

— Никакой серьезной экологической угрозы здесь не существует. Экологическая проблема больше создается искусственно определенными заинтересованными силами и псевдоэкологическим массовым движением малограмотной публики и засильем непрофессионалов в соответствующих органах власти. Характерный пример: Трускавецкое месторождение лечебных вод находится в центре Бориславского нефтегазового месторождения, где набурено более 3 тыс нефтегазовых скважин и выполнено огромное количество гидроразрывов, и это никоим образом не снижает рейтинг всемирно известной здравницы.

— Есть ли понимание этих проблем у нового руководства страны?

— К большому сожалению, сегодня уже новые члены правительства, вместо того чтобы решать проблемы на реальных направлениях, опять втягиваются в виртуальные проекты, наподобие сланцевого газа и других альтернативных видов энергии, которые никакого существенного влияния в балансе энергоресурсов страны не имеют и еще долгое время не будут иметь. Этим пусть занимается наука, и только за счет иностранных инвесторов, которым должна быть создана "зеленая улица".

Что касается основных государственных нефтегазодобывающих компаний, то их представители также не готовы сегодня принять участие в обсуждении этих проблем, а тем более вырабатывать оптимальные направления их решения вследствие кадровой неопределенности и отсутствия четкой государственной политики развития национальной добычи.

Поэтому сегодня трудно себе представить, каким образом правительство собирается уменьшить энергетическую зависимость от России.

Предыдущая новость

Атомная диверсификация
Следующая новость

Подводные течения
Copyright © ЦОИ «Энергобизнес», 1997-2025. Все права защищены
расширенный поиск
Close

← Выберите раздел издания

Искать варианты слов
 dt    dt