Борьба за ресурсы

Василий Гулий о повышении эффективности использования ресурсной базы Украины
Украина обладает богатейшими минерально-сырьевыми запасами, но эффективность их использования оставляет желать лучшего. Основной причиной этого являются перекосы в развитии экономики страны. О ситуации с добычей энергоресурсов и путях повышения эффективности эксплуатации украинских недр "ЭнергоБизнес" беседовал с Василием Гулием, заведующим кафедрой петрографии Львовского национального университета им. И.Франко.
Нина ШЕРШОВА
— Василий Николаевич, как Вы оцениваете состояние и перспективы развития энергетической ресурсной базы страны?
— В Украине проблемы топливно-энергетического комплекса — постоянная тема для академических обсуждений и обмена мнениями различных экспертов, но, как показывают последние события в стране, они были весьма далеки от реального состояния дел в этой сфере и связанными с ней отраслями экономики, техники, транспорта, образования и т.д. При этом эксперты вполне серьезно обсуждали экономические проблемы страны, тогда как не существовало даже видимости стратегии ее развития хотя бы на ближайшую перспективу.
Поэтому сегодня Украина нуждается в разработке реальной стратегии экономического развития, целью которой будет создание современной, мощной, богатой страны. Несомненно, что важнейшим элементом такой стратегии должна быть отечественная минерально-сырьевая база, позволяющая быть стране частично или полностью независимымой от импорта топливно-энергетических ресурсов.
К сожалению, состояние в этой сфере, как и в энергетике в целом, аналогично общему состоянию в других отраслях. Принятая Общегосударственная программа развития минерально-сырьевой базы Украины на период до 2030 г., производит впечатление копии предыдущей программы до 2010 г., о выполнении которой не было никаких отчетов. Некоторые заявленные в Программе направления и объекты или не существуют, или же внесены в нее для создания коррупционных схем. Общая оценка Программы — это отдельная тема для обсуждений, однако по отношению к топливно-энергетическому комплексу необходимо отметить следующие моменты.
Заложенные в Программе направления и показатели должны бы согласовываться с параметрами, предусмотренными в Энергетической стратегии Украины до 2030 г. и детализовать ее. Но проблема в том, что предложенный правительственный вариант обновленной Энергетической стратегии является простой калькуляцией показателей.
Важность создания Энергостратегии, как и Стратегии экономического развития, неоспорима. Однако в этих документах необходимо не только предусмотреть пути развития разных направлений экономики, транспорта, промышленности, энергетики, науки, образования и т.д., но и определить, сколько и чего нужно для реализации тех или иных положений. Сколько нужно будет Украине природного газа, нефти, угля, железной руды и т.д. в тот или иной год? Соответственно, на такие показатели нужно будет ориентироваться добывающим и перерабатывающим отраслям. На вопрос, например, почему нам нужно импортировать в 2015 г. 30 млрд куб м природного газа и 5 млн т нефти, нет ответа в этих стратегических документах.
В лучшем случае, в них заложены цифры, полученные от умножения сегодняшних показателей на соответствующее количество лет в будущем. И не более. Одна из причин такого положения — вопиющий непрофессионализм. Прежние руководители Министерства экологии и природных ресурсов были просто не в состоянии понять специфику отрасли, не говоря о ее роли и стратегии развития. Механическое же включение в состав этого министерства Государственной службы геологии и недр окончательно уничтожило специалистов и привело к анекдотическим ситуациям, когда чиновники ведомства требовали от сохранившихся "реликтов" геологов-профессионалов предоставлять отчеты о проделанной работе без использования специальных геологических терминов, поскольку они их не понимают. Для сравнения: в одном только региональном подразделении Геологической службы Австрии трудится около сотни специалистов на уровне наших кандидатов наук старой подготовки.
— Что можно сделать для изменения ситуации?
— Есть целый ряд мер, которые можно принять. Среди них — весьма важные и перспективные проекты, однако эффект от их реализации ожидается не скоро, кроме того, они требуют привлечения солидных денежных средств. Вместе с тем, анализ отечественной минерально-сырьевой базы показывает, что существуют подходы, позволяющие избавиться от угрозы "энергетического голода" из-за прекращения импорта природного газа и нефти из России и обеспечить добычу дополнительных объемов топливно-энергетических ресурсов.
Но прежде чем говорить о мерах, следует напомнить некоторые терминологические особенности в этой сфере. Пригодными для немедленной эксплуатации и получения природного газа, нефти, угля и т.д. являются месторождения, которые характеризуются качеством исходного сырья, достаточным для немедленной разработки по существующим технологиям, и обладающие необходимыми количеством этого сырья, обеспечивающим рентабельную разработку.
Упоминание о терминах важно, ибо зачастую чиновники или эксперты используют определения, например, ресурсы или запасы, неправильно. Так, Николай Азаров в свое время в Норвегии поведал миру, что в Украине запасы сланцевого газа — десятки триллионов кубометров. Сейчас трудно выяснить было ли это специальной оговоркой или же это непонимание терминов, однако следует напомнить, что сегодня наши запасы сланцевого газа еще не оценены.
Более того, опыт геологоразведочных работ свидетельствует, что время перевода ресурсов в запасы измеряется годами, а фактически и ресурсов еще нет. Часть месторождений, которые могли бы стать источником добычи энергетического сырья и обладающие соответствующими его запасами, требуют дорогой предэксплуатационной подготовки, которая может занять годы. Сюда можно отнести месторождения, содержащие горючие сланцы (в значительной мере благодаря им сегодня Эстония энергетически независима), бурый уголь, а также геотермальные ресурсы. Причины отсутствия внимания к таким объектам были разными, однако сегодня для начала их эксплуатации нужны время и деньги. Внедрение новых технологий — использование газификации углей, вовлечение новых типов месторождений и т.д., освоение новых территорий (как предполагалось на шельфовых участках Черного и Азовского морей) дадут эффект не скоро.
Все эти особенности заставляют скрупулезно оценить уже имеющиеся в Украине запасы традиционных углеводородов, угля и метана угленосных толщ.
Здесь также есть парадоксальные моменты. По существующей в Украине системе учета, данные о запасах того или иного полезного ископаемого приводятся в официальных источниках по отдельным типам месторождений. Согласно такой информации, запасы природного газа традиционных месторождений составляют 1.4 трлн куб м, нефти — 972 млн т, которые незначительно изменяются из года в год, учитывая незначительные объемы их добычи. Эти цифры порождают вопрос: почему Украина, имея такие грандиозные запасы, импортирует газ и нефть из России?
Более того, сопоставимые с этими запасами объемы метана в угленосных толщах, где разрабатываются месторождения угля, остаются нетронутыми, хотя извлечение метана дополнительно обеспечило бы безопасность подземной разработки угольных месторождений. При этом еще в первой половине прошлого века в Европе на некоторых, менее масштабных, чем в Донбассе, шахтах извлекали метан для таких целей в количестве, достаточном для обогрева и освещения города с 150 тыс населения.
В 2000 г. в Донецке издана книга, содержащая сведения о запасах метана по тридцати угольным месторождениям Донбасса. Они составляют десятки млрд кубометров, что на порядок выше редко открываемых ныне под громкие аплодисменты "крупных" месторождений природного газа с запасами в 1 – 3 млрд куб м.
Может быть, руководители страны отрасли не знали о таких источниках и возможности их использования? Знали! В Донецке в разные годы проведена серия научно-практических конференций, посвященных инвестициям в извлечение метана при разработке угольных месторождений. В этом регионе существовала мощная научно-техническая база и высококвалифицированные специалисты, способные создать метановую индустрию и добывать десятки миллиардов кубометров этого газа. Но где это сегодня?
Таким образом, сложившаяся в Украине критическая ситуация во всех областях народного хозяйства, образования, финансов, политики и права требует принятия кардинальных мер, которые должны быть незамедлительными в организационно-структурном отношении — аудит, подбор специалистов, реформирование необходимых структур с ликвидацией ненужных и коррупционных, с поиском и возмещением украденного.
— Что необходимо сделать в первую очередь?
— Необходимо разработать и принять реальную, обоснованную экономическую стратегию страны на ближайшую и отдаленную перспективы, сформировать основы развития отдельных сфер общества, базирующихся на экономических принципах, включая понятия — себестоимость, рентабельность, экономическое развитие на основе научных и высокотехнологических разработок мирового уровня.
В топливно-энергетическом комплексе нужно определить приоритеты каждого из видов генерации, передающих систем и рынка распределения тепла и энергии для создания реальных экономических основ функционирования отрасли, а не на основе понятий о "справедливой, разумной цене" и т.д. Необходимо определить потребности отдельных сфер промышленности и народного хозяйства на перспективу.
Основой топливно-энергетического комплекса должна стать отечественная минерально-сырьевая база, развитие которой предусматривает поэтапное вовлечение разных собственных источников топлива и энергии с конечной целью избавления от импорта энергоресурсов. Очень важно поднять добычу на месторождениях, расположенных в районах с развитой инфраструктурой для минимизации дополнительных расходов по развертыванию производства.
Сменив структуру, идеологию и укрепив кадровый состав отрасли настоящими специалистами, которых "выдавили" ранее под разными предлогами, необходимо провести аудит имеющегося фонда месторождений углеводородов с разработкой срочных рекомендаций и предложений по тем объектам, где в кратчайшие сроки возможно наращивание добычи. Объекты со специфическим качеством сырья, требующие дополнительных инвестиций, необходимо подготовить для концессий и залогов под кредиты с непременным условием их разработки.
Целью такого шага должны быть обеспечение необходимыми финансовыми средствами, заимствование передовых технологий и повышение уровня извлечения и добычи углеводородов.
Аналогичные меры — для добычи метана угольных месторождений, где уже проведен подготовительный этап и оценены его запасы.
— Но ведь это большие затраты, где взять столько инвестиций?
— Масштабы вложений инвесторами и кредиторами, невзирая на сложную ситуацию в стране, ожидаются значительными в силу общей неопределенности в сфере обеспечения углеводородным сырьем в Европе.
Страдающие от диктата "Газпрома" европейцы мечтают также о других, или, по крайней мере, дополнительных источниках углеводородов, и охотно пойдут на такие шаги. Еще десять лет назад я участвовал в переговорах со специалистами немецкой компании RWE, которые собирались инвестировать в украинские угольные месторождения для извлечения из них метана. Что сегодня нужно для гарантий таким инвесторам? Понятные законы и неизменные правила, что собственно требовалось и ранее. Но твердой гарантией серьезности намерений должны послужить запасы сырья — реальное материальное воплощение уже осуществленных геологоразведочных работ.
Следующие шаги — использование запасов месторождений, которые в силу обстоятельств не были введены в эксплуатацию, на таких же условиях для тех же или новых инвесторов.
Создание такой базы и союза с потенциальными инвесторами должно способствовать переходу к освоению малоизученных перспективных объектов и разработок, учитывающих мировые тенденции развития различных источников энергии, повышению эффективности их использования. К тому времени должна быть разработана экономическая стратегия развития Украины на ближнюю перспективу, Энергетическая стратегия Украины и Программа развития минерально-сырьевой базы Украины, которые послужат основой для следующих этапов развития.