Стратегический ветер

Ветроэнергетические компании просят возобновить поддержку возобновляемой энергетики

Отмена украинским правительством налоговых льгот для возобновляемой энергетики, а также отказ НКРЭКУ пересматривать "зеленый" тариф с учетом роста курса евро для компаний, развивающих возобновляемую энергетику, может привести к замораживанию проектов в этой перспективной развивающейся отрасли и нарушению обязательств, которые Украина взяла на себя, присоединившись к Европейскому Энергетическому сообществу. Кроме того, из-за таких непродуманных действий государства компании, реализующие проекты, в частности в ветроэнергетике, несут многомилионные убытки, что, в свою очередь, грозит нарушением обязательств перед инвесторами, и даже техническими дефолтами.

Алексей ГОРБОВСКИЙ

Сделав свой цивилизационный выбор и начав интеграцию в европейское сообщество, Украина взяла на себя ряд важных обязательств, в том числе относительно развития возобновляемой энергетики для снижения зависимости от импортных энергоресурсов.

В частности, Законом Украины "Об электроэнергетике" был установлен "зеленый" тариф на продажу электроэнергии, выработанной из возобновляемых источников, также были установлены льготы на импорт оборудования для возобновляемой энергетики, другие налоговые льготы, т.е. установлены правила игры, привлекательные как для украинских, так и зарубежных инвесторов, поскольку проекты возобновляемой энергетики требуют значительных финансовых вложений (например, необходимый для реализации утвержденного правительством в октябре 2014 г. Национального плана действий по возобновляемой энергетике на период до 2020 г. объем инвестиций оценивается в EUR17.5 млрд).

На сегодняшний день в украинские проекты возобновляемой энергетики уже вложены миллионные инвестиции, благодаря чему эта отрасль начала активно развиваться. Однако решение правительства Украины "сэкономить" на возобновляемой энергетике сделало практически невозможной дальнейшую реализацию этих проектов. Так, например, в августе для ветроэлектростанций (ВЭС) была отменена льгота по налогу на прибыль, а Национальная комиссия, осуществляющая регулирование в сфере энергетики и коммунальных услуг, с августа не индексирует "зеленые" тарифы, несмотря на то, что ежемесячный пересмотр размера "зеленого" тарифа с учетом курса евро определяется Законом Украины "Об электроэнергетике".

Кстати, эксперты отмечают некоторую "избирательность" тарифной политики регулятора в отношении "зеленой" энергетики — НКРЭКУ "не заметила" явно завышенный тариф для СЭС, который сегодня в Украине является самым большим среди европейских стран — 33.5 евроцента, хотя расчеты показывают, что справедливая норма доходности "солнечных" проектов (для Украины это около 15%) достигается при значительно меньшем тарифе — около 27 евроцентов. Возможно, тут все дело в... инвесторе.

Кроме финансовых проблем для компаний, реализующих ветроэнергетические проекты, такая политика государства чревата осложнением отношений с Европейским Энергетическим сообществом, вплоть до исключения страны из состава его членов.

Отметим, что это еще и вопрос энергетической безопасности государства —вопросы снижения газовой зависимости от России сейчас очень остро стоят на повестке дня, а возобновляемая энергетика (в том числе и ветроэнергетика) — это та отрасль, которая практически работает в этом направлении.

Пути выхода из создавшейся ситуации были рассмотрены в ходе круглого стола "Уменьшение газовой зависимости через развитие возобновляемой энергетики. Выживет ли ветроэнергетика в Украине?", организованного Центром исследований энергетики в рамках Правительственной инициативы "Энергетическая независимость Украины", в работе которого приняли участие чиновники, представители крупнейших игроков рынка возобновляемой энергетики, юристы.

Обещания и реальность

По словам заместителя председателя Государственного агентства по энергоэффективности и энергосбережению Украины (Госэнергоэффективности) Сергея Дубовика, подписывая Договор об ассоциации с ЕС, Украина обязалась увеличить до 2020 г. долю возобновляемой энергетики в энергобалансе страны (без учета крупных ГЭС) до 11%, при том что доля альтернативных источников энергии сейчас менее 1%.

При этом, он констатировал, что из-за ситуации в Крыму, Украина потеряла 30-40% мощностей возобновляемой энергетики. "И хуже всего то, что в этом регионе была запланирована реализация большого количества проектов на несколько тысяч мегаватт", — отметил он.

По мнению чиновника, на отрасль сегодня негативно влияют такие основные аспекты, как девальвация гривни, военные действия, а также нежелание НКРЭКУ возобновить пересмотр "зеленого" тарифа с учетом возросшего курса евро. "Сейчас начались проблемы с основным стимулом развития этой отрасли — "зеленым" тарифом, — отметил он. — Это единственное, что привлекало внешних и внутренних инвесторов".

Из-за таких действий НКРЭКУ компании несут убытки, которые негативно влияют как на работу самих компаний, так и на показатели, которые учитывались при разработке инвестиционных проектов, бизнес-планов и механизмов, позволяющих возвращать инвестиции, взятые в зарубежных финансовых институтах. С.Дубовик подчеркнул, что это негативный сигнал для тех инвесторов, которые только планировали зайти на украинский энергический рынок. "Это может спровоцировать отток инвестиций из этой отрасли, а потом и из других, поскольку это цепная реакция", — заявил он.

Комментируя ситуацию в отрасли, председатель правления Украинской ветроэнергетической ассоциации (УВЭА) Андрей Конеченков отметил, что сегодня НКРЭКУ своим нежеланием пересчитывать "зеленый" тариф фактически нарушает Закон "Об электроэнергетике". В связи с этим, УВЭА обратилась к премьер-министру, вице-премьер-министру, министру энергетики и угольной промышленности, председателю Госэнергоэффективности с просьбой урегулировать этот вопрос.

При этом по словам А.Конеченкова, экономия на "зеленом" тарифе для Оптового рынка электроэнергии незначительна, в то же время эта сумма существенна для ветроэнергетических компаний, ведь 20-30 млн грн, которые они недосчитываются (но вынуждены возвращать кредиты в евро), очень сильно влияют на дальнейшую судьбу их проектов.

Он также акцентировал внимание на том, что ветроэнергетика это не только местный экологически чистый ресурс, это еще и ресурс, не требующий использования воды, которая сегодня — дефицит №1 во всем мире.

Кроме того, там, где развивается сегодня ветроэнергетика (а это, как правило, депрессивные регионы), создается новая инфраструктура, люди получают новые рабочие места.

Его поддержал заместитель генерального директора "УК "Ветряные парки Украины" Андрей Сергиенко, который отметил, что потери от снижения инвестпривлекательности отрасли, от замедления темпов ее развития, от невыполнения обязательств перед ЕС, которые Украина взяла на себя в сфере энергетики, будут значительно больше, чем сэкономленные средства ОРЭ. "Мы считаем, что такие методы недопустимы в европейском государстве", — подчеркнул он.

По словам А.Сергиенко, с августа потери компании уже превысили 10 млн грн. "Наши инвесторы понимают, что такими темпами компания может оказаться в техническом дефолте. Это сказывается на стратегии развития компании — реализация наших проектов сегодня приостановлена". Он отметил, что для нормальной работы отрасли установленные правила игры должны соблюдаться всеми сторонами — тариф пересчитан с учетом курса евро, а льготы должны быть возвращены хотя бы за тот период, на который рассчитывал инвестор, входя в проект.

"Перспективы развития отрасли зависят исключительно от позиции государства. При соблюдении прозрачных и четких правил игры, потенциал развития ветроэнергетики в Украине огромен", — подчеркнул А.Сергиенко.

В свою очередь, директор компании "Винд Пауэр" Герман Айнбиндер сообщил, что компания также вынуждена приостановить дальнейшую реализацию ветроэнергетических проектов, поскольку то, что сейчас происходит в украинском законодательном поле, "не вселяет уверенность в инвесторов".

По его словам, при нормальных условиях, окупаемость проектов в ветроэнергетике составляет 7 лет. За последние 2-3 месяца срок окупаемости проектов в Украине вырос до 12 лет, учитывая, что евро растет, а "зеленый" тариф не пересматривается. "Если гривня будет такими же темпами снижаться, мы легко переступим черту 23-25 лет. И это при том, что срок полезной эксплуатации ВЭУ составляет 20 лет. Т.е. надо понимать, что при такой политике подобные проекты не будут окупаться", — заявил он.

В то же время он отметил, что верит в разумность руководства страны, и что здравый смысл возобладает. "Со своей стороны мы готовы приложить все усилия для внесения своей лепты в повышение энергонезависимости Украины. Я уверен, что "зеленая" энергетика и ветроэнергетика, в частности, способны решить этот вопрос", — подчеркнул он.

Возможные последствия

Комментируя возможное развитие событий в том случае, если ветроэнергетическим компаниям и правительству Украины не удастся "достичь консенсуса, советник юрфирмы "Астерс" Ярослав Петров отметил, что компании, работающие на украинском рынке возобновляемой энергетики, могут от своего имени или же от имени профильных ассоциаций обратиться в Секретариат Энергетического сообщества для защиты своих интересов, поскольку действия украинских властей нарушают его принципы. В свою очередь, Секретариат Энергетического сообщества может инициировать дело против Украины и, при худшем сценарии, страна может даже утратить членство в этой организации.

Помимо этого, иностранные инвесторы будут иметь право инициировать иски в международный инвестиционный арбитраж.

"Пока же политика правительства несет определенные риски для Украины и желательно, чтобы были предприняты необходимые действия для урегулирования ситуации", — заявил юрист.

Copyright © ЦОИ «Энергобизнес», 1997-2025. Все права защищены
расширенный поиск
Close

← Выберите раздел издания

Искать варианты слов
 dt    dt