Энергетические "рулевые"

Кадровые назначения в украинском ТЭК
В период кризиса украинской энергетикой рулят инвестбанкиры и представители мебельного бизнеса.
Виталий ЧЕРНОМОРЕЦ
Кризисный менеджер
Энергетический кризис, о котором так много говорили летом, пришел в Украину с первыми морозами. Электроэнергию отключают по всей стране. Дефицит мощности превышает 5 ГВт всего при минус 8 градусах. Ситуация угрожающая, и речь идет уже о сохранении энергосистемы. Без электроэнергии могут остаться целые регионы. В такой период отрасли нужен опытный менеджер.
Президент и коалиция нашли такого в лице экс-главы Национальной комиссии, осуществляющей государственное регулирования в сферах энергетики и коммунальных услуг, Владимира Демчишина, назначив его министром энергетики и угольной промышленности.
Никто не посмеет отрицать, что это кризис-менеджер высокого уровня — во многом из-за его твердой позиции страна осталась без угля зимой.
А ведь еще летом регулятору говорили, что у тепловиков нет денег на закупку импортного угля. Задача НКРЭКУ — сбалансировать финансы генераций. Но руководитель ведомства решил до последнего отстаивать стабильную оптовую цену электроэнергии и советовал энергокомпаниям искать внутренние резервы.
Как человек, познакомившийся с отраслью только в сентябре т.г., Владимир Васильевич смело вошел в зиму со складами угля ТЭС вдвое ниже нормы, раздавая советы, как привлекать деньги и закупать уголь по импорту.
"Шевелиться" начали только в ноябре, когда премьер Арсений Яценюк пригрозил НКРЭКУ и Минэнергоугля Генпрокуратурой. Оптовую цену электроэнергии повысили, начали продвигаться по схеме погашения долгов перед генерацией, но время то было упущено.
Что же имеем на сегодня? Украинские ТЭС простаивают без угля, зато Минэнергоугля работает над организацией импорта электроэнергии из России. Москва усиливает политическое давление на Украину не только по газу, но и по углю, ограничивая его экспорт. При этом переговоры с РФ должен вести человек, которого там даже не знают.
Несомненно, что В.Демчишин за три месяца работы в НКРЭКУ стал лучше понимать процессы в энергетике. Может, он бы и смог усовершенствовать работу ведомства, но его назначили на новый пост, где вызовы на порядок выше.
Эксперты надеются, что новый министр сможет наладить контакт со своими бывшими коллегами из НКРЭКУ, чего не удалось его предшественнику. И этот тандем эффективно заработает. Что касается НКРЭКУ, то ею пока руководит молодая реформатор Юлия Ковалив, которая также не имеет опыта работы в условиях энергетического кризиса.
ПР-аресты
Конечно, недочеты в работе НКРЭКУ необходимо чем-то объяснить. Крайними решили сделать тепловую генерацию. Больше всех досталось госкомпании "Центрэнерго". То она уголь некачественный в ЮАР закупила, то деньги разворовывала через сомнительные структуры. И это при новой честной власти! Разумеется, из-за этой компании страна и осталась без угля и электроэнергии.
Виноватым в дефиците угля оказалось и ГПВД "Укринтерэнерго", подписавшее контракт с ЮАР.
Не захотела быть крайней только британская Steel Mont — поставщик южноафриканского угля.
Компания заявила, что Генпрокуратура, огласив цену закупки угля Украиной в ЮАР в размере $134 за 1 т, завысила ее на $24. "Поправки по контракту с учетом расходов на доставку на Трипольскую и Змиевскую ТЭС обусловили уровень цены на уголь $107-110 за 1 т", — говорится в сообщении компании. Трейдер утверждает, что при сжигании закупленного угля на украинских ТЭС никаких жалоб от клиента не поступало.
Что ж, следователь разберется…
В ситуации с "Центрэнерго" обращает на себя внимание кадровая чехарда. Компания за месяц меняет второго руководителя. Сначала это был Олег Жебский, теперь это Игорь Балабанов. Специалисты отрасли сомневаются, что и первый, и второй способны руководить энергогенерирующей компанией в нынешней критической ситуации. Единственная логика, которая есть в этих назначениях, так это то, что оба связаны с деревообрабатывающей промышленностью.
Надежные замы
Единственная возможность подстраховаться в кадровом вопросе у Президента и правительства — это назначить заместителей, которые глубоко разбираются в ТЭК. Пусть министр будет политической фигурой, но его замы и руководители ключевых предприятий должны быть профессионалами с профильным образованием и опытом работы.
И, наверное, разумнее было бы прекратить нелепые обыски и уголовные дела, в том числе и в НАЭК "Энергоатом". Надеемся, что ни у кого не возникнет "революционной" идеи начать расследование деятельности "Укргидроэнерго" или диспетчера энергосистемы — "Укрэнерго".