Энергетический выбор

Некоторые тенденции развития мировой энергетики в 2014 г.
В прошлом году на международном уровне принят ряд решений, которые будут оказывать значительное влияние на развитие энергокомплексов многих стран. Прежде всего, речь идет о договоренностях относительно расширения международного сотрудничества в области энергоэффективности и обеспечения доступа к энергии, достигнутых в ходе саммита G20 в ноябре. Кроме того, в начале декабря в ходе конференции ООН по защите климата, состоявшейся в столице Перу Лиме, представители 195 стран согласовали компромиссное решение о сокращении выбросов углекислого газа в атмосферу, которое, как ожидается, станет основой для нового глобального соглашения по климату. Также в 2014 г. ряд стран заявили о новых инициативах относительно сокращения использования углеводородных ресурсов (в частности, в транспортной сфере), развития возобновляемой энергетики и повышения энергоэффективности.
Алексей ГОРБОВСКИЙ
Глобальная энергоэффективность и доступ к энергии
В ноябре 2014 г. на саммите в Брисбене лидеры государств G20 договорились о совместной работе над обеспечением доступа "к надежной и приемлемой по стоимости энергии для всех". В приложении к коммюнике саммита отмечено: "Разделяя общее понимание, что международная энергетическая архитектура нуждается в реформе, чтобы лучше отражать меняющиеся реалии мировой энергетики, мы, лидеры государств G20, соглашаемся работать вместе, чтобы обеспечить доступ к надежной и приемлемой по стоимости энергии для всех".
Достигнута также договоренность относительно обеспечения участия стран с формирующимся рынком и развивающихся экономик в международных энергетических институтах. Для стимулирования торговли и инвестиций в энергетике лидеры G20 договорились поддерживать и облегчать работу открытых, конкурентных, эффективно регулируемых, стабильных энергетических рынков. Также достигнута договоренность устранить в среднесрочной перспективе неэффективные субсидии на ископаемые виды топлива, которые способствуют расточительному энергопотреблению.
Помимо этого, лидеры G20 согласовали действия по повышению энергоэффективности. Отмечено, в частности, что дальнейшее повышение энергоэффективности позволит сократить издержки компаний и расходы домохозяйств. Обмениваясь информацией о подходах к повышению энергоэффективности и работая в направлении их гармонизации, страны могут содействовать повышению эффективности бизнеса.
"Как крупнейшие экономики мира, потребляющие свыше 80% мировых энергоресурсов, страны-участницы G20 разделяют мнение, что расширение сотрудничества в сфере энергоэффективности может стать драйвером роста экономической активности и производительности, повысить энергетическую безопасность и способствовать улучшению состояния окружающей среды", — отмечается в утвержденном на саммите Плане действий "Группы двадцати".
В Плане предложены шесть направлений работы в сфере энергоэффективности для сотрудничества стран G20 и других участвующих государств. Страны намерены совместно работать над повышением энергоэффективности транспортных средств, в частности большегрузных автомобилей, и улучшением характеристик их выбросов. Кроме того, План предполагает совместную работу по снижению энергопотребления сетевых устройств, зданий, повышению энергоэффективности промышленности и производства электроэнергии.
В итоговом документе саммита отмечается, что для реализации многочисленных преимуществ более высокой энергоэффективности во всех странах G20 необходимо увеличивать объем инвестиций в эту область. В связи с этим, страны G20 сформируют целевую группу по финансированию проектов в сфере энергоэффективности, которая будет работать при поддержке ОЭСР и других международных организаций в рамках соответствующих инициатив, включая Всемирный банк.
Общая политика сокращения выбросов
Несмотря на некоторое разочарование "размытыми" итогами 20-й Конференции Рамочной конвенции ООН об изменении климата в г.Лиме, состоявшейся в декабре, аналитики отмечают, что впервые в истории борьбы с изменением климата все 195 стран-участниц конвеции заявили о готовности взять на себя конкретные обязательства по сокращению выбросов парниковых газов. При этом важным фактором являлась слаженность позиций США, ЕС и Китая, а также активное участие в работе конференции делегации КНР, что свидетельствует об изменении отношения этой страны к международным экологическим инициативам и ее переходу на стратегию "зеленой" экономики и устойчивого развития.
Китай, формально не являясь участником Киотского протокола, в настоящее время активно работает над сокращением эмиссии парниковых газов. Это, в частности, и снижение объема энергозатрат на единицу ВВП, и развитие экологически чистой энергетики, а также экономическая стимуляция внедрения инновационных технологий в целях снижения выбросов углекислого газа. Правительством КНР ставится задача сократить объем выбросов углекислого газа на единицу ВВП к 2020 г. на 40-45% по сравнению с уровнем 2005 г. К 2010 г. Китай уже сократил объем выбросов на 20%.
В ходе конференции в Лиме был выработан проект документа, который должен прийти на смену Киотскому протоколу (подписание запланировано на конец 2015 г.).
В этой связи необходимо также упомянуть принятие правительством ФРГ в конце 2014 г. пакета мер по энергосбережению и защите климата. Ключевыми пунктами пакета являются эффективное использование энергии и новые требования для угольных электростанций. Ожидается, что это позволит реализовать намеченные Германией цели по сокращению выбросов парниковых газов. Так, страна запланировала к 2020 г. сократить объем выбросов на 40% по сравнению с уровнем 1990 г. Однако нынешние показатели говорят о том, что правительству не удастся выполнить эту цель без принятия дополнительных мер. Поэтому в Национальный план действий по эффективному использованию энергии (NAPE) включен ряд инициатив, направленных на ограничение потребления энергии.
Правительство ФРГ намерено добиться этой цели путем миллиардных налоговых льгот для энергосберегающих зданий, а также предписания для немецких угольных электростанций сократить выброс CO2 еще на 22 млн т. Это может привести к закрытию до 10 ГВт мощностей угольных ТЭС. Впрочем, решение о конкретных мероприятиях для снижения выбросов будут принимать сами энергокомпании.
Отметим, что процесс отказа от использования традиционных энергоресурсов в энергетике, как и в других отраслях экономики (в частности, в транспортной сфере), в европейских странах набирает обороты. Одним из примеров тому может служить новая политика крупнейшей немецкой энергокомпании E.On.
Два энергетических мира
В конце 2014 г. компания E.On объявила о радикальной реструктуризации (фактически — разделении) своего бизнеса. В частности, компания сконцентрируется на возобновляемой энергетике, энергетических сетях и решениях для клиентов (в соответствующих подразделениях, остающихся под брендом E.On, работают около 40 тыс человек).
Значительную часть своих "традиционных" активов компания намерена в 2016 г. передать своей новой структуре, штаб-квартира которой тоже будет находиться в Германии. Этой фирме передадут все активы, признанные непрофильными, в частности, атомные, угольные, газовые и гидроэлектростанции, и все подразделения, занимающиеся добычей и торговлей энергоносителями.
По словам главы E.On Йоханнеса Тайссена, резкие изменения на глобальных энергетических рынках, технические инновации, а также растущие и все более индивидуальные ожидания клиентов требуют от E.On смелого нового старта. "Нынешняя бизнес-модель компании больше не соответствует новым вызовам", — отметил он.
Й.Тайссен объяснил необходимость разделения E.On параллельным существованием "двух энергетических миров". С одной стороны, это классическая энергетика с вертикально интегрированными компаниями и крупными генерирующими мощностями. С другой стороны, в последние годы возник новый мир, развивающийся, прежде всего, благодаря все более зрелой и рентабельной возобновляемой энергетике. Именно на "новый энергетический мир", для которого характерна децентрализация производства, постоянные инновации, обилие индивидуальных решений и более активная роль потребителей, E.Оn сделала ставку.
При этом Й.Тайссен отметил, что сейчас ни в один другой способ производства электроэнергии не направляется столько инвестиций, и в будущем данный тренд, скорее всего, усилится.
Как отмечают СМИ, немецкие эксперты расценивают предстоящее разделение E.On как очередную победу политики, направленной на свертывание атомной энергетики и широкомасштабный переход на возобновляемую энергетику. В Германии это называют "энергетическим поворотом" (Energiewende).
Комментируя цели "энергетического поворота", глава отдела энергии, транспорта и окружающей среды Немецкого института экономических исследований (DIW) Клаудия Кемферт отметила, что согласно плану федерального правительства, к 2050 г. доля возобновляемых источников энергии в выработке электроэнергии в стране вырастет до 80% (ныне Германия покрывает около 25% своей потребности в электроэнергии за счет возобновляемых энергоисточников). Это означает, что нужно более эффективно экономить электроэнергию. Также необходимо серьезно увеличить долю альтернативных источников энергии и в сфере строительства, и в сфере мобильности.
Благодаря экономии энергии можно сберечь огромные суммы, которые позволили бы увеличить конкурентоспособность народного хозяйства. Кроме того, благодаря инвестициям в сферы энергоэффективности, устойчивого энергоснабжения возникают новые рабочие места. В эпоху постоянных политических кризисов экономия энергии и мероприятия по улучшению энергоэффективности должны стать приоритетом, поскольку они значительно снижают зависимость от импорта энергоресурсов.
(Продолжение в следующем номере).