В рамках закона

НКРЭКУ нарушает закон "Об электроэнергетике"?

По мнению экспертов, постановление НКРЭКУ относительно остановки расчетов с производителями электроэнергии, находящимися на неподконтрольной территории, нарушает Закон Украины "Об электроэнергетике" и не может быть выполнено.

Алексей ГОРБОВСКИЙ

Постановлением Национальной комиссии, осуществляющей государственное регулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг (НКРЭКУ) №203 от 18.02.15 г. производители электроэнергии, установки которых находятся на территории, где органы государственной власти временно не осуществляют или осуществляют не в полном объеме свои полномочия, поставлены в неравные условия относительно других участников энергорынка. При этом данное постановление нарушает Закон Украины "Об электроэнергетике", поскольку исключает таких производителей из алгоритма расчетов за произведенную электроэнергию. Об этом шла речь в ходе круглого стола "Чем грозит Объединенной энергосистеме Украины исключение из взаиморасчетов двух ТЭС на востоке Украины?". Речь, в частности, шла о ситуации на Зуевской ТЭС ("ДТЭК "Востокэнерго") и Старобешевской ТЭС (ПАО "Донбассэнерго").

Как отметил руководитель департамента ДТЭК по правовому обеспечению Денис Диденко, Зуевская ТЭС в настоящее время находится на неподконтрольной украинским властям территории. Вместе с тем, станция вырабатывает электроэнергию и подчиняется приказам диспетчера — НЭК "Укрэнерго", отдающего команды относительно включения в работу блоков электростанции, несения ими режима нагрузки. Таким образом, государственный диспетчер признает, что станция работает в составе Объединенной энергосистемы Украины (ОЭС).

Кроме того, согласно Закону "Об электроэнергетике", "ДТЭК "Востокэнерго" обязана продавать всю электроэнергию, выработанную Зуевской ТЭС, оптовому покупателю — ГП "Энергорынок", а тот, в свою очередь, обязан эту электроэнергию оплатить.

В то же время, следуя логике НКРЭКУ, принявшей уже два постановления — №158 от 2.02.15 г. и №203 от 18.02.15 г., "Энергорынок" не должен оплачивать "ДТЭК "Востокэнерго" произведенную на Зуевской ТЭС электроэнергию. Таким образом, компания поставлена в неравные условия с остальными производителями в ОЭС и недополучит за февраль т.г. несколько сотен миллионов гривен.

При этом представитель ДТЭК отметил, что Зуевская ТЭС сжигает угли газовой группы, добываемые на украинских шахтах "ДТЭК Павлоградуголь" (Донецкая обл.) и "ДТЭК Добропольеуголь" (Днепропетровская обл.). Стоимость этого угля достигает 80% в стоимости произведенной электроэнергии. Т.е. большая часть из полученных средств с энергорынка уплачивается шахтерам. Шахты, в свою очередь, выплачивают зарплаты (более 70% себестоимости угля — фонд оплаты труда), налоги, финансируют мероприятия по охране труда и пр.

Таким образом, ТЭС, не получая денег из энергорынка, не сможет рассчитываться ни со своими работниками, ни с шахтами.

По мнению председателя "Всеукраинской энергетической ассамблеи" Ивана Плачкова, НКРЭКУ нарушает Закон "Об электроэнергетике", хотя должна контролировать его выполнение всеми субъектами энергорынка. "Это разрушение тех основ, на которых работала отрасль достаточно долго. Я думаю, что это опасный стратегический момент, и он уже приводит к тяжелым последствиям в целом для государства", — отметил специалист.

И.Плачков допустил, что, возможно, исключение Зуевской и Старобешевской ТЭС из расчетов энергорынка может быть оправдано с политической точки зрения, но тогда надо, чтобы энергетики понимали логику такого решения — если ТЭС исключать из энергорынка, то надо исключать их полностью. В то же время, с одной стороны, диспетчер дает команду вырабатывать электроэнергию, а с другой — дается незаконный приказ "Энергорынку" не оплачивать эту электроэнергию, иначе им займется прокуратура. "Это не только алогично, это уже становится преступным и юридически, и с точки зрения экономики страны", — заявил эксперт.

При этом складывается опасная ситуация, когда высшие органы власти нарушают законодательство Украины. "Если мы считаем, что закон неправильный и его надо изменить по каким-то высшим политическим соображениям — подготовьте изменения. Соберитесь большинством в парламенте и проголосуйте. Все что угодно, но не приучайте нарушать законы Украины", — подчеркнул И.Плачков.

Одним из возможных решений в данной ситуации, по мнению эксперта Центра исследований энергетики (EIRCenter) Дмитрия Григорьева, может стать внесение изменений в Закон "Об электроэнергетике", позволяющих ДТЭК и "Донбассэнерго" продавать электроэнергию напрямую потребителям, которые хоть и находятся на неподконтрольной территории, но имеют возможность и продолжают за нее платить.

В противном случае, нынешняя ситуация с неоплатой производителям за выработанную электроэнергию приведет либо к физической остановке станций, либо подтолкнет те "горячие головы", которые сегодня "хороводят" на неподконтрольных территориях, к созданию собственной энергосистемы и отделению ее от энергосистемы Украины. "Это катастрофический прогноз, ведь на территории Украины есть объекты, которые запитаны от линий электропередачи и подстанций, находящихся на временно оккупированной территории, и наоборот. Один только пример — система водоснабжения Донбасса, которая тянется от Славянска до Мариуполя и связана одним каналом, получает электроэнергию из разных источников. Так, на отрезке Горловка-Донецк она получает электроэнергию от объектов, находящихся на временно неконтролируемой территории. Мы готовы к тому, чтобы насосы на этой территории не работали и не подавали воду жителям Мариуполя?" — задал риторический вопрос эксперт.

Решение есть, но его пока нет

По словам замминистра энергетики и угольной промышленности Александра Светелика, ситуация относительно Зуевской и Старобешевской ТЭС весьма непростая, поскольку в настоящее время "есть два постановления НКРЭКУ — №158, которое уже закончило жить, и №203, которое еще жить не начало". При этом А.Светелик отметил, что указанные станции не исключены из расчетов энергорынка, поскольку нет такого механизма. В настоящее время две рабочие группы Совета ОРЭ работают над этим вопросом.

По словам замминистра, есть четыре варианта решения, позволяющих не исключать производителей из расчетов. Он не стал вдаваться в подробности, отметив, что не знает, какой алгоритм учета взаиморасчетов в конечном итоге будет принят. "Нужен какой-то алгоритм перехода через правила рынка, т.е. изменения в договор участников рынка, и над этим механизмом сейчас работают эксперты", — заявил чиновник.

В то же время А.Светелик подчеркнул, что закон обходить никто не хочет и не будет. При этом, учитывая, что по закону вся генерация продает электроэнергию в рынок, где ее покупают энергопоставщики и продают потребителю, сделать прямой расчет генерация-потребитель не получится.

КОГО ИСКЛЮЧИЛИ ИЗ РАСЧЕТОВ ЭНЕРГОРЫНКА?

Приказом Минэнергоугля №100 от 18.02.15 г. утвержден перечень производителей э/э, установки (оборудование и/или энергетическое оснащение) которых находятся на территории, где органы государственной власти не осуществляют или осуществляют не в полном объеме свои полномочия (по состоянию на 18.02.15 г.):

  • ТЭС: Старобешевская ТЭС; Зуевская ТЭС;
  • ТЭЦ, блок-станции: Зуевская экспериментальная ТЭЦ, ЦЭВС ПАО "Донецксталь металлургический завод", ПАО "Ясиновский КХЗ", ПАО "Алчевский КХЗ", ПАО "Макеевский металлургический завод", ТЭЦ ПАО "Силур", ГТС ПАО "Алчевский металлургический комбинат", ПАО "Концерн "Стирол", ПАО "Енакиевский металлургический завод", ООО "Горловский КХЗ", когенерационная установка ЧАО "Макеевкокс", ООО "Комбинат Каргил", ООО "ТПК Укрсплав";
  • ВЭС: Лутугинская ВЭС, Краснодонская ВЭС, ВЭО "Ветроэнергопром", Новоазовская ВЭС.
  •  
Copyright © ЦОИ «Энергобизнес», 1997-2025. Все права защищены
расширенный поиск
Close

← Выберите раздел издания

Искать варианты слов
 dt    dt