Новые возможности

Плюсы и минусы нового Закона "О рынке природного газа"
Принятый парламентом Закон Украины "О рынке природного газа" вызвал неоднозначные оценки экспертов и участников рынка. С одной стороны, принятие закона является важным шагом на пути реформирования украинского газового рынка, который, по мере имплементации положений закона, должен стать прозрачным, конкурентным, а также понятным и привлекательным для инвесторов. С другой стороны, ряд экспертов прогнозируют серьезный передел газового рынка, а также увеличение финансовой нагрузки на конечных потребителей.
Алексей ГОРБОВСКИЙ
По европейским правилам
После подписания Президентом Украины, Закон "О рынке природного газа" вступает в силу со дня опубликования, но начинает действовать с 1.10.15 г. (кроме некоторых положений, которые начинают действовать позже). Также с 1.10.15 г. прекращается действие Закона Украины "Об основах функционирования рынка природного газа".
По мнению главы "Нафтогаза Украины" Андрея Коболева, Закон "О рынке природного газа" — важный шаг Украины на пути интеграции с ЕС. Он делает наш рынок природного газа прозрачным и понятным для инвесторов, стимулирует конкуренцию, четко очерчивает функции государства. Важно, что закон также содержит механизмы государственной поддержки незащищенных потребителей и контроля качества услуг.
Среди участников рынка наибольшие надежды на новый закон возлагают газодобывающие компании. Как заявил президент Ассоциации "Недропользователи Украины" Роман Сторожев, Закон "О рынке природного газа" открывает возможности для реформирования и либерализации газового сектора. Это стало возможно благодаря тому, что в основу документа была положена лучшая прогрессивная европейская практика регулирования энергетических рынков, а его нормы соответствуют принципам Третьего энергопакета ЕС и обязательствам Украины в рамках Энергетического сообщества.
По словам Р.Сторожева, для добывающих компаний принятие данного закона имеет огромное значение: в соответствии с нормами закона, должен быть создан оптовый рынок газа с системой двусторонних договоров и системой финансовых гарантий, основанный на принципе свободы договора. "Добывающие компании готовы к переходу на принципы открытой конкуренции, недискриминационности, рыночного ценообразования и, самое главное, законодательно гарантированный принцип невмешательства государства в деятельность хозяйствующих субъектов рынка природного газа. Поэтому важно, что отдельной нормой закреплена одна из функций независимого регулятора рынка: гарантирование права свободы договора относительно купли-продажи или поставки природного газа, а также предусмотрена процедура мониторинга возникновения договорных практик, которые ограничивают конкуренцию на рынке, и механизм их устранения", — объяснил эксперт.
По мнению недропользователей, реализация газа на биржах позволит рыночными механизмами определять цену на природный газ на внутреннем рынке, предлагать качественные сопутствующие услуги потребителям. Единая цена на природный газ для всех категорий потребителей даст возможность добывающей отрасли — как частным, так и государственным компаниям — развиваться в зависимости от собственной бизнес-стратегии, инвестиционных возможностей, а не в соответствии с требованием обеспечить дешевый газ для отдельных потребителей.
В Ассоциации "Недропользователи Украины" отмечают, что как только заработает полноценный рынок, цена газа не будет завышенной, а будет соответствовать реальной себестоимости с учетом инвестиционной составляющей. Кроме того, запускается механизм энергосбережения, что в перспективе должно означать достоверный учет потребляемого природного газа всеми без исключения категориями потребителей и свободный выбор поставщика необходимого объема ресурсов по приемлемой цене. В Ассоциации также считают, что все средства государственного бюджета, которые ранее направлялись на покрытие дефицита "Нафтогаза", теперь могут и должны быть направлены на обеспечение адресных субсидий населению. Кроме того, эта статья расходов государственного бюджета дополнительно будет финансироваться за счет налоговых платежей, которые будут увеличиваться прямо пропорционально увеличению объемов добычи.
Таким образом, внедрение рыночных механизмов способно решать не только проблемы газодобывающей отрасли, но и обеспечивать решение государством социальных вопросов, например, субсидирования тарифов для незащищенных слоев населения.
Борьба с монополиями
Несмотря на оптимизм ряда участников газового рынка, процесс практической реализации положений нового закона и внедрения "европейской" модели газового рынка обещает быть длительным и сложным. Например, можно спрогнозировать, что спешить с устранением монополии "Нафтогаза" не будут, в то же время, достаточно большой группе участников рынка придется поступиться своими интересами. Речь идет о частных газораспределительных предприятиях. Складывается впечатление, что борьба с их владельцами являлась "главной движущей силой" принятия указанного закона.
В частности, перед финальным голосованием в закон была внесена поправка, запрещающая использование государственных газопроводов частными операторами на правах хозяйственного ведения (т.е. бесплатное использование). В то же время они могут брать сети в аренду или в концессию. Сейчас по договорам хозяйственного ведения работают 45 газораспределительных предприятий. Им всем придется, согласно новому закону, платить за пользование государственными сетями.
Накануне голосования в парламенте премьер-министр Арсений Яценюк обратился к депутатам с просьбой поддержать правительственный законопроект, напомнив, что практически все газораспределительные сети в стране находятся в государственной собственности, в то же время, несколько состоятельных граждан бесплатно их используют. А после принятия закона премьер заявил, что "десять лет не могли проголосовать, и наконец-то мы деолигархизировали и демонополизировали рынок природного газа в стране".
Идея, возможно, правильная. Но в итоге может оказаться, что "арендная составляющая" будет включена газораспределительными предприятиями в тариф на поставки газа и переложена на потребителя, который, в конечном итоге, оплатит все реформы рынка.
Кроме того, вряд ли физически можно успеть до начала действия нового закона перезаключить договоры, ведь придется пересматривать все утвержденные на текущий год инвестпрограммы и утверждать новые, поскольку договоры аренды также предусматривают конкретные инвестиции в газораспределительные сети. И вряд ли владельцы газораспределительных предприятий готовы идти навстречу государству в этих вопросах.
Поэтому забрать государственные газопроводы у олигархов — лишь полдела, поскольку при этом надо понимать, что же с этими сетями делать дальше, и кто будет их содержать.
Что касается конечных потребителей, то им следует ожидать неизбежного роста цен на газ, несмотря на заявления чиновников о защите интересов потребителей. В частности, по словам директора по развитию бизнеса НАК "Нафтогаз Украины" Юрия Витренко, закон позволяет использовать лучший европейский опыт, который по-настоящему обеспечивает защиту прав потребителей. Положения закона позволяют, с одной стороны, достичь оптимальной цены для потребителей, с другой — стимулировать развитие собственной добычи, причем прозрачными рыночными методами.
В то же время эксперт Института энергетических исследований Дмитрий Марунич констатирует, что несмотря на заявления относительно того, что реформа рынка газа приведет к снижению цен, в ЕС никакого снижения цен не произошло. Цены на газ растут как для населения, так и для промышленных потребителей.
Кроме того, некоторые эксперты настроены скептически относительно инвестиционных ожиданий. Объясняется это тем, что принятие закона для опытных инвесторов еще ничего не значит — они будут ждать принятия всех необходимых подзаконных актов.
Основные положения Закона "О рынке природного газа"
Отделение функций оператора от функций добытчиков и поставщиков Закон "О рынке природного газа" внедряет принятые в ЕС механизмы недопущения антиконкурентного влияния добытчиков и поставщиков газа на работу операторов ГТС, газохранилищ, газораспределительных систем, а также потенциального оператора установки LNG. Закон не предусматривает приватизации оператора газотранспортной системы, находящейся в государственной собственности. Четкое определение функций государства и независимости регулятора Закон предусматривает, с одной стороны, государственное регулирование монопольных рынков (транспортировки, распределения, хранения, услуг установки LNG), с другой — развитие свободной добросовестной конкуренции на товарном рынке природного газа. Закон также закрепляет минимальное вмешательство государства в работу оптового рынка природного газа. Так, деятельность оптового продавца не подлежит лицензированию. При этом вмешательство правительства может быть обусловлено только общественным интересом. Например, интересом обеспечения бесперебойного поступления природного газа для потребителей Украины, диверсификации источников такого поступления и т. п. Вмешательство может быть осуществлено только недискриминационным и прозрачным способом. Свободное ценообразование Согласно закону, на оптовом и розничном рынках природного газа будет действовать принцип свободного ценообразования (кроме случаев, когда КМ использует право возложить специальные обязательство на субъектов рынка природного газа) и свободы выбора источников поступления природного газа. Закон создает условия для новой модели рынка природного газа, построенной на принципах свободной добросовестной конкуренции и ориентированной на обеспечение высокого уровня защиты прав и интересов потребителей. Перечисленные механизмы должны способствовать повышению конкуренции благодаря вхождению новых игроков на рынок, что, в свою очередь, является стимулом снижения цен на энергоресурсы. |