Угольная санация

Минэнергоугля разработало программу реформирования угольной отрасли
Минэнергоугля разработало и озвучило основные направления программы реформирования ныне убыточного госсектора украинского углепрома. Согласно программе, часть оставшихся под контролем украинской власти государственных шахт получит деньги на развитие, часть будет законсервирована, несколько шахт закрыты. Даже без конкретизации необходимых на реализацию программы сумм, концептуальный проект вызвал дискуссию среди специалистов и резкое неприятие основных его целей отраслевыми профсоюзами.
Алексей ГОРБОВСКИЙ
"Урезанный" углепром
Согласно данным Минэнергоугля, на сегодняшний день из 90 шахт, ранее входивших в сферу управления министерства, на территориях, подконтрольных правительству Украины, осталось всего 35 шахт. Причем почти все они добывают уголь марки "Г" (2 шахты добывают уголь марки "Ж"), который мало востребован украинской энергетикой. Шахты, добывающие высоколиквидный антрацитовый уголь, остались на территориях, подконтрольных российским террористам.
Все 35 госшахт являются убыточными из-за высокой себестоимости добычи угля, его низкой ликвидности как на внутреннем рынке страны, так и на зарубежных рынках.
Главная задача, поставленная правительством перед Минэнергоугля относительно оптимизации работы госшахт — разработка программы организации эффективной работы этих предприятий и отказ от госдотаций.
Надо отметить, что ранее Украина выделяла огромные суммы из государственного бюджета на угольную отрасль. Бюджетные ассигнования в госсектор углепрома достигли рекордной суммы 15.3 млрд грн в 2013 г. При этом основная часть средств (86%) тратилась на покрытие разницы между высокой стоимостью добычи угля и рыночной ценой его реализации.
В 2014 г. объем госфинансирования угольной отрасли сократился до 9.4 млрд грн, но сегодня Украина не может позволить себе выбрасывать такие астрономические суммы на поддержание работы нерентабельных предприятий.
Что делать
Оптимизация. В предложенном на рассмотрение КМ проекте программы Минэнергоугля предложило оптимизировать работу 24 госшахт. Речь идет о наращивании объемов добычи угля этими предприятиями с целью снижения его себестоимости (при этом предусматривается госфинансирование модернизации производственных мощностей), а также о переформатировании структуры управления этими шахтами — лишний "административный" персонал самих шахт, а также вспомогательных и непрофильных предприятий подлежит увольнению. Это уже вызвало резкую негативную реакцию как Профсоюза работников угольной промышленности, так и Независимого профсоюза работников угольной промышленности, которые заявили, что не позволят выбрасывать на улицу шахтеров. Но "выбрасывать" шахтеров никто не планировал — в программе речь идет о других работниках. По словам министра энергетики и угольной промышленности Владимира Демчишина, в настоящее время на государственных угольных предприятиях работают около 55 тыс человек. При этом много руководителей на всех уровнях. Чрезмерное количество админперсонала существенно увеличивает себестоимость продукции. Оптимизацию персонала планируется начать именно с них, одновременно будет анализироваться количество задействованных работников по всей производственной цепочке. А.Демчишин отметил, что курс на увеличение добычи позволит сохранить работу для большинства шахтеров.
Что касается планов наращивания угледобычи, то они вызывают некоторый скепсис. Например, министр считает, что если увеличить добычу (и, соответственно, реализацию) рядового угля до 10 млн т в год с нынешних 6 млн т, то за счет роста объема добычи можно снизить себестоимость угля даже на сложных шахтах до 1200 грн/т (в настоящее время рыночная стоимость угля составляет около 1100 грн/т, средняя себестоимость добычи на госшахтах — 1600 грн/т). Технологически это возможно — расчеты уже сделаны по каждой шахте. Но одна из главных проблем — сбыт угольной продукции. Сегодня потреблять уголь марки "Г" могут только Углегорская ТЭС, принадлежащая государственному ПАО "Центрэнерго", и электростанции "ДТЭК Западэнерго" (Бурштынская, Ладыжинская и Добротворская ТЭС).
Пока основным потребителем добываемого госшахтами угля является Углегорская ТЭС. По оценке министра, мощности ТЭС позволяют сжигать ежемесячно 300 – 330 тыс т угольного концентрата (зольность около 23%), полученного из угля, добытого на шахтах Львовско-Волынского бассейна. Также планируется поставлять уголь на несколько ТЭЦ.
Со вторым крупным потребителем — компанией ДТЭК — министерство пока не может договориться о цене угля.
Третье направление — экспортное — закрыто из-за высокого содержания серы в угле — более 3%, тогда как на внешние рынки можно поставлять уголь с зольностью менее 2%. В.Демчишин сообщил, что крупные зарубежные трейдеры, с которыми был проведен ряд переговоров, предлагают цену на украинский уголь на уровне $25/т, что существенно ниже себестоимости его добычи.
Тем не менее, проект программы предусматривает увеличение госшахтами добычи угля до 9 млн т в 2015 г. и до 14 млн т — в 2016 г.
Консервация шахт. Согласно проекту программы, под консервацию подпадают 5 шахт. Это те шахты, которые имеют запасы угля, но в настоящее время их разработка не целесообразна. При этом работа этих шахт может быть восстановлена после улучшения экономических условий и удешевления технологий.
Закрытие шахт. Минэнергоугля предлагает ликвидировать 6 шахт после выработки доступных запасов угля.
Финансы
Комментируя вопрос финансирования программы реформирования угольной отрасли, В.Демчишин сообщил, что финансирование разделено на несколько направлений. В частности, предусматривается финансирование достройки шахты №10 "Нововолынская". "Чем быстрее она будет достроена, тем быстрее мы сможем перераспределить персонал с менее перспективных шахт "Волыньугля" и тем самым снизить социальное напряжение, — заявил министр. — Кроме того, дополнительно мы просим около 800 млн грн на модернизацию оборудования и подготовку лав. Это большая сумма, но она поможет увеличить добычу".
Что касается выделения средств на покрытие разницы между себестоимостью добычи и рыночной ценой реализации угля, то, по словам министра, относительно этой статьи есть "определенные дискуссии". "Мы имеем определенное понимание суммы средств, необходимой до конца года. Но эта величина пока не фиксированная, поскольку зависит от объема добычи", — заявил В.Демчишин.
Премьер-министр Арсений Яценюк об отказе от госдотаций углепрома: Мы в прошлом году приняли решение прекратить выделение дотаций угольной отрасли, которые имели только одну цель — разворовывание. В 2013 г. около $2 млрд было направлено в угольную отрасль, и куда делись эти деньги, до сегодня никто не знает.
МНЕНИЕ: ОПТИМАЛЬНАЯ ЦЕНА УГЛЯ
Минэнергоугля настаивает на необходимости снижения себестоимости угля путем наращивания добычи и модернизации шахт. Поскольку дотации не решают проблем угольной отрасли и тепловой генерации, позицию относительно удержания стоимости угля на уровне ниже 1 500 грн за 1 т придерживается и НКРЭКУ, — заявил председатель НКРЭКУ Дмитрий Вовк. По его словам, за 2014 г. цена угля, используемого украинскими ТЭС, в тарифе на э/э выросла на 60%, тогда как заработная плата шахтеров уменьшилась на 4%. Таким образом, рост стоимости угля не сказался на благосостоянии шахтеров. Текущая цена угля для ТЭС находится на уровне 1 100 грн за 1 т, а повышение цены на каждые 100 грн требует дополнительных расходов на топливо в сумме 2 млрд грн, которые будут направлены компании ДТЭК. По словам Д. Вовка, если цену повысить на 1 000 грн, как того требуют протестующие шахтеры, то это приведет к дополнительным расходам в сумме 20 млрд грн, которые получит монополист. Причем, согласно данным ДТЭК, себестоимость угля на ее предприятиях составляет в среднем 800 грн за 1 т, поэтому нынешняя закупочная цена позволяет компании обеспечивать текущий уровень добычи. Кроме того, рост цены угля непременно повлияет на тариф на э/э. В частности, по словам Д.Вовка, при повышении цены угля до 1 500 грн за 1 т, цена э/э возрастет на оптовом рынке на 20%, что станет ощутимым для всей украинской промышленности и сферы услуг. Например, только в структуре тарифов на услуги ЖКХ э/э составляет 35%. |