Зло в законе

Эксперты о монополизме на энергетических рынках

В Украине появилась новая авторитетная организация по защите интересов потребителей от злоупотреблений монополий — Фонд развития конкуренции. Свою работу он начал с круглого стола относительно ситуации с монополизмом в газовой отрасли.

Виталий ЧЕРНОМОРЕЦ

Гроза плохих монополий

Фонд развития конкуренции зарегистрирован 23.01.15 г. Он создавался как "общественная платформа для обсуждения актуальных вопросов и наработки предложений по совершенствованию функционирования системы защиты экономической конкуренции в Украине". Организация призвана объединить ведущих украинских и международных специалистов для выявления проблем функционирования рынков и поиска оптимальных путей их решения.

Правление фонда возглавил Сергей Цивкач — основатель юридической фирмы "MT Partners". Он также состоит в экспертном совете наряду с директором Института экономики и прогнозирования НАН Украины Валерием Гейцем, экс-министром топлива и энергетики Сергеем Ермиловым, экс-главой Антимонопольного комитета Александром Мельниченко.

Первое мероприятие фонд провел 14 мая в виде круглого стола по теме демонополизации газового рынка. На нем же достигнута договоренность о вхождении в экспертный совет авторитетного международного эксперта, грозы плохих монополий Хасана Какаи — руководителя подразделения по вопросам конкурентного законодательства и политики в сфере защиты прав потребителей Конференции ООН по торговле и развитию (UNCTAD) в 1998-2015 гг.

Обсуждение началось с доклада Вильяма Ковачича — независимого директора в конкурентном ведомстве Великобритании. Он прочитал оду демонополизации на газовом рынке. По его мнению, наличие нескольких игроков ведет к сокращению ненужных затрат и снижению цен. В итоге промышленность получает относительно дешевый энергоресурс и дополнительные средства для инвестиций в производство, инноваций, новых услуг. По мнению В.Ковачича, Украине необходимо усилить роль АМК и выделить на это соответствующее финансирование.

С.Ермилов, в свою очередь, отметил, что рынок природного газа в стране монополизирован "Нафтогазом Украины" и правительством. Зачатки свободного рынка появились в лице частных газодобывающих компаний. "Мы надеялись, что он будет развиваться, но, к сожалению, он стагнирует, как другие рынки нашей страны", — констатировал С.Ермилов.

По его словам, цена на газ формируется непрозрачно. После ликвидации монополии "Газпрома" с приходом европейских поставщиков, поставки газа все равно осуществляет "Нафтогаз Украины". При этом компания только в 2014 г. получила около 100 млрд грн господдержки в ущерб другим секторам экономики. "Отсутствие доступа на рынок других частных иностранных поставщиков газа привело к тому, что они начали уходить с рынка, практически прекратились инвестиции в отрасль", — сказал экс-министр. По его данным, если раньше частные компании наращивали добычу, то в этом году не исключено, что добыча начнет сокращаться.

Отдельно эксперт коснулся Национальной комиссии, осуществляющей государственное регулирования в сферах энергетики и коммунальных услуг. По его мнению, члены этого ведомства должны назначаться по итогам открытого конкурса. Регулятор должен формировать тарифы на основании методик, утвержденных правительством, добавил он.

Природа монополии

С.Ермилов также высказал мнение, что энергетика невозможна без естественных монополий. "Это само собой разумеется. Проблема не в том, что они (монополии) есть — частные или государственные, а в том, как они регулируются", — сказал он.

Его поддержал и.о. председателя Антимонопольного комитета Украины Николай Бараш, который отметил, что монополии есть во всем мире. "Раньше в государстве были две вещи, в которых все разбирались — футбол и политика, теперь появилась третья — монополии. Но они имеют право на существование. Тысячи и тысячи предприятий законно владеют монополией на своих рынках. Их услугами пользовались вчера, пользуются сегодня и будут пользоваться завтра", — сказал он. По его словам, основное требование к таким компаниям — "качественные услуги и адекватные цены". "Монополии — это зло, которое разрешено. Они действуют в тех рамках, в которых им разрешено работать государством", — заявил Н.Бараш. Поэтому, по его мнению, претензии необходимо высказывать, скорее, не к монополистам, а к регулирующим их органам.

Говоря о проблеме монополизма, А.Мельниченко констатировал, что монополии существуют столько же, сколько и человечество. Украинское законодательство разрешает их создание и функционирование. Вместе с тем, по словам эксперта, АМК не дал ни одного разрешения для монопольного объединения. Такие решения принимает правительство, если выгода для общественных интересов от такой концентрации больше негативных последствий ограничения конкуренции. При этом А.Мельниченко считает, что правительство имело полное право на создание монополиста в лице "Нафтогаза Украины".

Руководитель отдела конкуренции Организации экономического сотрудничества и развития Джон Дэвис заявил, что "антимонопольное законодательство Украины совпадает с международной практикой, в том числе с нормами ЕС и США. Нарушением считается не монопольное владение, а злоупотребление таким положением". По его мнению, у государства есть все полномочия для регулирования монополий, в том числе проведения расследований в рамках закона. "Если что-то мешает новым компаниям выходить на рынок, государство должно обратить на эту ситуацию внимание", — считает эксперт.

В свою очередь Хасан Какая отметил, что очередной мониторинг конкурентного законодательства Украины состоялся в 2014 г. экспертами из Великобритании и Германии. "Основной вывод — законодательство очень близко законодательству ЕС", — сказал он. Специалист подтвердил, что монополии довольно распространенное явление — в мире их насчитывается около 17 тысяч. Вместе с тем, Х.Какая подчеркнул, что единым мерилом государственного регулирования должны стать интересы потребителей.

Европа ждет

Участие в круглом столе также приняла представитель секретариата Энергетического сообщества Розетта Карова. По ее словам, Европа ожидает от украинского правительства плана разделения "Нафтогаза Украины" до 1.10.15 г. Р.Карова отметила, что частью реформ в энергетике Украины станет принятие нового закона о регуляторе — Национальной комиссии, осуществляющей государственное регулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг. В парламенте находится несколько вариантов этого документа. "Энергосообщество надеется на скорейшее принятие такого закона", — подчеркнула она.

Готовится также новый закон о рынке электроэнергии. "Рабочая группа уже создана в Министерстве энергетики и угольной промышленности, которая объединяет институты и игроков рынка. Есть первый вариант закона в секретариате Энергосообщества, надеемся, что он будет принят", — сказала Р.Карова.

Директор по развитию бизнеса "Нафтогаза Украины" Юрий Витренко заявил, что монополист сам не в восторге от своего положения и принимаемых правительством решений. Компания первая выступает за конкуренцию на рынке. Ю.Витренко добавил, что с 1 октября т.г. украинский газовый рынок фактически становится конкурентным, согласно принятому закону о рынке природного газа.

Он сделал сенсационное заявление о готовности "Нафтогаза" продавать газ для поставок потребителям не только облгазам, но и энергоснабжающим компаниям. Облэнерго могли бы использовать для этого свою базу клиентов. Но представители дистрибуции, с которыми удалось пообщаться "ЭнергоБизнесу", пока не осознали все плюсы газовой перспективы. При существующих проблемах с оплатой в энергорынке за электроэнергию, заняться новой деятельностью в виде газовых поставок для них — это получить еще одну головную боль.

Ю.Витренко также заявил, что чрезмерного монопольного влияния "Газпрома" на газовом рынке Украины нет. Это высказывание пришлось кстати, ведь АМК 13 мая сообщил о начале расследования в отношении "Газпрома" по признакам нарушения им украинского законодательства о защите экономической конкуренции. "Нафтогаз Украины" объясняет конкуренцию на рынке тем, что Украина получила возможность импортировать из стран ЕС 15 млрд куб м газа в год. При этом в 2015 г. потребность страны в импортном ресурсе оценивается в 25 млрд куб м.

Выступление представителя "Нафтогаза" больше всего понравилось представителю УМВБ Александру Гинзбургу. Он назвал его образно — "пчелы против меда". По его словам, в Украине появилось 11 поставщиков импортного газа, но все они вынуждены "заходить"черезНафтогаз Украины". По его мнению, необходимо дать возможность газовым трейдерам выйти на рынок Украины, а не заботиться о сбалансировании одной компании.

Хорошая монополия — плохая монополия

От частных компаний выступил генеральный директор ДТЭК Максим Тимченко. Говоря о проблеме монополизма, он отметил, что есть компании, которые помогают стране, являются бенчмарком (эталоном) новых стандартов ведения бизнеса, новых идей. А есть компании, которые являются доминирующими и злоупотребляют своим положением, что приводит к перекосам рынка.

"Если говорить о монополизме на рынке электроэнергии, в Европе нормальная практика, когда компании занимают и 90%, и 70%, и 50% рынка. При этом мы не задаем вопрос, есть ли конкуренция. Объяснить это можно тем, что в Европе есть четкие правила игры и минимум неприятных сюрпризов для игроков этих рынков", — продолжил он.

М.Тимченко отдельно посетовал на государственное регулирования газового сектора. По его словам, за 3 года работы ДТЭК втрое увеличила объем добычи газа. Удар по бизнесу нанесло правительственное постановление №647 от 26.11.14 г., фактически запрещающее промышленности покупать газ у частников. "Мы, пройдя отопительный сезон, получили 250 млн куб м газа в хранилищах… и получили угрозу, что в Киеве не будет горячей воды, потому что нет газа "Нафтогаза". Когда мы говорим, что у нас есть 250 млн кубометров, которые нам хватит на следующие 6 месяцев обеспечить газом "Киевэнерго", нам говорят: нет, сначала рассчитайтесь с "Нафтогазом" (по долгам "Киевэнерго", возникшим из-за отсутствия компенсации в тарифах из бюджета. — Прим.)", — сказал М.Тимченко.

Кстати, "Нафтогаз Украины" оперативно отреагировал на это сообщение и буквально на следующий день публично предложил ДТЭК зачесть его газ в счет долгов "Киевэнерго". Реакция ДТЭК неизвестна, хотя и прогнозируема: лучше иметь газ в ПХГ, чем выбивать долги из бюджета.

М.Тимченко заверил, что ДТЭК является компанией, готовой на деле помогать развитию конкуренции в ТЭК. "В сегодняшнем кризисе только украинский бизнес готов инвестировать в украинские предприятия при том уровне риска, который есть в нашей стране", — сказал он. По его мнению, иностранные инвесторы будут принимать решения о возможности вкладывать инвестиции в Украину только на примере того, как развивается украинский бизнес и какие созданы правила игры.

Copyright © ЦОИ «Энергобизнес», 1997-2025. Все права защищены
расширенный поиск
Close

← Выберите раздел издания

Искать варианты слов
 dt    dt