"Последние герои" украинской энергетики

Международные эксперты: Законопроект относительно рынка электроэнергетики требует серьезной доработки

Закон о рынке электроэнергетики, который разрабатывается Минэнергоугля, вызывает много вопросов не только у отечественных, но и у зарубежных экспертов. Особенно это касается возобновляемой энергетики — сектора со значительными иностранными инвестициями. По мнению регионального менеджера компании EuroCape New Energy в Украине Питера Джастина О'Брайена, принятие закона в его нынешнем виде может привести к замораживанию инвестиций в отрасли. В интервью журналу "ЭнергоБизнес" эксперт поделился своей точкой зрения по поводу законопроекта, который определить судьбу энергетики страны на многие годы.

Виталий ЧЕРНОМОРЕЦ

Насколько предложения от экспертов и общественности были приняты во внимание при проработке законопроекта?

— Нам бы хотелось, чтобы по данному проекту закона было больше консультаций с общественностью и промышленным сектором, больше прозрачности в процессе. Это решается просто: нужно регулярно размещать обновленную версию проекта закона на сайте Минэнергоугля, что дает возможность общественности и экспертам предоставлять свои комментарии относительно самой последней версии проекта.

— Можно ли принимать законопроект в его нынешнем виде?

— Мнение международных операторов ветроэнергетики однозначно: категорически нет.

По проекту закона ответственность за расходы на балансирование передается от оператора системы передачи на поставщиков энергии из возобновляемых источников (ВИЭ). А для них это очень сложно в силу неравномерности генерации солнечной и ветровой энергии.

Сейчас на ветровую и солнечную энергию приходится около 1% от общего объема производства электроэнергии в Украине, и мы считаем, что начинать регулирование расходов на балансирование слишком рано.

В ЕС расходы на балансирование обычно становятся значимыми, когда доля возобновляемой энергетики достигает порядка 20%. В Украине уже есть пример излишней зарегулированности в возобновляемой энергетике — ограничение т.н. "местной составляющей" в новых проектах. Это оказалось неэффективным и ограничило иностранные инвестиции в этот сектор.

Перекладывание расходов на балансирование на солнечную и ветровую энергетику также ограничит иностранные инвестиции в нее.

Страны, которые требуют от операторов ВЭС и СЭС оплачивать расходы на балансирование, как правило, имеют высококачественные данные о ветре, которые позволяют прогнозировать выработку электроэнергии. В Украине таких данных пока, к сожалению, нет. Потребуются годы, чтобы собрать их. И даже с высококачественными данными прогноз выработки СЭС и ВЭС — это, скорее, искусство, чем наука. Даже на сутки вперед очень сложно предсказать ее точно.

Украинская ветроэнергетическая ассоциация стоит на жестких позициях развития энергорынка Украины по европейским правилам. Ни о каких штрафных санкциях за небалансы для возобновляемой энергетики речь идти не может. Во всех странах ЕС стимулируется развитие "зеленой" энергетики и применяются совсем другие технические решения для разрешения данного вопроса.

Международные стратегические инвесторы, такие как компания Eurocape, инвестировали миллионы евро в ветропарки. При этом, законодательство не предусматривало ответственность за балансирование. Поэтому в инвестпроекте эти затраты не учтены. Если примут закон в предложенной Минэнергоугля редакции, возникнет эффект "изменения правил по ходу игры".

Мы считаем, что если расходы на балансирование будут возложены на операторов ВЭС и СЭС, то это должно происходить поэтапно, чтобы те, кто инвестировал в их строительство, опираясь на прежние правила, могли закончить свои проекты при тех же условиях. Тогда сформируется позитивный опыт инвестирования, а не негативный.

Вопрос также в том, как гарантированные покупатели и поставщики вспомогательных услуг будут рассчитывать затраты на балансирование на основе себестоимости? Это абсолютно новые объекты, которые будут создаваться на фоне масштабной реформы рынка.

Международные инвесторы обеспокоены тем, что монополисты-поставщики вспомогательных услуг будут устанавливать затраты на балансирование для производителей энергии из возобновляемых источников на основе себестоимости на уровне тарифов, утвержденных регулятором, и это идеальные условия для злоупотреблений.

Учитывая масштабность предложенных реформ, мы предлагаем сначала установить новые механизмы на рынке, а затем разобраться в фактических затратах на балансирование, и тогда сможем вернуться к обсуждению доли, которую платит каждый сегмент.

И наконец, мы должны поднять вопрос стабильности законодательства. Только за последние два года в Украине мы имели дело с внутренней политической нестабильностью, затем — с геополитической нестабильностью, далее — с экономическим кризисом. Любого иностранного инвестора в Украине сегодня можно назвать "последним героем".

— Каковы нынешние тенденции?

В течение последних 12 месяцев, с тех пор как к власти пришло новое проевропейское правительство, которое поддерживает рыночные реформы, по нашему мнению, сектор возобновляемой энергетики подвергается непрерывной атаке.

Так, НКРЭКУ перестала корректировать ставку "зеленого" тарифа с учетом девальвации гривни, тем самым поставив девелоперов, которые взяли кредиты на генерирующее оборудование в иностранной валюте, в очень затруднительное положение.

Затем был представлен законопроект 2010-д, в котором принципиально пересматриваются ставки "зеленого" тарифа. Большинство игроков отрасли согласны, что в результате мы получили более устойчивые, сбалансированные и справедливые тарифы. Но в этот период законодательных потрясений в сектор ВИЭ Украины практически не поступало инвестиций.

Также стоит отметить, что стоимость импортирования оборудования для генерации энергии из возобновляемых источников за один день возросла на 25% в результате принятия законопроекта 2010-д, тогда как таможенные и льготы по НДС были отменены. В секторе ветровой энергетики, где турбины составляют около 80% стоимости ветропарка, это стало значительным изменением законодательства, которое регулирует нашу отрасль.

Долговые и долевые инвесторы, которые вкладывают в возобновляемые источники энергии в Украине, уже обеспокоены этим законопроектом, поскольку если законопроект пройдет в своем нынешнем виде, для них усложнится количественная оценка затрат на балансирование, в результате чего увеличатся неопределенность и риск, снизится инвестиционная привлекательность данной отрасли в Украине.

— Что, по Вашему мнению, следовало бы сделать в законодательном поле?

— Во-первых, постепенно вводить затраты на балансирование, чтобы дать текущим проектам возможность завершить разработку/строительные работы по старым правилам.

Во-вторых, взимать с производителей ветровой и солнечной энергии — единственных ВИЭ — только те затраты на балансирование, которые превышают 50%.

В-третьих, установить максимальный порог затрат на балансирование, чтобы дать возможность производителям солнечной и ветровой энергии оценить эти затраты в бизнес-планах, и таким образом привлечь капитал, в котором Украина так нуждается.

Как пример:

2016-2020 гг.: затраты на балансирование, предполагаемые Операциями на техобслуживание (Technical Services Operations), позволят текущим проектам закончить разработку по старым правилам;

2021-2029 гг.: увеличивать максимальный платеж по затратам на балансирование для новых мощностей, которые вводятся в эксплуатацию, на 10% в год, но ограничить затраты на балансирование на уровне 10% от доходов от "зеленого" тарифа, полученного операторами ВИЭ. Это делается, опять-таки, для того, чтобы девелоперы ВИЭ (и их инвесторы) могли определить затраты на балансирование в разумных пределах.

— Что следует убрать из законопроекта?

— Требование от производителей ветровой и солнечной энергии возмещать 90% стоимости балансирования. Это слишком много, и это приведет к резкому снижению инвестиций в сферы ветровой и солнечной энергетики в стране, что негативно повлияет на экономику и энергонезависимость Украины.

— Какие преимущества от закона получат потребители?

— Если закон будет правильно сбалансирован, он может стимулировать инвестиции в сектор электроэнергетики, которые приведут к модернизации систем производства, передачи и распределения, что крайне необходимо после 24 лет бездействия. Мы считаем, что с текущим законопроектом этого достичь невозможно.

— Появится ли в результате закона конечный рынок?

— Трудно сказать. Закон очень агрессивный. Я бы предпочел поэтапное введение рыночных реформ, чтобы качественно, без суеты осуществить переход.

Наконец, важно помнить, что сектор возобновляемой энергетики считает себя частью решения проблемы энергонезависимости Украины, а не самой проблемы. Используя механизм ставки "зеленого" тарифа, сектор ВИЭ может привлечь значительные объемы нового капитала в экономику уже сегодня.

Потребность в капиталовложениях в секторы производства, передачи и распределения электроэнергии сегодня превышает имеющиеся средства государственных, частных, международных и внутренних источников финансирования. Поэтому, на наш взгляд, государственная политика должна быть направлена на стимулирование максимальных объемов инвестиций во все эти сегменты. Давайте объединим усилия для формирования энергетической независимости Украины.

— В проекте закона о рынке электроэнергии, разработанном Минэнергоугля, появился новый пункт о том, что правила рынка устанавливает НКРЭКУ, а не совет рынка. Как Вы оцениваете такое предложение? Не усложнит ли это взаимодействие регулятора и энергокомпаний?

— Всегда существует риск, что подзаконные акты не будут вполне точно отражать принятый первично закон. Мы видели, как это происходило много раз в Украине в прошлом. Доверие между операторами ВИЭ и НКРЭКУ сейчас очень низкое, учитывая, что НКРЭКУ не произвела валютной корреляции "зеленого" тарифа в соответствии с требованиями украинского законодательства в течение почти года. Из-за этого компания EuroCape действительно предпочла бы, чтобы правила рынка устанавливались советом рынка.

— Подводя итоги, назовите самые слабые и сильные стороны законопроекта.

Мы считаем, что основной недостаток законопроекта — перекладывание затрат на балансирование на операторов ВИЭ. Сильная сторона — то, что он приводит законодательство Украины в соответствие с Третьим энергетическим пакетом Европейского Союза.

Copyright © ЦОИ «Энергобизнес», 1997-2025. Все права защищены
расширенный поиск
Close

← Выберите раздел издания

Искать варианты слов
 dt    dt