Шанс сохранить переработку

Дешевизна сырья и замедление проектов на НПЗ у восточных соседей дают Украине возможность спасти перерабатывающую отрасль

Украинская нефте- и газопереработка за последние 10 лет стремительно уступала позиции переработчикам в соседних странах, однако сегодня страна получила шанс сохранить отрасль. Возможно. в последний раз.

Дмитрий МОСИЕНКО, OILMARKET, специально для "ЭнергоБизнеса"

Переработка на распутье

Нефтепереработка в XXI веке еще более, нежели в XIX и XX, остается привилегией технологически высокоразвитых стран. Наряду с экономически развитыми и развивающимися странами G20, в XXI веке, и прежде всего за последние десять лет, в клуб государств, способных обеспечивать собственные потребности в моторных топливах за счет отечественной переработки, прорвались и укрепляют свои позиции Азербайджан, Беларусь, Болгария, Вьетнам, Израиль, Иран, Казахстан, Польша, Румыния, Сингапур, Таиланд, Хорватия. Указанные в этом перечне страны из состава стран ЕС. хотя формально и являются частью G20, однако, судьба выживания их нефтепереработки решилась или решается буквально в последние 10-15 лет. Для большинства вышеуказанных стран, за исключением Беларуси и Сингапура, эта отрасль не является источником фундаментально важных экспортных поступлений, а служит для обеспечения внутреннего рынка моторными топливами, маслами и битумами.

В 2015 г. мировая нефтепереработка находится на перекрестке в ожидании нового этапа развития. В Северной Америке, прежде всего в США, целый ряд НПЗ получил новый импульс для развития после того, как в период 2008-2015 гг. США резко увеличили добычу сланцевой нефти. Дешевые поставки сырья дали возможность возрождению целого ряда НПЗ во внутренних штатах, в Техасе, а затем и на Атлантическом побережье.

Работа этих НПЗ в США не только обеспечила внутренний рынок более дешевым бензином, но и закрыла возможности арбитражных (заключаемых в результате межрегиональной разницы в ценах на товары) трансатлантических поставок бензина из ЕС в США. Вследствие этого, в ЕС, в период высоких цен на сырье, это привело к резкому сокращению перерабатывающих мощностей. В результате, в 2012-2015 гг. в ЕС образовался дефицит дизтоплива порядка 320 тыс бар/сут (около 16 млн т/год).

Проблемы с ДТ в ЕС открыли новые возможности для российских переработчиков. Еще год назад возможности рост поставок ДТ в страны ЕС, а также роста спроса на ДТ и бензин в РФ в результате экономического развития озаряли перспективы динамичного роста российской нефтепеработки. Но и здесь произошли резкие перемены!

Российский downstream: время больших перемен

Сегодня очень многое изменилось в нефтеперерабатывающей отрасли РФ, и это имеет важное значение для украинского downstream сегмента.

Как отмечали эксперты-переработчики в ходе прошедшей в июне выставки и конференции МИОГЕ и недели нефтепереработки и нефтехимии, организованной британской компанией EPC в сентябре в Москве, сегодня многие компании, владельцы нефтеперерабатывающих и нефтехимических предприятий в России, пересматривают планы проектов.

Хотя спрос на ДТ в ЕС продолжает оставаться важным фактором для развития целого ряда НПЗ в РФ, владельцы компаний опасаются привязываться к одному рынку, чтобы не оказаться заложниками ситуации, подобной той, которая случилась на рынке экспорта газа. Российский газовый бизнес терпит огромные убытки из-за санкций, потери львиной доли украинского рынка, падения цен на нефть и газ.

В условиях кризиса, требований выполнения технического регламента по переходу с 2016 г. на топлива класса 5 (Евро 5), острого инвестиционного голода, связанного с финансовыми санкциями против РФ и неспособностью российских банков финансировать инвестиционные проекты, менеджмент предприятий и вертикально интегрированных холдингов принимает в основном два типа решений: речь идет либо о скорейшем завершении почти готовых проектов, либо о временном, но практически бессрочном, по сегодняшним меркам, замораживании других проектов.

2015 г. станет рекордным в истории России по количеству завершаемых проектов строительства и модернизации новых установок на предприятиях нефтепереработки в России. За период 2010-2015 гг. порядка $50 млрд было вложено в развитие перерабатывающих мощностей. В докладе генерального директора компании ВНИПИнефть В.Капустина приведены данные о 15 проектах, которые вводятся в строй на российских НПЗ в 2015 г. (см. табл. 1,2).

Таблица 1

Завершенные или планируемые к завершению проекты облагораживания моторных топлив на НПЗ РФ в 2015 г.

Технология установки Компания, владелец нефтеперерабатывающего предприятия НПЗ Мощность, тыс т/год
Изомеризация Роснефть Куйбышевский НПЗ (Самара) 280
    Рязанская НПК 800
  Газпром Астраханский ГПЗ 300
    Газпром нефтехим Салават 470
Алкилирование Роснефть Ангарская НХК 130
  ЛУКОЙЛ Нижегороднефтеоргсинтез 367
Гидроочистка дизельного топлива ЛУКОЙЛ Пермьнефтеоргсинтез 1500
  Антипинский НПЗ 2600
  Роснефть Куйбышевский НПЗ 1000
Риформинг Роснефть Новокуйбышевский НПЗ 1200
    Сызранский НПЗ* 600
Гидроочистка бензина каткрекинга ЛУКОЙЛ   1100

* модернизация

Таблица 2

Проекты глубокой переработки, завершенные или планируемые к завершению в 2015 г. на НПЗ в РФ

Технология установки Компания, владелец нефтеперерабатывающего предприятия НПЗ Мощность, тыс т/год
Каталитический крекинг Газпром Омский НПЗ* 2500
  ЛУКОЙЛ Нижегороднефтеоргсинтез 2000
Висбрекинг Роснефть Хабаровский НПЗ n/a

* vодернизация

В то же время, , строительство еще 23 установок, порой критически необходимых для получения малосернистых ДТ и бензинов, было отложено с 2015-2016 гг. на более поздние сроки, или, выражаясь народным языком, "задвинуто в долгий ящик". (см. табл. 3, данные ВНИПИнефть)

Таблица 3

Отложенные проекты облагораживания моторных топлив на НПЗ РФ

Технология установки Компания, владелец нефтеперерабатывающего предприятия НПЗ Мощность, тыс т/год Сроки переноса, года
Изомеризация Роснефть Туапсинский НПЗ 800 2016-2019
Алкилирование Роснефть Ангарская НХК 130 2016-2017
    Сызранский НПЗ 158 2016-2018
Гидроочистка дизтоплива Роснефть Ангарская НХК 4400 2016-2017
    Туапсинский НПЗ 4300 После 2019
    Новокуйбышевский НПЗ 2700 2015-2018
    Комсомольский НПЗ 1600 2016-2018
    Сызранский НПЗ 2500 2016-2017
    Рязанская НПК 2000 2015-2018
    Ачинский НПЗ 1600 2016-2017
  Сургутнефтегаз Киришский НПЗ 3200* 2015-2016
  Афипский НПЗ 2000 2015-2019
  Марийский НПЗ 1200 2015-2018
  Ильский НПЗ 1200 2015-2018
МТБЭ Роснефть Ангарская НХК 42 2015-2016
    Рязанская НПК 55 2017-2019
    Куйбышевский НПЗ 40 2015-2016
    Сызранский НПЗ 40 2015-2018
Гидроочистка бензина каткрекингом Роснефть Ангарская НХК 500 2015-2017
    Рязанская НПК 950 2017-2019
Риформинг Роснефть Туапсинский НПЗ 1500 После 2019
    Ачинский НПЗ 1000 После 2020

* две установки мощностью 1.9 и 1.3 млн т/год.

Как можно видеть из таблиц 1 и 3, российские НПЗ в Европейской части РФ вводят в эксплуатацию в этом году порядка 5.2 млн т мощностей по производству высокооктановых компонентов бензинов и около 5.1 млн т мощностей для производства малосернистого дизтоплива. В то же время, практически бессрочно отложено строительство в европейской части РФ мощностей по производству около 3.5 млн т компонентов высокооктановых бензинов (плюс 135 тыс т МТБЭ) и около 19.1 млн т малосернистого дизтоплива.

Характерно, что прирост производства компонентов высокооктановых бензинов призван обезопасить в предстоящие годы внутренний рынок РФ. После бензинового кризиса 2011 г. и отмены обращения бензина А-80, внутренний рынок бензинов в РФ постоянно находился на грани зависимости от импорта, и нередко поставки из Союзного государства Беларусь помогали стабилизировать ситуацию на российском бензиновом рынке.

Поразительно и показательно, что отложено строительство мощной установки изомеризации и весьма мощной установки гидроочистки ДТ на увеличившем мощность первичной переработки в три раза Туапсинском НПЗ "Роснефти". В придачу к этому, на Туапсинском НПЗ отложено и строительство мощной установки риформинга (1.5 млн т/год) — по сути, это говорит о переносе на неопределенный срок экспортных амбиций "Роснефти".

Безусловно, возросший пул малосернистого дизеля и высокооктановых компонентов позволит российским компаниям удовлетворить растущий, несмотря на кризис, спрос на моторные топлива внутри страны, а также искать доходные возможности поставок на экспортные рынки, однако большая часть ДТ Евро 5 из РФ несомненно уйдет по продуктопроводам "Транснефти" в порты, и далее — в "дальнее зарубежье".

Рафинированный оппортунизм

Бенефициарами упавших цен на сырье и увеличения поставок дешевой нефти стали не только американские переработчики.

Позитивный эффект падения цен на нефть в конце 2014-2015 гг. повлиял на ситуацию в Литве и Украине. Также падение цен в 2014 г. спасло от закрытия НПЗ Mazeikiu Nafta компании PKN Orlen — правительство Литвы в 2014 г. уже готовилось рассматривать вопрос банкротства предприятия. Однако, Мажейкяйский НПЗ, мощностью 10 млн т/год, получил новый шанс для развития.

Следует отметить, что несмотря на отказ "Транснефти" осуществлять нефтепроводные поставки на литовский НПЗ с 2006 г., литовские переработчики отчаянно боролись за выживание своего предприятия, которое закупало российский сорт Юралс (под который было спроектировано предприятие) с моря, с глубиной переработки (т.е эффективностью) сегодня почти на треть выше, чем в среднем в РФ. Однако, необходимы еще сотни миллионов долларов и целый ряд проектов, чтобы это предприятие приблизилось к эффективности американских НПЗ, глубина переработки на которых близка к 100%. Это позволило бы значительно улучшить экономику для стабильной работы и при более высоких ценах на сырье.

В Украине 2015 г. стал рекордным по количеству импортируемых моторных топлив. Флагман отрасли — Кременчугский НПЗ — испытывает огромное давление в связи с нехваткой отечественного сырья, невозможностью в силу экономических причин закупать сырье импортное, а также необходимостью завершить модернизацию в части производства современных малосернистых моторных топлив.

Соседний украинский рынок стал спасительным для деловых литовцев, а также очень хорошо подпитывает беларусскую нефте- и газопереработку, особенно Мозырский НПЗ. Воспользовавшись многолетней нерасторопностью украинского руководства, литовцы, и в еще большей мере беларусы и россияне, заработали, зарабатывают и будут зарабатывать миллиарды долларов на поставках бензинов и ДТ на украинский рынок.

Сага об украинском октане

Потеря собственной переработки и растрата миллиардов долларов на импорт бензинов и ДТ катастрофическим образом сказывается на экономике Украины. Как правило, импорт бензинов более чем на 30% дороже импорта нефти.

Неспособность далее позволять себе дорогое удовольствие импортировать дорогостоящие высокооктановые бензины проявляется в том, что в Украине все больше производится контрафактных смесей бензинов.

Сегодня, вместо "цунами" малосернистых топлив из стран Таможенного союза, Украина ощущает лишь весьма существенный прилив, и, как мы видим из приведенных выше данных, у страны еще есть некоторый запас времени, чтобы как и подобает государству с боевыми европейскими амбициями в последний раз попытаться вывести свою нефте- и газопереработку на уровень экономически развитых стран.

Компания "Укргаздобыча" отказалась на нынешнем этапе от строительства установки изомеризации нафты, но там планируют к марту 2016 г. завершить установки гидроочистки ДТ и бензинов. Это позволит Шебелинскому ГПЗ компании больше не "тянуть в омут" весь украинский рынок. Кроме того, компания сможет обеспечивать свою розничную сеть в Харьковской области и оптовых поставщиков бензинами и ДТ стандарта Евро 5.

Куда сложней обстановка на Кременчугском НПЗ, которому крайне необходимо в предстоящем году осуществить строительство установки изомеризации легкой нафты. Немалая подготовительная работа велась в этом направлении в 2014 и 2015 гг., уже давно выбран лицензиар (Axens), подготовлена площадка, проведены инфраструктурные подготовительные работы, в частности, дополнительные мощности по производству водорода. Однако строительство дорогостоящей установки представляет собой немалый инвестиционный риск, и в условиях конфликта на востоке страны, падения экономики инвесторам тяжело решиться на этот проект. В свое время, установки изомеризации легкой нафты были построены (2005-2008 гг.) на Лисичанском НПЗ, ТНК-ВР и Одесском НПЗ "ЛУКОЙЛА". Это были самые "денежные" инвестиции, поскольку динамично растущий спрос на бензин обеспечивал быструю окупаемость этих проектов. Сегодня, увы, ситуация в корне отличается от тех лет, поскольку рынок Украины более чем на 83% обеспечивается импортом моторных топлив.

В результате, реализация проекта строительства установки изомеризации на Кременчугском НПЗ потребует максимальной мобилизации финансовых ресурсов. Это хороший повод задать вопрос, чем, собственно, государство помогло в модернизации оставшегося в одиночестве флагмана украинской нефтепереработки?

Временное окно, которое сегодня позволяет подтянуть конкурентоспособность украинской нефте- и газопереработки, не будет вечным. Уповать на то, что российские переработчики и нефтехимики в условиях кризиса и санкций будут сидеть сложа руки, было бы крайне наивно. В ходе форума EPC в Москве обсуждались уже новые стратегические планы по развитию переработки в новых условиях. Особенный акцент россияне делают на импортозамещение и развитие нефтехимии, порой поражая феноменом региональных кластеров — таких, как например созданный в Башкортостане кластер малых нефтехимических предприятий, объединяющий более 150 компаний. Например, запуская в сентябре 2016 г. новые мощности по производству акрила в Башкортостане, Россия практически полностью вытеснит импорт из Японии и КНР.

Не строят в России иллюзий и относительно возвращения высоких цен на нефть — все больше оглядываясь на рынок США, россияне понимают также, что все больше будут доминировать электромобили и гибридные транспортные средства, а нефтепереработке нужно повышать эффективность, снижая затраты и повышая глубину переработки, комплексность и связь с развитием нефтехимических производств.

Поэтому можно с уверенностью сказать, что Украина получила шанс сделать важный шаг для сохранения своей нефтеперерабатывающей отрасли всего в два-три года. За плечами — десятилетие потерь и катастрофических неудач в руководстве отраслью, да и экономикой страны в целом. Способны ли в руководстве страны, "Нафтогаза Украины"иУкртатнафты" к объединению усилий, чтобы использовать этот шанс?

Copyright © ЦОИ «Энергобизнес», 1997-2025. Все права защищены
расширенный поиск
Close

← Выберите раздел издания

Искать варианты слов
 dt    dt