Шанс сохранить переработку

Дешевизна сырья и замедление проектов на НПЗ у восточных соседей дают Украине возможность спасти перерабатывающую отрасль
Украинская нефте- и газопереработка за последние 10 лет стремительно уступала позиции переработчикам в соседних странах, однако сегодня страна получила шанс сохранить отрасль. Возможно. в последний раз.
Дмитрий МОСИЕНКО, OILMARKET, специально для "ЭнергоБизнеса"
Переработка на распутье
Нефтепереработка в XXI веке еще более, нежели в XIX и XX, остается привилегией технологически высокоразвитых стран. Наряду с экономически развитыми и развивающимися странами G20, в XXI веке, и прежде всего за последние десять лет, в клуб государств, способных обеспечивать собственные потребности в моторных топливах за счет отечественной переработки, прорвались и укрепляют свои позиции Азербайджан, Беларусь, Болгария, Вьетнам, Израиль, Иран, Казахстан, Польша, Румыния, Сингапур, Таиланд, Хорватия. Указанные в этом перечне страны из состава стран ЕС. хотя формально и являются частью G20, однако, судьба выживания их нефтепереработки решилась или решается буквально в последние 10-15 лет. Для большинства вышеуказанных стран, за исключением Беларуси и Сингапура, эта отрасль не является источником фундаментально важных экспортных поступлений, а служит для обеспечения внутреннего рынка моторными топливами, маслами и битумами.
В 2015 г. мировая нефтепереработка находится на перекрестке в ожидании нового этапа развития. В Северной Америке, прежде всего в США, целый ряд НПЗ получил новый импульс для развития после того, как в период 2008-2015 гг. США резко увеличили добычу сланцевой нефти. Дешевые поставки сырья дали возможность возрождению целого ряда НПЗ во внутренних штатах, в Техасе, а затем и на Атлантическом побережье.
Работа этих НПЗ в США не только обеспечила внутренний рынок более дешевым бензином, но и закрыла возможности арбитражных (заключаемых в результате межрегиональной разницы в ценах на товары) трансатлантических поставок бензина из ЕС в США. Вследствие этого, в ЕС, в период высоких цен на сырье, это привело к резкому сокращению перерабатывающих мощностей. В результате, в 2012-2015 гг. в ЕС образовался дефицит дизтоплива порядка 320 тыс бар/сут (около 16 млн т/год).
Проблемы с ДТ в ЕС открыли новые возможности для российских переработчиков. Еще год назад возможности рост поставок ДТ в страны ЕС, а также роста спроса на ДТ и бензин в РФ в результате экономического развития озаряли перспективы динамичного роста российской нефтепеработки. Но и здесь произошли резкие перемены!
Российский downstream: время больших перемен
Сегодня очень многое изменилось в нефтеперерабатывающей отрасли РФ, и это имеет важное значение для украинского downstream сегмента.
Как отмечали эксперты-переработчики в ходе прошедшей в июне выставки и конференции МИОГЕ и недели нефтепереработки и нефтехимии, организованной британской компанией EPC в сентябре в Москве, сегодня многие компании, владельцы нефтеперерабатывающих и нефтехимических предприятий в России, пересматривают планы проектов.
Хотя спрос на ДТ в ЕС продолжает оставаться важным фактором для развития целого ряда НПЗ в РФ, владельцы компаний опасаются привязываться к одному рынку, чтобы не оказаться заложниками ситуации, подобной той, которая случилась на рынке экспорта газа. Российский газовый бизнес терпит огромные убытки из-за санкций, потери львиной доли украинского рынка, падения цен на нефть и газ.
В условиях кризиса, требований выполнения технического регламента по переходу с 2016 г. на топлива класса 5 (Евро 5), острого инвестиционного голода, связанного с финансовыми санкциями против РФ и неспособностью российских банков финансировать инвестиционные проекты, менеджмент предприятий и вертикально интегрированных холдингов принимает в основном два типа решений: речь идет либо о скорейшем завершении почти готовых проектов, либо о временном, но практически бессрочном, по сегодняшним меркам, замораживании других проектов.
2015 г. станет рекордным в истории России по количеству завершаемых проектов строительства и модернизации новых установок на предприятиях нефтепереработки в России. За период 2010-2015 гг. порядка $50 млрд было вложено в развитие перерабатывающих мощностей. В докладе генерального директора компании ВНИПИнефть В.Капустина приведены данные о 15 проектах, которые вводятся в строй на российских НПЗ в 2015 г. (см. табл. 1,2).
Таблица 1
Завершенные или планируемые к завершению проекты облагораживания моторных топлив на НПЗ РФ в 2015 г.
Технология установки | Компания, владелец нефтеперерабатывающего предприятия | НПЗ | Мощность, тыс т/год |
Изомеризация | Роснефть | Куйбышевский НПЗ (Самара) | 280 |
Рязанская НПК | 800 | ||
Газпром | Астраханский ГПЗ | 300 | |
Газпром нефтехим Салават | 470 | ||
Алкилирование | Роснефть | Ангарская НХК | 130 |
ЛУКОЙЛ | Нижегороднефтеоргсинтез | 367 | |
Гидроочистка дизельного топлива | ЛУКОЙЛ | Пермьнефтеоргсинтез | 1500 |
Антипинский НПЗ | 2600 | ||
Роснефть | Куйбышевский НПЗ | 1000 | |
Риформинг | Роснефть | Новокуйбышевский НПЗ | 1200 |
Сызранский НПЗ* | 600 | ||
Гидроочистка бензина каткрекинга | ЛУКОЙЛ | 1100 |
* модернизация
Таблица 2
Проекты глубокой переработки, завершенные или планируемые к завершению в 2015 г. на НПЗ в РФ
Технология установки | Компания, владелец нефтеперерабатывающего предприятия | НПЗ | Мощность, тыс т/год |
Каталитический крекинг | Газпром | Омский НПЗ* | 2500 |
ЛУКОЙЛ | Нижегороднефтеоргсинтез | 2000 | |
Висбрекинг | Роснефть | Хабаровский НПЗ | n/a |
* vодернизация
В то же время, , строительство еще 23 установок, порой критически необходимых для получения малосернистых ДТ и бензинов, было отложено с 2015-2016 гг. на более поздние сроки, или, выражаясь народным языком, "задвинуто в долгий ящик". (см. табл. 3, данные ВНИПИнефть)
Таблица 3
Отложенные проекты облагораживания моторных топлив на НПЗ РФ
Технология установки | Компания, владелец нефтеперерабатывающего предприятия | НПЗ | Мощность, тыс т/год | Сроки переноса, года |
Изомеризация | Роснефть | Туапсинский НПЗ | 800 | 2016-2019 |
Алкилирование | Роснефть | Ангарская НХК | 130 | 2016-2017 |
Сызранский НПЗ | 158 | 2016-2018 | ||
Гидроочистка дизтоплива | Роснефть | Ангарская НХК | 4400 | 2016-2017 |
Туапсинский НПЗ | 4300 | После 2019 | ||
Новокуйбышевский НПЗ | 2700 | 2015-2018 | ||
Комсомольский НПЗ | 1600 | 2016-2018 | ||
Сызранский НПЗ | 2500 | 2016-2017 | ||
Рязанская НПК | 2000 | 2015-2018 | ||
Ачинский НПЗ | 1600 | 2016-2017 | ||
Сургутнефтегаз | Киришский НПЗ | 3200* | 2015-2016 | |
Афипский НПЗ | 2000 | 2015-2019 | ||
Марийский НПЗ | 1200 | 2015-2018 | ||
Ильский НПЗ | 1200 | 2015-2018 | ||
МТБЭ | Роснефть | Ангарская НХК | 42 | 2015-2016 |
Рязанская НПК | 55 | 2017-2019 | ||
Куйбышевский НПЗ | 40 | 2015-2016 | ||
Сызранский НПЗ | 40 | 2015-2018 | ||
Гидроочистка бензина каткрекингом | Роснефть | Ангарская НХК | 500 | 2015-2017 |
Рязанская НПК | 950 | 2017-2019 | ||
Риформинг | Роснефть | Туапсинский НПЗ | 1500 | После 2019 |
Ачинский НПЗ | 1000 | После 2020 |
* две установки мощностью 1.9 и 1.3 млн т/год.
Как можно видеть из таблиц 1 и 3, российские НПЗ в Европейской части РФ вводят в эксплуатацию в этом году порядка 5.2 млн т мощностей по производству высокооктановых компонентов бензинов и около 5.1 млн т мощностей для производства малосернистого дизтоплива. В то же время, практически бессрочно отложено строительство в европейской части РФ мощностей по производству около 3.5 млн т компонентов высокооктановых бензинов (плюс 135 тыс т МТБЭ) и около 19.1 млн т малосернистого дизтоплива.
Характерно, что прирост производства компонентов высокооктановых бензинов призван обезопасить в предстоящие годы внутренний рынок РФ. После бензинового кризиса 2011 г. и отмены обращения бензина А-80, внутренний рынок бензинов в РФ постоянно находился на грани зависимости от импорта, и нередко поставки из Союзного государства Беларусь помогали стабилизировать ситуацию на российском бензиновом рынке.
Поразительно и показательно, что отложено строительство мощной установки изомеризации и весьма мощной установки гидроочистки ДТ на увеличившем мощность первичной переработки в три раза Туапсинском НПЗ "Роснефти". В придачу к этому, на Туапсинском НПЗ отложено и строительство мощной установки риформинга (1.5 млн т/год) — по сути, это говорит о переносе на неопределенный срок экспортных амбиций "Роснефти".
Безусловно, возросший пул малосернистого дизеля и высокооктановых компонентов позволит российским компаниям удовлетворить растущий, несмотря на кризис, спрос на моторные топлива внутри страны, а также искать доходные возможности поставок на экспортные рынки, однако большая часть ДТ Евро 5 из РФ несомненно уйдет по продуктопроводам "Транснефти" в порты, и далее — в "дальнее зарубежье".
Рафинированный оппортунизм
Бенефициарами упавших цен на сырье и увеличения поставок дешевой нефти стали не только американские переработчики.
Позитивный эффект падения цен на нефть в конце 2014-2015 гг. повлиял на ситуацию в Литве и Украине. Также падение цен в 2014 г. спасло от закрытия НПЗ Mazeikiu Nafta компании PKN Orlen — правительство Литвы в 2014 г. уже готовилось рассматривать вопрос банкротства предприятия. Однако, Мажейкяйский НПЗ, мощностью 10 млн т/год, получил новый шанс для развития.
Следует отметить, что несмотря на отказ "Транснефти" осуществлять нефтепроводные поставки на литовский НПЗ с 2006 г., литовские переработчики отчаянно боролись за выживание своего предприятия, которое закупало российский сорт Юралс (под который было спроектировано предприятие) с моря, с глубиной переработки (т.е эффективностью) сегодня почти на треть выше, чем в среднем в РФ. Однако, необходимы еще сотни миллионов долларов и целый ряд проектов, чтобы это предприятие приблизилось к эффективности американских НПЗ, глубина переработки на которых близка к 100%. Это позволило бы значительно улучшить экономику для стабильной работы и при более высоких ценах на сырье.
В Украине 2015 г. стал рекордным по количеству импортируемых моторных топлив. Флагман отрасли — Кременчугский НПЗ — испытывает огромное давление в связи с нехваткой отечественного сырья, невозможностью в силу экономических причин закупать сырье импортное, а также необходимостью завершить модернизацию в части производства современных малосернистых моторных топлив.
Соседний украинский рынок стал спасительным для деловых литовцев, а также очень хорошо подпитывает беларусскую нефте- и газопереработку, особенно Мозырский НПЗ. Воспользовавшись многолетней нерасторопностью украинского руководства, литовцы, и в еще большей мере беларусы и россияне, заработали, зарабатывают и будут зарабатывать миллиарды долларов на поставках бензинов и ДТ на украинский рынок.
Сага об украинском октане
Потеря собственной переработки и растрата миллиардов долларов на импорт бензинов и ДТ катастрофическим образом сказывается на экономике Украины. Как правило, импорт бензинов более чем на 30% дороже импорта нефти.
Неспособность далее позволять себе дорогое удовольствие импортировать дорогостоящие высокооктановые бензины проявляется в том, что в Украине все больше производится контрафактных смесей бензинов.
Сегодня, вместо "цунами" малосернистых топлив из стран Таможенного союза, Украина ощущает лишь весьма существенный прилив, и, как мы видим из приведенных выше данных, у страны еще есть некоторый запас времени, чтобы как и подобает государству с боевыми европейскими амбициями в последний раз попытаться вывести свою нефте- и газопереработку на уровень экономически развитых стран.
Компания "Укргаздобыча" отказалась на нынешнем этапе от строительства установки изомеризации нафты, но там планируют к марту 2016 г. завершить установки гидроочистки ДТ и бензинов. Это позволит Шебелинскому ГПЗ компании больше не "тянуть в омут" весь украинский рынок. Кроме того, компания сможет обеспечивать свою розничную сеть в Харьковской области и оптовых поставщиков бензинами и ДТ стандарта Евро 5.
Куда сложней обстановка на Кременчугском НПЗ, которому крайне необходимо в предстоящем году осуществить строительство установки изомеризации легкой нафты. Немалая подготовительная работа велась в этом направлении в 2014 и 2015 гг., уже давно выбран лицензиар (Axens), подготовлена площадка, проведены инфраструктурные подготовительные работы, в частности, дополнительные мощности по производству водорода. Однако строительство дорогостоящей установки представляет собой немалый инвестиционный риск, и в условиях конфликта на востоке страны, падения экономики инвесторам тяжело решиться на этот проект. В свое время, установки изомеризации легкой нафты были построены (2005-2008 гг.) на Лисичанском НПЗ, ТНК-ВР и Одесском НПЗ "ЛУКОЙЛА". Это были самые "денежные" инвестиции, поскольку динамично растущий спрос на бензин обеспечивал быструю окупаемость этих проектов. Сегодня, увы, ситуация в корне отличается от тех лет, поскольку рынок Украины более чем на 83% обеспечивается импортом моторных топлив.
В результате, реализация проекта строительства установки изомеризации на Кременчугском НПЗ потребует максимальной мобилизации финансовых ресурсов. Это хороший повод задать вопрос, чем, собственно, государство помогло в модернизации оставшегося в одиночестве флагмана украинской нефтепереработки?
Временное окно, которое сегодня позволяет подтянуть конкурентоспособность украинской нефте- и газопереработки, не будет вечным. Уповать на то, что российские переработчики и нефтехимики в условиях кризиса и санкций будут сидеть сложа руки, было бы крайне наивно. В ходе форума EPC в Москве обсуждались уже новые стратегические планы по развитию переработки в новых условиях. Особенный акцент россияне делают на импортозамещение и развитие нефтехимии, порой поражая феноменом региональных кластеров — таких, как например созданный в Башкортостане кластер малых нефтехимических предприятий, объединяющий более 150 компаний. Например, запуская в сентябре 2016 г. новые мощности по производству акрила в Башкортостане, Россия практически полностью вытеснит импорт из Японии и КНР.
Не строят в России иллюзий и относительно возвращения высоких цен на нефть — все больше оглядываясь на рынок США, россияне понимают также, что все больше будут доминировать электромобили и гибридные транспортные средства, а нефтепереработке нужно повышать эффективность, снижая затраты и повышая глубину переработки, комплексность и связь с развитием нефтехимических производств.
Поэтому можно с уверенностью сказать, что Украина получила шанс сделать важный шаг для сохранения своей нефтеперерабатывающей отрасли всего в два-три года. За плечами — десятилетие потерь и катастрофических неудач в руководстве отраслью, да и экономикой страны в целом. Способны ли в руководстве страны, "Нафтогаза Украины"иУкртатнафты" к объединению усилий, чтобы использовать этот шанс?