Путь к независимости

Итоги работы украинской ГТС в 2015 г.

17 марта 2016 г. в Информационно-аналитическом центре "ЛігаБізнесІнформ" состоялась пресс-конференция, на которой руководство ПАО "Укртрансгаз" сообщило о транзите и потреблении газа, реверсных поставках, финансовых результатах в 2015 г. и перспективах развития компании.

Оксана СИРЫК

Подводя итоги работы ГТС Украины, президент ПАО "Укртрансгаз" Игорь Прокопив сообщил, что на сегодняшний день мощность ГТС Украины выросла с 275 млрд куб м до 302 млрд куб м газа за счет реверсных поставок из стран Европы, которые составляют 21 млрд куб м. Общая протяженность газотранспортной системы — 38 046 тыс км с учетом тех участков, которые находятся на не подконтрольных Украине (на Донбассе — 1.929 тыс км) и на оккупированных территориях (АР Крым — 0.525 тыс км). В целом, согласно оценке Ernst&Young, основные фонды ПАО "Укртрансгаз" составляют 355 млрд грн.

Данные характеристики позволяют украинской ГТС достаточно активно функционировать. На сегодняшний день основные задачи "Укртрансгаза" — это транспортировка газа в Европу и обеспечение газом население и промышленность Украины.

Говоря о транспортировке газа, И.Прокопив отметил, что несмотря на активные противодействия "Газпрома", транзит газа в 2015 г. вырос до 67.1 млрд куб м, на 4.9 млрд куб м больше по сравнению с 62.2 млрд куб м в 2014 г. При этом транспортировка газа выполнялась в полном объеме и в установленные сроки. В 2016 г. эти тенденции сохраняются.

"Позиция, которую занимает наше предприятие и Украина в целом, показала, что не так просто заменить украинский газотранспортный коридор", — сказал И.Прокопив.

Объем транзита природного газа в страны Европы и Молдову в 2015 г., млрд куб м

2015 г. 2014 г. Изменение, %
Молдова 2.9 2.8 3.6
Словакия 37.8 31.4 20.4
Венгрия 5.9 6.5 -9.2
Польша 3.7 3.5 5.7
Болгария 2.9 2.5 16.0
Румыния 0.2 0.4 -50.0
Турция 13.7 15 -8.7
Всего 67.1 62.2 7.9

По данным ПАО "Укртрансгаз"

Также И.Прокопив отметил тенденцию к сокращению потребления "голубого топлива". Если в 2013 г. в Украине объем потребления газа составлял 50 млрд куб м , в 2014 г. — 41 млрд куб м , то уже в 2015 г.— 34.4 куб м газа в год.

Надо понимать, что на сегодняшний день стоит немаловажный вопрос энергонезависимости. С начала отопительного сезона 2015 г. Украина впервые за свою историю не закупала российский газ. При этом к концу сезона в ПХГ останется 9 млрд куб м газа. "За последние 5 лет наша страна выйдет с наибольшим остатком — более 9 млрд куб м газа на 1 апреля 2016 г. после окончания отопительного сезона", — добавил И.Прокопив.

Кроме того, Украина нарастила реверсные поставки газа, в частности, из Словакии с 8 млрд куб м до 15 млрд куб м, или до 40 млн куб м в сутки. Это дало возможность диверсификации и дальнейшей практической независимости во время отопительного сезона. К примеру, если поставки газа из ЕС в 2013 г. составляли всего 8%, а из РФ — 92%, то в 2015 г. из Европы поставлялось уже 63%.

Важен и тот факт, что "Укртрансгазу" удалось сократить расходы газа на производственно-технические нужды, в том числе и за счет перехода на электроприводы на компрессорных станциях. Для этого был разработан финансовый план, относительно которого, заложены все бюджеты управлений магистрального газопровода. Если в 2013 г. на собственные нужды было потреблено 2.4 млрд куб м газа, в 2014 г. — 1.8 млрд куб м, то в 2015 г. — уже 1.475 млрд куб м газа. В денежном эквиваленте экономия составила 2.2 млрд грн.

С 1 декабря 2015 г. ПАО "Укртрансгаз" стало независимым оператором. Для выхода на новый уровень развития на данный момент разрабатываются кодексы ГТС и подземных хранилищ, есть взаимодействие с европейскими операторами, подписан договор с венгерской стороной. Идет работа по строительству интерконнектора — соединяющего газопровода между Украиной и Польшей (Дроздовичи – Бильче-Волица). Газовый интерконнектор Польша - Украина будет включать строительство магистральных газопроводов Германовичи - польско-украинская граница протяженностью 1.5 км по территории Польши и Бильче-Волица - украинско-польская граница протяженностью 110 км по территории Украины. Реализация данного проекта планируется до 2020 г.

Также в 2015 г. "Укртрансгаз" увеличил доходную часть до 25.2 млрд грн с 14.3 млрд грн в 2014 г. В 2015 г. было уплачено 2 млрд грн в бюджет страны, что на 300 млн грн больше, чем в 2014 г. Налог на прибыль, задекларированный по состоянию на 10 марта 2016 г., составляет 1 млрд 953 млн грн.

В ходе конференции И.Прокопив сообщил, что была разрешена сложная ситуация с кредитным портфелем предприятия. "На сегодняшний день практически 80% оборотов кредитного портфеля предприятия находится в государственном "Укргазбанке". По состоянию на 1 января 2016 г. "Укртрансгаз" полностью лишился валютных кредитов (их было 70% от общей суммы) и на данный момент финансовое состояние предприятия сбалансировано. Кредитный портфель на начало 2016 г. составил 1.4 млрд грн. Прогнозы на 2016 г. не предусматривают для предприятия никаких критических валютных вызовов, валютных банков и угроз с платежами".

Продолжая финансовую тематику, президент ПАО "Укртрансгаз" отметил, что предприятие развивается на уровне европейских стран не только в сфере предоставления качественных услуг, но и в сфере оплаты труда. На данный момент средняя заработная плата на предприятии составила 9 200 грн. В дальнейшем планируется повышение средней заработной платы до 11 400 грн.

Отвечая на вопрос относительно поставок газа из Румынии, И.Прокопив отметил, что этот вопрос прорабатывается. Он напомнил, что Румыния является энергонезависимым государством, и на 2016 г. профицит газа в этой стране оценивается от 1 до 2 млрд куб м. Однако, по его словам, существует некоторые препятствия, поскольку газ необходимо будет поставлять, в частности, через Молдову, оператор ГТС которой принадлежит российскому "Газпрому".

В этом контексте И.Прокопив отметил, что Украина сейчас проводит интенсивные переговоры относительно поставок газа из ЕС в Болгарию и Турцию. "И болгары, и турки готовы покупать газ в Европе через территорию Украины. Сейчас идут очень интересные переговоры", - сказал он, добавив, что в первых числах апреля по этому вопросу будут проведены переговоры и со словацкой стороной.

И.Прокопив отметил заинтересованность украинской стороны в создании транспортного коридора Словакия - Украина - Молдова - Румыния - Болгария с дальнейшей протяженностью в Турцию.

"Я думаю, что 2016 г. станет годом часа пик. То есть, когда газ пойдет реверсом не только в Украину, а из Европы на юг Европы через Украину. Это был бы очень интересный транспортный коридор. Он бы практически продемонстрировал, что мы не только закупаем для себя газ на реверсе, а работаем как транспортный коридор, как европейская страна", — подытожил И.Прокопив.

Copyright © ЦОИ «Энергобизнес», 1997-2025. Все права защищены
расширенный поиск
Close

← Выберите раздел издания

Искать варианты слов
 dt    dt