Через терриконы в премьеры

Владимир Гройсман имеет хорошие шансы заручиться поддержкой шахтеров в борьбе за премьерское кресло
Председатель парламента Владимир Гройсман набирает баллы в спринтерском забеге за пост премьера. 22 марта он провел совещание с руководством профсоюзов угольщиков.
Виталий ЧЕРНОМОРЕЦ
В гостях у спикера
Логика организации в парламенте чисто правительственного мероприятия какая-никакая была — в повестке дня Верховной Рады есть законопроекты, касающиеся погашения долгов по зарплате шахтерам.
Показательна фотография в стиле соц-арта, сделанная парламентской пресс-службой: Владимир Борисович говорит — чиновники пишут. Сарказма фотоработе не отнять: усерднее всех записывает министр энергетики и угольной промышленности Владимир Демчишин. Но его-то как раз, если верить словам депутата от Блока Петра Порошенко Мустафе Найему, Владимир Гройсман не видит в составе своего правительства.
По данным Минэнергоугля, встреча проведена по инициативе профсоюзов. Хорошей новостью стала информация, что в середине марта горняки получили 157 млн грн на выплаты долгов по зарплатам. В целом на конец 2015 г. такая задолженность достигала 853 млн грн, из которых 341 млн грн — просроченная.
Задолженность по зарплате в угольной отрасли на 1 января 2016 г., тыс грн
Кредиторская задолженность по зарплате (без НДС) | Кредиторская задолженность по зарплате (с НДС) | |||
всего | в т.ч. просроченая | всего | в т.ч. просроченая | |
На 31.12.14 г. | 476 447 | 159 961 | 707 036 | 249 081 |
На 31.12.15 г. | 535 633 | 194 867 | 852 957 | 341 492 |
По данным пресс-службы Минэнергоугля
В.Демчишин сообщил, что в 2015 г. на компенсацию разницы в себестоимости угля направлено 1.2 млрд грн. Но для сбалансирования отрасли необходимо вдвое больше — 2.5 млрд грн. "Если эти средства потратить на оборудование — это даст возможность предприятиям выплатить зарплаты самостоятельно, не ожидая вливаний из бюджета", - считает он.
Идея неплохая, но есть нюансы. В бюджете все труднее найти миллиарды на поддержку неэффективных шахт. Правительство Арсения Яценюка в свое время было не в восторге от планов Минэнергоугля по бюджетному спасению отрасли. Кроме того, с 2 августа 2017 г. вступает в действие Закон "О государственной помощи субъектам хозяйствования". После этого Антимонопольный комитет Украины начнет отслеживать всю бюджетную поддержку, анализировать ее допустимость для конкуренции и даже принимать решения о прекращении такого финансирования, признанного незаконным, и возврате уже выделенных средств. Наконец, непонятно, как будут зарабатывать деньги шахты в условиях снижения потребления угля. Можно, конечно, продавать его в другие страны или увеличить загрузку ТЭС для экспорта электроэнергии. Но над этим надо работать, принимать решения на уровне правительства.
В.Гройсман отметил, что в парламенте зарегистрирован ряд законопроектов, способных решить часть проблемных вопросов угольной промышленности, однако не все министерства поддерживают их принятие. Речь идет о законопроектах №3813 от 26.01.16 г. "О внесении изменений в Государственный бюджет на 2016 год" относительно государственной поддержки государственных угледобывающих предприятий" и №1634 от 25.12.14 г. "О внесении изменений в Горный закон Украины относительно уточнения порядка компенсации за оплату коммунальных услуг". В поддержку этих законопроектов на прошлой неделе представители трудовых коллективов угледобывающих предприятий провели акцию у стен парламента. Кто в правительстве не поддерживает выделение допсредств углепрому — никто не сказал. Но можно предположить, что это Минфин.
Глава парламента проинформировал, что проект закона №3813 будет вынесен на рассмотрение парламентариев 31 марта. Спикер заверил, что убедит лидеров парламентских фракций в необходимости его принятия. Что касается еще одного важного для угольщиков проекта закона №1634 от 25.12.14 г. "О внесении изменений в Горный закон Украины относительно уточнения порядка компенсации за оплату коммунальных услуг", то он будет рассмотрен Верховной Радой после того, как Министерство финансов проведет дополнительные расчеты по его финансированию.
На этом совместная работа не заканчивается. Принято решение провести еще одну встречу. Она намечена на конец апреля, в ходе нее планируется более глобально обсудить проблемы угольной отрасли, а также необходимое до конца года бюджетное финансирование шахт. В каком статусе проведет ее Владимир Гройсман, пока до конца не понятно.
Вид снизу
О ситуации в угольной промышленности на встрече рассказал председатель Укруглепрофсоюза Виктор Турманов. Он напомнил, что ситуация ухудшилась еще в прошлом году, когда из Госбюджета на 2015 год была изъята статья "Государственная поддержка угледобывающих предприятий на частичное покрытие расходов по себестоимости готовой товарной угольной продукции". Это привело к резкому росту задолженности по заработной плате перед работниками отрасли, ведь шахты не имели достаточно средств от реализации угля для выплаты зарплаты шахтерам в полном объеме. Усложнили и без того тяжелую финансовую ситуацию не только в отрасли, но и во всем топливно-энергетическом комплексе, и долги шахт за потребленную электроэнергию.
После ряда протестных действий горняков и Укруглепрофсоюза, статья господдержки была открыта, через перераспределение средств внутри бюджета Минэнергоугля были выделены деньги на ее финансирование. Однако их не хватило на выплату зарплаты шахтерам до конца года. Таким образом, в 2016 г. угольщики вошли с долгами по зарплате за три месяца 2015 г.
"Трудовые коллективы снова не стали молчать, им пришлось возобновить протесты. Голос шахтеров был услышан, и в бюджете угольной отрасли на текущий год предусмотрели 500 млн грн на погашение долгов по зарплате. При этом статью господдержки снова изъяли. А это значит, что долги по заработной плате будут накапливаться, ведь шахты по-прежнему остаются финансово несбалансированными. Ситуация вынуждает нас постоянно находиться в роли пожарных, которые направляют все свои усилия на то, чтобы решить вдруг обострившуюся проблему. Мы же, напротив, призываем к системному подходу в решении проблем предприятий отрасли", — подчеркнул В.Турманов.
Для этого, по мнению председателя Укруглепрофсоюза, необходимо принятие Кабинетом Министров Государственной целевой экономической программы реформирования угольной промышленности до 2020 года. "Концепция данной программы одобрена Министерством финансов, однако она является только ориентиром к дальнейшим действиям. Общими усилиями нам необходимо наработать целевую программу. Только после ее утверждения и, главное, обеспечения финансированием, можно говорить о системном преодолении проблем в угольной промышленности", — констатировал председатель Укруглепрофсоюза
Только факты:
1. Добыча угля в Украине в 2013-2015 гг., тыс т
Предприятия | 2015 г. | 2014 г. | 2013 г. |
ООО "ДТЭК Добропольеуголь" | 2 428.418 | 2 693.425 | 2 875.484 |
АП ш.им.Засядько | 1 090.492 | 1 423.707 | |
ОДО "АП ш. Путиловская" | 0.001 | ||
ПАО "Ш/у Покровское" | 4 375.335 | 5 187.589 | 8 594.030 |
ООО "ДТЭК ш. Комсомолец Донбасса" | 1 218.786 | 2 540.774 | 4 028.380 |
ОДО АП "ш/у Благовещенское" | 0.001 | 102.626 | |
ПАО АО "ш.Ждановская" | 1 180.412 | 1 451.000 | |
ОДО "ш. Белозерская" | 910.648 | 773.260 | 1 173.280 |
ООО "ш.Рассвет-1" | 0.001 | ||
ОАО "Укрвуглестрой" | 104.368 | 231.045 | 466.392 |
ООО "ш. Краснолиманская" | 1 754.834 | 1 065.140 | 734.363 |
Предпр. частной собственности Донецкой обл. | 159.625 | 701.097 | |
Предприятия Минэнергоугля | 3 606.584 | 11 160.146 | 15 983.320 |
Донецкая область | 14 398.973 | 26 081.911 | 37 533.679 |
ГП Лугансуголь | 96.918 | ||
ПАО "ш. Белореченская" | 1 551.499 | 259.490 | 357.420 |
ООО "ДТЭК Ровенькиантрацит" | 1 772.774 | 5 187.334 | 6 741.570 |
ООО "ДТЭК Свердловантрацит" | 4 869.548 | 7 008.015 | |
ОАО "Краснодонуголь" | 3 158.585 | 5 461.390 | |
Предпр. частной собственности Луганской обл. | 219.568 | 591.467 | |
Предприятия Минэнергоугля | 911.623 | 4 460.884 | 6 277.631 |
Луганская область | 4 332.814 | 17 895.919 | 26 080.073 |
ПАО "ДТЭК Павлоградвуголь" | 18 787.163 | 18 917.255 | 18 197.513 |
Львовская область | 1 982.597 | 1 810.169 | 1 509.727 |
Волынская область | 243.161 | 291.347 | 376.534 |
Минэнергоугля Украины | 6 743.965 | 17 722.546 | 24 147.212 |
Всего | 39 744.708 | 64 996.601 | 83 697.526 |
Основная причина снижения угледобычи – боевые действия на востоке страны.
2. В 2015 г. из зоны АТО на предприятия энергетики поступило 8.5 млн т угля.
3. Объемы импорта угля для энергетики:
4. На 1.01.16 г. в Украине добычу угля осуществляют 150 шахт (как и год назад). На территории, контролируемой террористическими группировками, находится 85 шахт всех форм собственности, что составляет 57% от их общего количества по Украине. Из них 60 шахт добывают энергетический уголь.
Из 90 шахт, подчиненных Минэнергоугля, 55 шахт расположены на контролируемой сепаратистами территории и 35 шахт расположены вне зоны ведения боевых действий. Из них 33 ведут добычу (20 тыс т в сутки), 2 шахты находятся в режиме водоотвода.
С июля 2014 г. отчетность от предприятий, расположенных на территории, не подконтрольной украинской власти, в Минэнергоугля не поступает. Информация о состоянии шахт отсутствует.
5. Производительность труда рабочего по добыче угля в 2015 г. по Украине составила 23.1 т на 1 работника в месяц.
6. Количество работающих:
— По состоянию на 1.01.15 г. на предприятиях, относящихся к сфере управления министерства, работало 56107 человек, по состоянию на 1.01.16 г. — 51 160 человек.
7. Концепция реформирования угольной отрасли.
Проект распоряжения Кабинета Министров Украины "Об одобрении Концепции Государственной целевой экономической программы реформирования угольной промышленности до 2020 года", разработанный специалистами Минэнергоугля, согласован Минфином и передан для рассмотрения правительством. Документ доработан Минэнергоугля во исполнение поручения Кабинета Министров Украины от 7.11.15 г. Для этого проведены дополнительные консультации и мероприятия с целью урегулирования разногласий с Министерством финансов Украины.
Согласно проекту Концепции, оптимальным направлением для решения проблемы убыточной работы угольных шахт будет эффективное реформирование угольной отрасли и вывод их на безубыточную работу. Среди задач, предусмотренных Концепцией, — совершенствование нормативно-правовой базы для ускорения реструктуризации убыточных шахт; повышение инвестиционной привлекательности угледобывающих предприятий; создание механизмов для социальной защиты высвобождаемых работников и решения экологических проблем; подготовка шахт к приватизации.
Конкретные меры, включая повышение инвестиционной привлекательности угледобывающих предприятий, пути увеличения объемов и повышения экономической эффективности угледобычи, будут приведены в Государственной целевой экономической программе реформирования угольной промышленности до 2020 года.
Основные направления проекта Концепции Государственной целевой экономической программы реформирования угольной промышленности до 2020 года полностью соответствуют направлению "Реформирование угольной промышленности" Программы деятельности Кабинета Министров Украины, утвержденной постановлением Верховной Рады Украины № 26-VIII от 11.12.14 г., и Соглашению о Коалиции депутатских фракций "Европейская Украина".
Успехи 2015 г.
Благодаря вмешательству руководства Минэнергоугля, мощности обогатительной фабрики ОАО "Львовская угольная компания" восстановлены после длительного периода нестабильной работы. Остановка работы предприятия в конце прошлого года вызвала проблемы с реализацией угля, добываемоего шахтерами Львовско-Волынского региона. Без обогащения угля государственных угледобывающих предприятий ГП "Львовуголь"иВолыньуголь" невозможен сбыт угольной продукции на теплоэлектростанции, что приводит к дефициту средств для выплаты заработной платы горнякам.
В 2015 г. на 35 шахтах сферы управления министерства внедрен четкий контроль за операционными процессами, улучшением охраны имущества и восстановлена система контроля качества угля от лавы до конечного потребителя. Осуществляется анализ с целью определения тех шахт, которые отработали свой ресурс.
Данные предоставлены Минэнергоугля