Возобновленное торможение

Почему нет "зеленых" инвестиций
Финансируемая ЕС программа INOGATE провела последнюю дискуссию по энергетической политике, главной темой которой стали инвестиции в сектор возобновляемой энергетики.
Владимир МИХАЙЛОВ
Инвестиции нужны для развития ВИЭ в Украине, но их нет, и надо что-то делать, чтобы они появились — так можно суммировать общий смысл дискуссии и тех выводов, к которым пришли эксперты программы. Что именно нужно сделать — написано в рекомендациях, опубликованных по результатам мероприятия. Предполагается, что соответствующие органы власти будут ими руководствоваться, чтобы принять обновленные обязательства, которые помогут достичь цели , уже намеченной Украиной ранее. Эти рекомендации также адресованы разработчикам проектов, инвесторам, инициаторам проектов в Украине и Европейской Комиссии.
Напомним, что согласно принятому правительством Национальному плану действий по возобновляемой энергетике на период до 2020 г., страна установила для себя цель увеличить к этому сроку долю возобновляемых источников энергии в общем энергопотреблении до 11%. Поскольку в прошлом году их доля (включая большую гидроэнергетику) составила лишь 4.5%, то для достижения установленной цели в течение 4-5 лет эту долю надо увеличить почти в три раза. Обойдется это недешево — порядка EUR16 млрд, что составляет более четверти ВВП страны за прошлый год. EUR 8.9 млрд нужно вложить в производство электроэнергии, EUR 6.7 млрд — в сектор отопления и охлаждения, EUR 0.65 млрд — в транспортный сектор.
Вопрос, насколько вообще реально привлечь такие средства в нынешней ситуации, не обсуждался, но участники дискуссии признали, что сейчас инвестиции в возобновляемую энергетику Украины почти прекратились. При этом в мировом масштабе они продолжают расти, и в прошлом году достигли рекордного уровня — более $280 млрд , значительная часть которых пришлась на развивающиеся страны.
"Тот путь, которым энергетика двигалась многие десятки лет, разворачивается. Мир требует от нас совершенно иной идеологии развития. Возобновляемая энергетика может нравиться или нет, но это не просто тренд, это требование современности, если мы хотим спасти планету", — отметил в своем выступлении первый заместитель председателя Комитета Верховной Рады Украины по вопросам топливно-энергетического комплекса, ядерной политики и ядерной безопасности Александр Домбровский.
Европа, к которой мы стремимся, рассматривает возобновляемую энергетику как одну из составляющих стабильного развития. "Прогресс в области энергоэффективности в Европе идет параллельно с развитием возобновляемой энергетики. Хотя вклад возобновляемых источников энергии в большинстве стран не составляет значительной доли, они все же вносят свой вклад в энергетическую безопасность", — отметил в своем выступлении представитель группы поддержки Украины Европейской комиссии Кшиштоф Герульский.
Позади планеты всей
В отличие от Европы и даже развивающихся стран, в прошлом году мы поставили своего рода антирекорд по "зеленым" инвестициям — из крупнейшего их получателя в своем регионе Украина превратилась в страну, практически, без каких-либо инвестиционных потоков. Проблема возникла не в прошлом году, но сейчас она начинает проявляться особенно остро — INOGATE утверждает, что из-за ограниченного объема инвестиций, последние три года наблюдается уменьшение числа качественных проектов в разработке.
Сложно делать вид, что проблемы провала в развитии возобновляемой энергетики не существует, и хотя в целом последняя дискуссия завершила цикл обсуждений энергетической политики на позитивной ноте, некоторые спикеры все же указывали на очевидный всем срыв "позеленения" украинской энергетики.
"Несмотря на все это, уже имея национальный план действий по возобновляемой энергетике и установленные цели, Украина уже явно не вписывается в установленный график", — заявил А.Домбровский. По его мнению, спасти ситуацию может исследование рынка, которое даст понимание того, что в нем происходит. "Нужно изучить рынок, процессы, которые в нем происходят, и понять, где и как необходимо приложить усилия для ускорения развития", - отметил он, тем самым признав, что пока украинский энергорынок остается terra incognita для "зеленых" первопроходцев. И это при том, что "зеленая" энергетика в стране развивается уже много лет, а ряд государственных и независимых от нашего государства институций регулярно проводят те или иные исследования.
Вторая "зеленая" панацея — это, разумеется, развитие науки и инноваций. "Нельзя иметь высокие темпы движения вперед, особенно в возобновляемой энергетике, если мы не будем серьезно заниматься инновациями и наукой, если мы не будем иметь доступ к самым последним технологическим решениям в разных направлениях в этой сфере", — отметил А.Домбровский. В качестве примера он привел использование биотоплива в тепловой генерации, где развитие технологий идет достаточно быстро, новые наработки появляются регулярно и инновации востребованы. "Тут были сделаны серьезные шаги. За последние два года фактически была создана целая отрасль. Но она имеет много нюансов, начиная с выращивания энергетических культур и заканчивая логистикой, переработкой и сжиганием. Поэтому важно иметь доступ к новым знаниям, разработкам и инновациям", — отметил он.
Причины кризиса в возобновляемой энергетике можно разделить на "традиционные", с которыми инвесторы сталкивались и раньше, и новые, связанные со сложной нынешней ситуацией в стране в целом.
Старые "пугала"
Хотя в стране вроде бы принимаются какие-то законопроекты и другие документы, призванные устранить проблемы и стимулировать развитие отрасли, бюрократические препоны как были, так и остались.
Новым проектам по-прежнему сложно подключиться к сетям. Необходимые для этого переговоры, обмен официальными письмами и пр. занимают много времени и увеличивают срок запуска проектов. Часто нет необходимой информации о точках подключения.
Новым проектам приходится проходить через длительную процедуру согласований и получения необходимых разрешений, причем в разных регионах процедуры отличаются и некоторые из них, например, получение разрешения на начало строительства и на доступ к участку, не являются прозрачными. Сроки получения разрешений, установленные законом, часто нарушаются, что может приводить к коррупции.
Кроме того, очень сложная процедура перевода сельскохозяйственных земель в категорию земель соответствующего назначения, без чего на них нельзя начинать проекты.
В стране пока не создан конкурентный рынок тепловой энергии, что значительно снижает привлекательность проектов по получению тепловой энергии из биомассы. Хотя в этом сегменте прогресс все же есть, и новые котельные на биомассе продолжают появляться, основным стимулом пока выступает необходимость замещения газа, а не продуманная политика на уровне государства.
То же самое касается жидкого биотоплива — хотя о биодизеле и биоэтаноле говорят уже давно и время от времени предпринимаются попытки производства, единой политики в отношении транспортного биотоплива как не было, так и нет. Одним из последствий этого является чрезмерное налогообложение. "Уже много лет идет дискуссия о биологических топливах — биодизеле и биоэтаноле. За это время ЕС уже переходит от биотоплив второго поколения к биотопливам третьего. А у нас пока продолжаются дискуссии о том, что недостаточно сырья, и пр.", — отметил А. Домбровский.
Для уже запущенных проектов по производству электроэнергии предусмотрен годовой договор на ее продажу с ГП "Энергорынок". Необходимость подписывать такой договор каждый год создает определенный финансовый риск, поскольку таким образом нельзя обеспечить необходимую продолжительность гарантированной покупки электроэнергии. Такая практика не соответствует международному опыту, равно как и установленная законом процедура подписания договора о покупке электроэнергии после (а не до) строительства объекта.
Еще один финансовый риск, который, впрочем, нельзя отнести к "традиционным" - перекладывание на производителей электроэнергии расходов на балансирование согласно новому проекту закона о реформе рынка электроэнергии (законопроект № 4196 от 10.03.16 г. "О рынке электрической энергии"). Инвесторы уже выражали свое беспокойство этой нормой, которая для Украины является преждевременной с учетом отсутствия необходимого для прогнозирования объема метеоданных и технологий прогнозирования, малого проникновения ВИЭ, отсутствия установленного поставщика вспомогательных услуг и гарантированного покупателя.
Новые проблемы
Самые большие риски, впрочем, создает общая ситуация в стране. Именно ей в решающей степени украинская возобновляемая энергетика обязана спадом инвестиций, которые раньше все же поступали, несмотря на все препоны. Сейчас инвесторы сталкиваются с высоким риском контрагента, обусловленным уязвимым состоянием экономики страны. Кроме того, инвесторам сложно найти страхование от риска контрагента. Входящее в группу Мирового банка Многостороннее агентство по инвестиционным гарантиям (MIGA), которое страхует политические риски, содействуя инвестициям в развивающиеся страны, больше не предоставляет политического страхования для проектов в Украине, а частное страхование слишком дорого.
Эксперты INOGATE также отмечают, несмотря на то, что страна взяла на себя серьезные обязательства в области "зеленой" энергетики, в действиях политиков отсутствуют среднесрочные цели относительно способов выполнения этих обязательств. Попросту говоря, пока власть не делает ничего серьезного, что дало бы надежду на достижение упомянутых выше 11% "зеленой" энергии в общем объеме потребления в обозримом будущем. Инвесторы также "не получают сигнала" о долгосрочных целях после 2030 г., что не может не сказываться на привлекательности инвестиций в "зеленые" проекты, сроки окупаемости значительной части которых превышают 10 лет.
Таким образом, у субъектов, которые могли бы вложить деньги в развитие возобновляемой энергетики в Украине, нет уверенности, что эти вложения окупятся, и они не видят, что наши органы власти озабочены этим. "Ваших денег не надо" - такой мессидж сейчас передает Украина "зеленым" инвесторам.