Энергетика без неизвестных

Украина начала устанавливать цены на энергоресурсы по формуле определения их реальной стоимости без вмешательства чиновников.

Виталий ЧЕРНОМОРЕЦ

Цена независимости

В Украине произошла ценовая революция в энергетике. Страна начала определять стоимость газа, угля и электроэнергии по понятным и открытым формулам. Такое решение принято не без давления Запада, спасающего украинское государство от банкротства. Логика кредиторов проста: если хотите поддерживать электоральную популярность и поставлять энергоресурсы гражданам дешево, тогда не надо просить денег для покрытия дефицита бюджета, вызванного расточительным желанием политической любви народа.

С другой стороны, все понимают, что без рыночных цен в ТЭК невозможно говорить о реальной независимости страны. Особенно в наше время, когда энергоресурсы являются инструментом политического давления. Поэтому морально к ценовой либерализации энергетического рынка в Украине были готовы.

Для окончательного решения не хватало политической воли. Плюс не все чиновники хотят отказываться от привычного для них ручного управления отраслью. Ведь любая формула превращает важного государственного служащего, к которому выстраиваются очереди просителей, в банального клерка. Но вопрос с международными кредиторами встал ребром: "утром стулья — вечером деньги". Поэтому на непопулярные меры пришлось идти, тем более, что о них давно говорили.

Внедрение европейских директив для реформы рынков газа и электроэнергии в Украине предусмотрено планом по выполнению обязательств в рамках Договора об основании Энергетического Сообщества, утвержденным распоряжением правительства в 2011 г. В Меморандуме с МВФ от 2014 г. Кабинет Министров пообещал сокращать разрыв между тарифами на энергоресурсы и их реальной стоимостью с одновременной социальной защитой самых бедных слоев граждан.

В подписанном в том же году коалиционном соглашении одной из целей назван "переход на единые для всех потребителей принципы рыночного ценообразования на газ и электроэнергию". Там же предусмотрена ликвидация перекрестного субсидирования в электроэнергетике и в газовой сфере в течение 2015-2017 гг., либерализация рынка угля. Основные положения документа продублируют в новом коалиционном соглашении, как об этом утверждают представители парламентского большинства. Теперь от разговоров переходят к делу.

Равнение на импорт

Правительство 27 апреля 2016 г. решило уровнять цену на газ для промышленности и населения, одобрив постановление №315. С 1 мая 2016 г. по 31 марта 2017 г. бытовые потребители будут покупать газ по 6.879 грн за 1 куб м. Раньше граждане могли приобретать до 1200 кубов в отопительный период по 3.6 грн за кубометр. Для остальных объемов цена была выше — 7.188 грн.

Этим же документом утверждена формула определения оптовой цены газа. За основу взята его стоимость на немецком хабе NCG (NetConnect Germany), публикуемая специализированным агентством Platts, и расходы на его транспортировку до Словакии, а затем до границы с Украиной и внутри страны. Другими словами, стоимость газа в Украине для всех потребителей приведена в соответствие со стоимостью импортного газа. Льготу оставили для личных нужд религиозных организаций. Хотя недавно УПЦ выступила с заявлением о готовности отказаться от своих преференций, вызвав существенную волну общественной поддержки и одобрения.

Премьер-министр Владимир Гройсман отметил, что это последний этап повышения цен на газ для населения. А министр энергетики и угольной промышленности Игорь Насалик считает, что повышение цены на газ до рыночного уровня ставит точку в спекуляциях на рынке. Речь идет о теневых схемах продажи дешевого газа для граждан. Кроме того, это решение повышает инвестиционную привлекательность отрасли. "Именно сегодня начнется период инвестирования в экономику и добычу природного газа в Украине", — заверил И.Насалик.

Следующим шагом стало решение Национальной комиссии, осуществляющей государственное регулирования в сферах энергетики и коммунальных услуг (НКРЭКУ) от 5 мая о повышении тарифов на централизованное отопление и горячую воду с 1 июля. Министерство экономического развития и торговли прогнозировало, что цены на тепло должны повыситься в среднем на 60% — до 1041 грн/Гкал.

Как в Европе

Следующим важным шагом, который, впрочем, не отразится на бытовых потребителях, стал разработанный механизм установления оптовой рыночной цены (ОРЦ) электроэнергии. НКРЭКУ 28 апреля впервые определила ее по новой методике, утвержденной постановлением №289 от 3.03.16 г. В формуле ключевой составляющей является расчет топливных затрат тепловых электростанций. Здесь, по аналогии с механизмом ценообразования на газ, используется общепринятые в международной практике индикативные цены, в данном случае — на уголь и его транспортировку до Украины. Ранее топливаная составляющая устанавливалась в ручном режиме.

Ключевым ценовым показателем для импортеров угля в Европе является индекс API 2. Это цена топлива с учетом расходов на его доставку из стран-производителей в порты Амстердам, Роттердам или Антверпен — CIF ARA. Если этот уголь импортировать в Украину, то необходимо еще включить затраты на его транспортировку в украинские порты. Эти средние показатели за период 12 месяцев и содержит новая формула. Безусловно, делается корректировка на качество украинского угля — поправка на калорийность.

Звучали предложения использовать при расчетах другой показатель — API 4. Это цена южноафриканского энергетического угля в порту Ричардс Бэй (ЮАР). Поясняли такую инициативу просто. Когда Украина столкнулась с дефицитом антрацита, то покупала уголь именно в ЮАР. Но регулятор отказался от этой идеи, так как уголь обходился бы дороже. Например, в январе 2016 г. API 4 составлял $57.18 за т, API 2 — $45.78. "API 2 — это ключевой индекс для Европы. На его базе котируются более 90% мировых деривативов по углю", — отметил глава НКРЭКУ Дмитрий Вовк.

Международные сделки по покупке угля осуществляются в привязке и к другим индексам. Для экспорта австралийского энергетического угля применяется спотовая цена на условиях FOB Ньюкасл (Австралия) на основе показателей агентств Argus/McCloskey's Newсastle. Спотовые цены на условиях CIF для японского импорта часто представляют собой среднее взвешенное значение цены на импорт угля по данным таможенной статистики страны. Есть ряд публикуемых спотовых цен по регионам США, таких как "Центральные Аппалачи", "Северные Аппалачи", "Иллинойский бассейн", "бассейн Паудер Ривер"ибассейн Уинта". Можно было привязываться к цене угля в России. По мнению специалистов, Украина выбрала наиболее распространенный европейский индекс, который позволит получить понимание о рыночной цене украинского угля. Другие варианты были бы или дороже, или рискованнее с точки зрения энергетической безопасности. Например, большие партии австралийского угля все равно везут, огибая Африку из-за пропускных ограничений Суэцкого канала. А закупки топлива в России могут остановиться в любой момент по политическому решению.

Средняя цена угля за прошедшие 12 мес. в портах АРА составила около 1 250 грн за 1 т. Еще примерно в 350 грн обойдется фрахт и перевалка. То есть рыночная цена топлива в украинском порту достигнет ориентировочно 1 600 грн. Это, примерно, в полтора раза выше цены угля, которую учитывал регулятор в тарифе ТЭС в 2015 г., но сопоставимо с себестоимостью угольной продукции украинских шахт. Например, "Львовуголь" заявлял, что добыча тонны угля обходится ему от 1.5 до 2 тыс грн.

По новой методике, в мае-июне оптовая цена электроэнергии составит 1236.98 грн, в июле-сентябре — 1280.28 грн, октябре-декабре — 1318.69 грн за МВтч без НДС. По сравнению со средним показателем в 2015 г. цена вырастет на 13.4%. Это меньше первоначальных прогнозов.

Незадолго до введения формулы в НКРЭКУ просчитали, что ОРЦ в 2016 г. повысится на 20% из-за увеличения издержек генерации на ремонты, закупку топлива, зарплаты при одновременном сокращении объемов производства электроэнергии. Так, услуги железной дороги с 30 апреля уже подорожали на 15%. С 1 мая пришлось повысить на 8.4% — с 41.9 коп до 45.42 коп/кВтч тариф "Энергоатома", испытывающего трудности с финансированием закупки ядерного топлива и ремонтами. Возможно, цену на электроэнергию увеличат и "Укргидроэнерго", в том числе для обеспечения внешних обязательств перед кредиторами. Эти затраты также ложатся на ОРЦ.

По ориентировочным расчетам, после утверждения регулятором ОРЦ на 2016 год дополнительный ресурс в энергорынке за год составит около 11 млрд грн. Его распределят между разными видами генерации. Деньги эти не лишние. Ими можно закрыть первоочередные дыры по долгам за электроэнергию, которые уже достигли 28 млрд грн, перед бюджетом, поставщиками топлива, вложить в ремонты и реконструкцию, подготовку к зиме.

Как следствие, можно ожидать увеличения тарифов на электроэнергию для предприятий, которые должны компенсироваться прогнозируемым в 2016 г. ростом промышленного производства.

Поэтапное повышение тарифов для бытовых потребителей запланировано ранее и связано с обязательствами Украины перед международными партнерами. Рост цен на электроэнергию для населения проходит в рамках правительственной программы в 5 этапов начиная с 1 апреля 2015 г. Очередной пересмотр должен состояться с 1 сентября 2016 г. и дополнительного влияния на рост ОРЦ иметь не будет.

В то же время эксперты отмечают, что у правительства и регулятора остаются возможности влиять на тарифы в крайних случаях. В частности, НКРЭКУ устанавливает граничную цену системы, по которой осуществляется основной платеж "Энергорынка" за приобретенную электроэнергию у компаний тепловой генерации. При этом порядок определения этого ценового индикатора также требует усовершенствования — привязки к утвержденной методике формирования оптовой рыночной цены, о чем говорил Антимонопольный комитет Украины (АМКУ).

Ускоритель реформ

Именно АМКУ стал катализатором разработки рыночных механизмов в энергетике. В сентябре 2015 г. комитет представил обязательные для рассмотрения рекомендации НКРЭКУ относительно установления прозрачных правил определения ОРЦ. Предложенный вариант методики формирования оптовой цены от 3 марта 2016 г. устроил конкурентное ведомство. Во всяком случае, глава АМКУ Юрий Терентьев согласовал документ совместно с тогдашним министром энергетики и угольной промышленности Владимиром Демчишиным — ярым сторонником повышения конкуренции в отрасли.

В то же время заместитель министра энергетики и угольной промышленности Александр Светелик отметил, что порядок определения ОРЦ был и раньше, но не настолько открытый. Цена топлива, в том числе угля, учитывалась в затратах, которые высчитывала каждая ТЭС. "Этот принцип (формульного ценообразования) был всегда, мы его в 1996 г. закладывали в новый рынок, в тот рынок, который сегодня работает, но все это не показывается открыто", — отметил он. По его словам, законопроект о рынке электроэнергии, поданный в парламент правительством, предусматривает еще большую прозрачность в сфере тарифообразования. "Наша главная задача, чтобы потребитель понимал, как мы формируем цены начиная с ОРЦ и заканчивая конечными тарифами для каждого потребителя. Оппоненты говорят, что это неправильно, не надо потребителю морочить голову, это сложные расчеты. Я считаю, что у нас умные люди, все всё прекрасно понимают, у многих вопросы конкретные возникают, поэтому чем больше мы дадим информации, тем лучше", — говорит А.Светелик.

Глава НКРЭКУ Дмитрий Вовк признал, что ранее регулятор устанавливал ОРЦ во многом по своему усмотрению. По его словам, отсутствовала прогнозируемость цены, тренды изменения стоимости энергетических ресурсов в мире и в Украине были разными. Новая методика ценообразования — первый шаг для исправления ситуации. Следующим этапом станет реформа энергорынка и его интеграция с европейским. При этом, по словам руководителя НКРЭКУ, необходимо провести модернизацию украинских ТЭС, которые должны будут конкурировать с европейскими компаниями.

"Если мы внедряем либеральную модель рынка электрической энергии, где есть свободное ценообразование на генерацию, рынок должен быть конкурентным. Для этого на нем должно быть достаточное количество участников и отсутствовать доминирование любого из них. Мы считаем, что на сегодня нам необходимо двигаться так, как это делали европейцы", — заявил Д.Вовк. В частности, НКРЭКУ предложила ввести ренту на добычу угля в зависимости от того же международного индекса API 2. При подорожании топлива, увеличатся рентные поступления в бюджет, которые можно будет использовать для помощи малообеспеченным гражданам или направить на целевые мероприятия в угольной отрасли.

Заграница нам поможет

Радикальные шаги по установлению рыночных тарифов в ТЭК поддержали международные партнеры Украины. "Это важный шаг на пути возмещения затрат в энергетическом секторе. Рост тарифов является частью обязательств Украины в рамках программы с МВФ, а сегодня жизненно важно иметь программу сотрудничества с МВФ ради стабильности экономики Украины", — отметили в представительстве ЕС.

Министры энергетики стран "Большой семерки" (G7) в заявлении от 2 мая по итогам двухдневной встречи в японском городе Китакюсю "приветствовали происходящие в Украине существенные реформы в сфере энергетической политики, включая реформы системы энергетических тарифов газового сектора". В документе содержится обещание "продолжить поддержку энергетической безопасности Украины" и создать "устойчивую и конкурентоспособную энергетическую систему".

Энергетический совет США-ЕС 4 мая в Вашингтоне обсудил тему Украины и поддержал реформы украинского энергетического сектора для интеграции в европейский энергорынок. Стороны отметили важность выполнения обязательств по реформам в энергосекторе в рамках Соглашения об ассоциации ЕС-Украина, договоренностей с Энергетическим Сообществом, МВФ, Всемирным банком, ЕБРР и ЕИБ. Совет поддержал изменение цен на энергоносители для их приведения к себестоимости.

Свое слово сказал и МВФ. "Мы приветствуем решение правительства увеличить тарифы на газ и тарифы на отопление до уровня окупаемости, основанного на паритетности рынка", — сказано в заявлении этой организации. По ее мнению, это позволяет избежать "слишком дорогого субсидирования". Тут же стало известно, что миссия МВФ посетит Украину 10-18 мая, чтобы решить вопрос о предоставлении стране очередного кредитного транша в размере $1.7 млрд.

Так что переход на рыночные цены на энергоносители является необходимым шагом для реформирования экономики на данном этапе. Основной вопрос — насколько эффективно сработает система субсидий, чтобы нивелировать угрозы тарифных майданов.

Мнения экспертов:

Директор энергетических программ Центра мировой экономики и международных отношений НАН Украины Валентин Землянский:

— Как Вы относитесь к формульному подходу определения цены газа и ОРЦ?

— Это прогрессивный шаг в вопросах тарифо- и ценообразования для Украины. Необходимо понимать, что на сегодняшний день в энергорынке сформирован достаточно серьезный денежный поток, который платят все категории потребителей. Он позволяет начинать поэтапный переход к реформированию рынка. В данном случае речь идет о том, что мы уходим от ручного регулирования ценообразования в угольной отрасли и в вопросах формирования тарифов для ТЭС. По сути, угольная отрасль получает возможность корректировать свою деятельность в соответствии с мировой ценовой конъюнктурой. Кто не сможет справиться — должен либо уходить с рынка, либо оптимизировать свою затратную часть и производственный процесс. Самостоятельно или путем приватизации.

— В чем преимущества и недостатки формульного подхода?

— О преимуществах я уже сказал. Недостатки — это как при любом формульном ценообразовании на энергоносители, когда идет привязка к мировым котировкам. Плюс сюда добавляются девальвационные риски, поскольку в случае ослабления национальной валюты стоимость энергоносителя может вырасти при сохранении своего уровня в долларовом эквиваленте. Примеры мы видим на рынке газа и нефтепродуктов, когда при снижении цены в валюте происходит значительный рост в гривневом эквиваленте.

Некоторые критики такого подхода говорят о том, что включение транспортной составляющей в формулу ценообразования на уголь может нести в себе коррупционные риски. Тогда возникает вопрос, почему при ценообразовании на газ транспорт включается в цену газа, который добывается на территории Украины? Вопрос, кстати, весьма дискуссионный, когда мы говорим о ценообразовании на газ для населения, но вполне приемлемый, когда речь идет о ценах на газ для промышленности.

Поэтому тезис о "транспортной составляющей" в формуле ценообразования на уголь не выдерживает никакой критики, поскольку речь идет, во-первых, о стандартной европейской практике и, во-вторых, о взаимодействии субъектов рынка электроэнергии, который не затрагивает социальную составляющую. Другими словами, переход на рыночную формулу ценообразования угля и ОРЦ не ведет к росту тарифов для конечного потребителя, а направлен на перераспределение уже существующих в рынке финансовых потоков.

— Насколько наши формулы соответствуют европейским принципам и нашим обязательствам перед Энергосообществом?

— Цены на энергоносители в ЕС формирует рынок. Но при этом давайте не забывать, что каждая страна использует свои рычаги и систему дифференцированного подхода к ценообразованию. То есть регулятор отслеживает не просто уровень цен, а в целом балансирует энергопотребление в стране. В Украине эта функция пока остается за государством. Однако мы видим, что, во-первых, отсутствует энергобаланс. Во-вторых, тарифообразование в газовой и энергетической отраслях остается на уровне советской административно-командной системы, когда вся финансовая деятельность в электроэнергетике и поставках газа населению находится, по сути, в ведении Кабмина. Поэтому решение НКРЭКУ можно в определенной степени считать "революционным" для отношений, сложившихся в украинской энергетике.

Но до тех пор, пока не будет полностью реформированы рынки газа и электроэнергии, государство в любой момент может корректировать тарифообразование. Мы говорим о том, что на данном этапе это лишь первый шаг к либерализации рынка электроэнергии и угля, и устранению предпосылок для реализации коррупционных схем в отрасли.

— Что дает формульный подход и рыночное ценообразование для отрасли?

— Любая система лучше ручного управления, поскольку результат не зависит от "настроения" чиновника. Рынок становится более прогнозируемым и прозрачным как для игроков, так и для потребителей. У шахт, которые находятся в собственности государства, появляется достаточно серьезный стимул для оптимизации затрат и уменьшения себестоимости добычи угля за счет возможности реализации угля по реальным рыночным ценам, а не за счет "выпрашивания" дотаций из государственного бюджета со всеми сопутствующими коррупционными схемами. Это же касается и вопроса формирования тарифа для ТЭС, где в себестоимости производства электроэнергии уголь составляет порядка 80%. Таким образом, тариф для тепловой генерации будет соответствовать реальным рыночным ценам на уголь, что позволит снять все инсинуации относительно уровня тарифа для тепловой генерации.

Профессор кафедры государственной политики и общественного развития Национальной академии государственного управления при Президенте Украины Геннадий Рябцев:

"Формула цены" — это расчетная модель для, получения усредненных ценовых характеристик рынка. Может ли она использоваться? Безусловно, да. Другое дело, для решения каких задач. С точки зрения моделирования — это первый этап анализа. Он необходим для понимания процессов, которые происходят на рынке. Если формула существует, значит, понимание таких процессов есть, что не может не радовать.

Иначе говоря, цена, определённая по формуле, может стать индикатором для прогнозирования изменений, планирования действий, использоваться как стартовая цена при проведении аукционов. Кроме того, это удобный механизм для операторов, так как защищает их от претензий со стороны потребителей, и правительства, поскольку позволяет ему объяснять высокие цены и тарифы "неблагоприятной конъюнктурой внешнего рынка".

Однако расчетные модели имеют не только преимущества, такие как простота разработки и доступность понимания. Необходимо устанавливать чёткие требования к точности расчетов и исходных данных.

Любая формула имеет существенные недостатки, связанные с невозможностью учета всех изменений, происходящих на рынке. Определяемая по формуле цена — это как средняя температура больных в реанимации. У кого-то горячка, а кто-то уже холодный. Эта проблема обострилась в последние годы, когда изменения в мировой энергетике приобрели лавинообразный и быстротечный характер.

Чрезмерное увлечение формульным подходом может привести и к уничтожению самого рынка. Зачем рекламировать продукт, цена на который определяется не конкуренцией, не соотношением спроса и предложения, не качеством товара и даже не уровнем сопутствующих услуг? Зачем проводить исследования рынка, если прибыль зафиксирована и известна заранее? Зачем конкурировать, если цена у всех одинакова и зависит от одного источника (причем не имеет значения, что это — источник товара или источник информации)?

Существует ещё один немаловажный аспект. Известно, что цену называют рыночной, когда она определяется соотношением спроса и предложения, а также ожиданиями по их изменению. В формуле же учтены лишь затраты продавцов, но никак не отражена готовность потребителей покупать товар по рассчитанной цене.

Думаю, это главная проблема на сегодня. Ведь при резком снижении покупательной способности потребителей такой подход к ценообразованию может вызвать серьезную социальную напряженность из-за резкого расхождения цен, рассчитанных операторами (особенно если они занимают монопольное положение на рынке), с теми, которые приемлемы для покупателя.

Пока в ТЭК существует лишь рынок нефтепродуктов. Все остальные рынки не являются таковыми, поскольку регулируются государством и/или являются естественными монополиями.

Copyright © ЦОИ «Энергобизнес», 1997-2025. Все права защищены
расширенный поиск
Close

← Выберите раздел издания

Искать варианты слов
 dt    dt