Украинский LPG 2016: проблемы роста

Без оглядки на кризис — рынок СУГ готовится к новому росту
Украинская ассоциация LPG (ULPGA) провела 19-20 мая 2016 г. свою 19-ю Ассамблею, где обозначила болевые точки и горизонты роста на украинском рынке этого экологически чистого и экономичного топлива.
Дмитрий МОСИЕНКО, главный редактор журнала OILMARKET, специально для журнала "ЭнергоБизнес"
Организованный Украинской ассоциацией LPG, при поддержке лидера отрасли, компании "Надежда", Европейской ассоциации LPG (AEGPL), форум собрал в отеле "Рамада" представителей трейдерских компаний, проектных и инжиниринговых организаций, экспертов из министерств и государственных агентств, а также Верховной Рады.
Работа форума 19 мая была организована в формате дискуссионных панелей, где также выступали с докладами ключевые докладчики, поднимавшие приоритетные темы.
Брюссель слезам не верит
Право открыть первую дискуссионную панель было предоставлено представителю Европейской ассоциации LPG (AEGPL) Антонио Невес Коста. Как оказалось впоследствии, основной посыл его выступления совпал с общей тональностью конференции: хотя рынок СУГ растет как в Европе, так и в Украине, почивать на лаврах недопустимо, нужно отстаивать "свое место под солнцем"!
Антонио Коста подчеркнул, что сегодняшний тренд в Брюсселе – негативно воспринимать все, что связано с нефтью, в то время как природный газ, несмотря на то, что это ископаемое топливо, считается экологически и экономически приемлемым компромиссом в борьбе с растущими выбросами СО2, общим загрязнением среды. В этом контексте Антонио Коста добавил, что поскольку в мире более 60% СУГ получается именно при переработке природного газа — это существенно укрепило позиции СУГ и на Европейском рынке. Впрочем, подчеркнул представитель европейской ассоциации, ни что не приходит само, и лоббирование интересов поставщиков технологий и ресурсов для развития этого вида топлива требует системной исследовательской работы, контактов с законодателями, организационных усилий для своевременных и адекватных ответов на новые веяния и политические тренды, которые формируются в Брюсселе.
С этой целью в ассоциации стараются "держать ухо близко к земле", чтобы информировать своих участников о готовящихся законодательных угрозах и совместными усилиями готовить ответы на новые вызовы. Кроме того, AEGPL публикует исследования, которые помогают обосновывать актуальность использования СУГ. "В Брюсселе верят лишь хорошо проверенным цифрам", — отметил докладчик.
Кстати, в самом ЕС еще около 70% СУГ получают из нефтепереработки. И хотя здесь начали производить даже биопропан (biopropane) — около 35 тыс т в год — есть большой резерв для производства СУГ именно при газопереработке. Аналогичная тенденция существует и в США, и в России, и в Казахстане, а также в Беларуси — основных поставщиках СУГ ЕС. Эти же страны, за исключением США, являются и основными поставщиками СУГ на украинский рынок (за исключением Казахстана, для которого сегодня низкая цена на украинском рынке сделала поставки временно невозможными). Впрочем, как впоследствии отметили отраслевые производители, большие возможности увеличения отечественного производства СУГ из продуктов газопереработки есть и в Украине.
В своем выступлении Антонио Коста подчеркнул, что в Украине сложились уникальные возможности для развития рынка СУГ:
В результате, сегодня структура потребления СУГ в Украине выглядит следующим образом:
Антонио Коста отметил позитивные тренды украинского рынка:
В заключение своего выступления Антонио Коста привел пример независимых тестов, проведенных во Франции на выбросы СО2 на автомобилях, работающих на автогазе. Alfa Romeo Mito оснащенный автогазовой установкой и FIAT 500L с заводской установкой показали выбросы на 17-19% ниже, чем у бензиновых двигателей — объем ничтожно низкий, позволяющий говорить о полной экологической безопасности этого топлива.
Резюмируя свое выступление, Антонио Коста подчеркнул, что для энергетической и экологической стабильности ЕС очень важно, чтобы экологически чистые и экономически эффективные источники энергии и связанные с ними технологии развивались на долгосрочной основе, а не ситуативно и на волне колебаний рынка. Это важно понимать и при развитии этих технологий и рынков в Украине — представитель европейской ассоциации пожелал украинским коллегам настойчивости и последовательности в развитии рынка и цивилизованных форм ведения бизнеса в Украине.
"Легкие деньги"игрибы после дождя"
Глава Украинской ассоциации сжиженного газа Станислав Батраченко, выступая с докладом, обозначил горизонты роста украинского рынка — 1.6 млн т пропан-бутана, около 4500 АГЗП/АГЗС и количество автомобилей, использующих автогаз — порядка 2.5 млн ед. к 2020 г. "Что это будет за рынок? — резонно задался вопросом С.Батраченко, — нужно ли рынку столько газовых заправок? В каком качестве украинский рынок придет к 2020 г.? Это в значительной мере определит, будет ли это ожидаемые 1.6 млн т в год или, возможно, будет достигнут гораздо больший объем потребления, если развивать рынок цивилизованно.
Как отметил С.Батраченко и с ним согласились делегаты ассамблеи, стремительный рост рынка LPG в Украине в 2014-2015 гг. был достигнут без особых усилий отраслевого сообщества, в смысле того, что это была, скорее, здоровая реакция рынка на прекращение тех безобразий, которые здесь творились в 2011-2013 гг. Но как будет рынок развиваться далее — это вопрос устранения проблемных факторов в законодательстве и в практической работе рынка.
Одна из наиболее горячо обсуждавшихся в ходе нескольких панельных дискуссий тем — постоянное наличие на рынке незаконно работающих пунктов налива, которые, как отмечали многие участники, "появляются как грибы после дождя", а на хозяев этих "наливаек" нет никакой управы. В одном Киеве, где решение вопросов землеотвода весьма проблематично, наличие этих нелегальных "наливаек" газа колеблется от 150 до 250 ед, что создает немалые проблемы для легальных операторов.
Эта проблема довольно остро стояла и ранее, т.к. многие операторы, так и не решив проблемы легального землеотвода под новые объекты, все же спешат "прильнуть к живительному источнику", каковым является киевский рынок автогаза. "Срубив легких денег" на одном участке, они не стесняются перекочевать на новое место и продолжить свой "партизанский" бизнес под отговорки о том, что "в стране война, кризис и нужно как-то выживать".
Все это, безусловно, было бы невозможно без попустительства целого ряда служб и связано с огромной коррупцией. Проблема особенно обострилась с 2016 г., после того как акциз на LPG, уплачиваемый через операторов розницы, был зафиксирован на уровне EUR0.042 за 1 литр — или около 1.18 грн по нынешнему курсу. В то время как легальные операторы платят этот налог, владельцы нелегальных "наливаек" фактически сами себя от него освободили и получают возможность продавать топливо дешевле, что часто является самым весомым аргументом для автомобилистов, несмотря на предупреждения, что эта дешевизна может обернуться весьма серьезными проблемами с качеством топлива.
Работники ни финансового, ни фискального ведомств, выступавшие на форуме, не смогли назвать каких-либо внятных решений этой проблемы, в то время как приглашенные представители силовых ведомств вообще предпочли не явиться.
Одним из интересных побочных эффектов этой весьма горячей дискуссии, в ходе которой не присутствовали владельцы "наливаек", разводили руками налоговики и финансисты, и справедливо, но пока что с малым практическим эффектом возмущались владельцы и руководители крупных розничных сетей, было то, что неоднократно повторялась тема, что если удастся все же установить на рынке цивилизованные правила игры, то всей Украине вполне хватит 2.5 тыс АГЗС — возможно даже, для объема большего, чем 1.6 млн т в год — вполне "европейское" соотношение потребляемого газа и объектов розничного налива.
Об искусстве законодательной инициативы в Украине
Большой интерес у операторов рынка вызвало выступление представителя парламентского комитета по налогам и сборам Сергея Серветника. Он детально познакомил делегатов с тем, как ведется работа над законопроектами в комитете ВР, и на примере такого важного компонента рынка СУГ, как бутан, показал возможные выходы из проблемных ситуаций.
Добавление бутана в пропан-бутановую смесь является весьма актуальным компонентом, особенно в летнее время, который предотвращает детонацию и снижает взрывоопасные риски. Однако в этом году Украина оказалась в совершенно "волшебной", как называли ее некоторые делегаты, ситуации, когда импорт бутана в Украину был прекращен из-за введения непомерно высокого акциза на этот продукт — EUR228 за т. Хотя в 2015 г. в Украину было ввезено 70 тыс т бутана, в 2016 г. на текущий момент количество импорта составляет 0 т. С.Серветник признал, что не снимает своей доли вины в связи с тем, что столь высокий акциз на бутан был принят как всегда "из благих намерений", в частности, с целью снижения производства контрафактных топлив. Он пояснил, что в 2015 г. проводилось расширение списка веществ, которые используются для "бодяжничества". Он подчеркнул, что проект закона, который, в конце концов, и "перекрыл дорогу" бутану, в течение нескольких месяцев "висел в открытом доступе", однако, так и не встретил никаких возражений со стороны операторов рынка, что свидетельствует также о том, какой низкий интерес операторы рынка СУГ проявляют к новым законодательным инициативам, особенно, по сравнению с тем, сколь бдительны в этом плане их коллеги в Брюсселе из Европейской ассоциации LPG.
На резонный вопрос делегатов форума о том, что мешает сейчас устранить или хотя бы изменить "бестолковый и вредный закон", авторами которого назвали Южанину и Кононенко, С.Серветник ответил, что получение 226 голосов в парламенте требует не только законодательной инициативы, но довольно длительного подготовительного цикла. Как отметили уже более близко знакомые с ситуацией участники ассоциации, полное отсутствие бутана на рынке станет наиболее весомым аргументом для скорейшего внесения изменения в уровень акциза на бутан. На вопрос, значит ли это, что "стоит подождать, пока где-то летом рванет?" — делегаты лишь отстраненно пожимали плечами.
Об актуальности более активной законотворческой работы весьма интересные идеи озвучила глава офиса по вопросам Евроинтеграции при Кабинете Министров Украины Александра Чаус. "Отдельных евродиректив по СУГ нет," — признала А.Чаус, добавив, что есть, однако, обязательства в соглашении об Ассоциации по сотрудничеству в энергетике. Соответственно, отраслевые специалисты могут выступать с инициативами по созданию новых законов.
Она подчеркнула, что любые директивы должны обладать двумя принципиально важными компонентами: четко очерченной целью и средствами их выполнения. "Нужно создавать новые юридические реалии для движения к Европе," — подчеркнула А.Чаус.
Выполнение законов, как искусство возможного
В ходе форума было весьма непросто оценить, насколько сегодня вдохновились операторы украинского рынка LPG на новые законодательные инициативы, однако, было совершенно очевидно, что их изматывает даже то количество законодательных "косяков", которые создают проблемы для отрасли в уже существующих законодательных актах.
Одним из таких весьма актуальных для всей отрасли направлений борьбы стало наличие двойной уплаты акциза на поставки и переработку на украинских ГПЗ объема широкой фракции легких углеводородов (ШФЛУ). Акциз уплачивается на ШФЛУ при импорте как на сырье, а также и при реализации СУГ — как на топливо. Естественно, что такое двойное налогообложение прекратило поставки ШФЛУ на украинский рынок и резко увеличило импорт СУГ из Беларуси и РФ.
В своем выступлении на форуме коммерческий директор компании "Укргаздобыча" Сергей Федоренко отметил, что в настоящий момент компания планирует отработать механизм импорта ШФЛУ с уплатой обоих акцизов, но с последующим обращением за возвратом одного из акцизов. В компании рассчитывают, что отработав через бухгалтерию этот механизм, здесь смогут резко увеличить объемы переработки ШФЛУ и выпуска СУГ для украинских потребителей.
Глава Украинской Ассоциации СУГ С.Батраченко тем временем привел другой пример, когда представители Ассоциации в частном порядке стали выявлять и предоставлять в правоохранительные органы информацию о незаконных пунктах слива СУГ на территории Украины. Эта активность Ассоциации вынужденная, и за ней стоят вопросы безопасности граждан — в Украине уже звучали взрывы на незаконных пунктах слива в Одессе и Харькове.
С.Батраченко подчеркнул, что в Ассоциации активно изучают вопрос о том, чтобы сделать пункты слива СУГ лицензируемой деятельностью, поскольку это не только в интересах рынка и соблюдения экологических стандартов, но и в интересах защиты жизни граждан.
С.Батраченко также подчеркнул, что инвесторы вправе требовать защиты своих инвестиций. Компания "Надежда", одним из владельцев и руководителей которой явлется С.Батраченко, при поддержке ЕБРР построила и 20 мая официально запустила новый газонаполнительный комплекс (ГНК) "Киев" в Бородянке.
Синергетический объект
ГНК в Бородянке стал неожиданностью для многих операторов рынка СУГ в Киеве и Киевской области. ГНК был спроектирован и построен всего за 9 мес. в кризисный период. Довелось услышать даже разговоры об "агрессивной экспансии"компанииНадежда" в Киевском регионе. Однако, как подчеркнул в своем выступлении на открытии нового объекта глава компании "Надежда" Виктор Батраченко — всем есть возможность развиваться, и новый ГНК показывает эту возможность всем компаниям.
Станислав Батраченко в своей презентации на открытии ГНК дополнительно пояснил слова Виктора Батраченко. Целый ряд новых услуг по оперативному сливу, очистке газа, отсутствие потерь, быстрое обслуживание автогазовозов, удобная железнодорожная логистика создают дополнительную стоимость для клиентов в размере $15 за т. Но это логистический объект с хранилищами для газа в объеме 2 тыс куб м, удобной ж/д инфраструктурой, собственным локомотивом, большим парком автогазовозов "Надежды", с современной системой газоочистки на базе высокоэффективных фильтров-сепараторов одной из киевских компаний, безопасный и отвечающий экологическим нормам ЕС.
Многие операторы, присутствовавшие на открытии терминала в Бородянке сошлись во мнении, что этот объект открывает новый этап в развитии не только киевского, но украинского рынка СУГ в целом.