Азиатский драйв

За предстоящие 25 лет мировое энергопотребление вырастет почти наполовину
Центр Стратегических и Международных Исследований, подразделение Агентства Энергетической Информации (EIA) США, опубликовал в мае свой очередной обзор за 2016 г. — Стратегические исследования: прогноз производства и потребления энергии в мире на период до 2040 г.
Дмитрий МОСИЕНКО, главный редактор журнала OILMARKET, специально для журнала "ЭнергоБизнес"
Пожалуй, главные, поражающие воображение выводы этого прогноза: через 25 лет ископаемые топлива будут продолжать обеспечивать 75% всех энергетических потребностей землян. Однако возобновляемые источники станут в этот период наиболее быстро растущим источником энергии с темпами роста порядка 2.6% в год.
Мировое энергопотребление увеличится с 549 квадриллионов BTU в 2012 г. (16.089 млрд кВтч) до 815 квадриллионов BTU в 2040 г. или на 48% (в среднем 1.4% в год). Более чем половина этого динамичного роста придется на азиатские страны, не входящие в Организацию Экономического Сотрудничества и Развития (OECD), включая Китай и Индию. Эти азиатские потребители возьмут на себя основную часть роста ископаемых топлив, как угля, так и экологически чистого газа, возможно, предопределив его доминирование в XXI веке, а также выступая одним из ключевых ценообразующих факторов.
Карбоновая удавка и газовые чудеса
Борьба с мегатонными выбросами диоксида углерода (СО2) в атмосферу станет одним из ключевых приоритетов всех тех трансформаций, которые предстоит испытать мировому энергетическому рынку за предстоящие 25 лет. Четкий сигнал начала этой решительной борьбы за сокращение выбросов СО2 и спасение человечества от предстоящих катастрофических изменений климата был дан в Париже в декабре 2015 г. Решения Парижского саммита предполагают ужесточение налогообложения наиболее загрязняющих топлив, прежде всего, ископаемых угля, нефти и нефтепродуктов.
Однако, согласно прогнозу EIA, при всех жестких мерах и стратегии сдерживания выбросов, глобальные выбросы СО2, связанные с производством энергии, вырастут с 32 млрд т в 2012 г. до 36 млрд т в 2020 г. и до 43 млрд т в 2040 г., или на 34%. В значительной мере это будет связано с тем, что нефть будет по-прежнему обеспечивать порядка 30% всего энергопотребления на планете.
Впрочем, есть и поводы для оптимизма, поскольку картина с выбросами СО2 могла бы быть гораздо более печальной. Есть обнадеживающий тренд — уголь, составлявший в 2012 г. 43% электрогенерирующего "меню" планеты, перестанет быть доминирующим источником в производстве электричества, а возобновляемые источники, наряду с углем и газом, будут составлять приблизительно равные доли (28-29%) источников генерируемой в мире электроэнергии.
Из ископаемых топлив использование природного газа будет расти наиболее быстрыми темпами. Использование угля избежит резкого роста в среднесрочной перспективе именно благодаря тому, что Китай переходит от развития энергоемких видов промышленности к рынку услуг и придерживается всемирной стратегии по сдерживанию использования угля для генерации электроэнергии. Именно благодаря Китаю природный газ к 2030 г. выйдет на второе место в мире после нефти среди основных источников энергии на Земле.
Актуальному росту использования природного газа в различных регионах мира сопутствуют "региональные" феномены. В Китае и в ЕС этот драйв продиктован, прежде всего, соображениями экологичности.
Однако, если во многих странах ЕС уже фактически достигнут показатель более 10-15% возобновляемых источников в общем балансе энергопотребления и ставка на газ — это разумный компромисс в вопросах сокращения выбросов СО2 и высокой экономической эффективности углеводородных топлив, то в Китае — это нечто совсем другое. Колоссальное загрязнение и экологические проблемы, проблемы со здоровьем у миллионов китайцев, вызванные засильем угля в энергогенерации, делают усилия по переходу на природный газ, фактически, стремительным рывком от края пропасти. Следует отметить, что подобно загнанной в угол крысе, китайцы делают этот отчаянный рывок с огромной решительностью.
На страны, не входящие в OECD, как ожидается, придется порядка 76% всего роста спроса на природный газ за период до 2040 г.
Характерно, что многие страны Азии, не входящие в OECD, очень активно стимулируют добычу природного газа, и к 2040 г. этот рост составит наивысший показатель в мире - порядка 18 трлн куб футов или более 500 млрд куб м, причем на Китай придется около 425 млрд куб м роста добычи.
Характерно, что эти проекты дополняют огромные объемы импорта, который Китай с невиданной активностью обеспечивает уже сегодня, налаживая поставки природного газа из России (по газопроводу "Сила Сибири"), Туркменистана, Казахстана, а также осуществляя строительство новых терминалов по регазификации СПГ для приема его поставок из России в соответствии как с сахалинскими проектами, так и с Ямал СПГ, в котором CNPC является акционером и поставки с которого должны начаться в 2017 г. Есть все основания полагать, что Китай также "впитает" и поставки СПГ из Австралии, которые окажутся "излишними" для Японии, которая сокращает импорт СПГ в связи с возобновлением работы пяти атомных энергоблоков. На поставки в КНР "прицеливаются и владельцы новых проектов производства СПГ на Тихоокеанском побережье Канады.
Еще одним регионом, который никогда не считался газовым и привычно рассматривался лишь как нефтедобывающий, станет Ближний Восток, который, как и Китай и другие азиатские страны, опередит и США, и Россию по темпам и объемам производства природного газа. Иран, их немезис – Саудовская Аравия и другие ближневосточные страны увеличат добычу на 480 млрд куб м, причем почти половину этого объема обеспечит Иран.
Совершенно невообразимых объемов достигнут нетрадиционные виды добычи природного газа, причем лидерами в этой области станут не только США, но также Канада и Китай. Если в США добыча газа из сланцевых, слабопроницаемых пород, метана и других проектов вырастет с 2012 г. к 2040 г. в полтора раза — до почти 1 трлн куб м в год, то в Канаде этот показатель составит порядка 227 млрд куб м, а в Китае — порядка 510 млрд куб м в год, что сопоставимо с сегодняшней добычей в лидирующих мировых газовых государствах — США и России.
Рынок газа будет становиться все менее привязанным к ценам на нефть. Как ожидается, этому будет способствовать развитие торговли сжиженным газом (СПГ), который, в отличие от газопроводных поставок, позволяет осуществлять межрегиональные арбитражные поставки. Ростки этого мы уже видим сегодня в попытках американских поставщиков наращивать поставки СПГ в Европу. Газовые трейдеры в США и ЕС намерены сформировать, по крайней мере, два "глобальных" хаба для торговли газом — Генри хаб в США и на Северо-Западе Европы.
Как ожидается, уже в предстоящие пять лет — к началу 2020 г. мощности по сжижению природного газа вырастут на более чем 30%. В частности, это произойдет в Австралии, Колумбии, Индонезии, Малайзии и США, где мощности по сжижению газа за предстоящие пять лет вырастут на более чем 500 млн куб м в сутки.
Энергия благосостояния
Возможность использования энергии всегда определяет наличие источников для благосостояния народа и стран. Характерно, что к 2040 г. пропорции использования энергии претерпят небольшие изменения. Если в 2012 г. на различные виды промышленности приходилось 54% всего энергопотребления, то к 2040 г. на индустрию будет приходиться 53%. Гораздо большее количество людей будет активно путешествовать, поэтому доля транспортных расходов энергии вырастет за тот же период с 25% до 26%. Численность населения планеты резко возрастет, в результате строительство станет потреблять большую долю энергии, чтобы обеспечить необходимую инфраструктуру, которая вырастет к 2040 г. до 21% с 20% в 2012 г.
Характерно, что именно развивающиеся страны, т.е. не входящие в OECD, обеспечат львиную долю энергетического спроса – 65%, в то время как на OECD придется 35%. В 2012 г. это соотношение было 57% на 43%. Характерно, что из этих 65% на не входящие в OECD страны Азии придется 55%, и лишь 10% на развивающиеся страны в других регионах планеты.
На азиатские страны, не входящие в OECD, придется и основной рост потребления нефти – с 22 млн бар в сутки в 2012 г. до 39 млн бар в сутки в 2040 г. Для сравнения, в странах OECD американского континента потребление нефти за 25 лет вырастет с 23 млн до 25 млн бар в сутки, а в странах OECD Азии и Европы и вовсе сократится.
Рост потребления авиатоплива станет одним из основных факторов роста потребления нефти в азиатских странах, не входящих в OECD. Количество тысяч километров на пассажира будет стремительно расти, как в Индии, так и в Китае, по мере роста соотношения валового национального продукта на душу населения.
Лишь в двух регионах мира, кроме Китая и Индии, валовой доход на душу населения в 2016-2040 гг. будет расти быстрее, чем 2% в год — это Африка и Россия. Но если в Африке это только за счет экономического роста, при очень динамичном росте населения, то в России – за счет экономического роста и сокращения населения.
Хотя рост ВВП в развитых и развивающихся странах стимулирует рост производства электроэнергии, как ожидается, ближе к 2040 г. эти два показателя будут менее взаимосвязаны, и рост производства и потребления электроэнергии будет все менее стимулироваться ростом ВВП.
Производство электроэнергии к 2040 г. составит порядка 1 трлн кВтч и будет практически в равных долях производиться из возобновляемых источников, природного газа и угля. Доля атомной энергетики возрастет до 6% с 4% в 2012 г.
Авторы исследования подчеркивают, что одной из характерных черт революции в возобновляемых источниках энергии, которую нам придеться наблюдать в предстоящие 25 лет, является совершенно хаотичный разброс сочетаний различных видов возобновляемых ресурсов. Так, Канада к 2040 г. будет производить порядка 600 млрд кВтч э/э, в основном, гидроэлектростанциями и ветряными установками. Бразилия — порядка 750 млрд кВтч также из гидроэлектростанций и ветрогенерирующих установок.
В Индии планируют производить практически такой же объем, но здесь активную роль будут играть солнечная энергия и электроэнергия из биомассы.
В США планируют производить порядка 1 трлн кВтч, и к солнечной и ветряной энергии, а также гидроэлектростанциям добавятся многочисленные геотермальные станции.
Рекордсменом в производстве возобновляемой энергии станет Китай, где будет производиться порядка 3 трлн кВтч, причем почти половина — на гидроэлектростанциях, огромном количестве ветрогенераторов, но при полном отсутствии геотермальных станций.
Следует подчеркнуть, что весь рост производства атомной электроэнергии придется на страны, не входящие в OECD. Из них — 61% придется также на Китай, где к 2040 г. на АЭС планируют производить порядка 150 ГВт электроэнергии.
Резкий рост ожидается и в Индии, где производство электроэнергии на АЭС увеличится почти на порядок — до 40 ГВт. Еще более стремительный , хотя и не такой динамичный, как в Китае, рост атомной энергетики ожидается в России и других странах бывшего Союза.
Подводя итоги результатов этого масштабного исследования, следует отметить, что авторы хотели также подчеркнуть целый ряд факторов, усиливающих неопределенность и возможные изменения сценариев развития, в отличие от того, что приведено в этом исследовании. В частности, такими факторами могут быть :
-
- темпы и сценарии роста таких стратегически важных экономик мира, как Китай, Бразилия и Россия ;
- ход претворения в жизнь усилий по защите климата;
- темпы изменения технологий (как поставок, так и потребления энергоресурсов);
- нестабильность и возможные конфликты в нефтедобывающих странах;
- уровень добычи ОПЕК;
- перспективы развития атомной отрасли и др.