Спорим на формулу

Эксперты разошлись во мнении о справедливости новой формулы ценообразования для украинского угля
Национальная комиссия, осуществляющая государственное регулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг (НКРЭКУ) 3 марта 2016 г. постановлением №289 утвердила Порядок формирования прогнозной оптовой рыночной цены (ОРЦ) электрической энергии. Документ вступил в силу 30 марта 2016 г.
Виталий БЕРНАЦКИЙ
Почем уголь для народа?
Обновленная формула впервые включила расчет цены угля на базе индекса API2 в портах Амстердама, Роттердама и Антверпена с поправкой на калорийность и с учетом расходов на доставку до ТЭС.
На основе нового механизма на май и июнь ОРЦ установили на уровне 1 236.98 грн за 1 МВтч без НДС, на III кв. — 1 280.28 грн, IV кв. — 1318.69 грн. Эксперты подсчитали, что цена украинского угля должна повыситься с 1 100 грн до 1 500 грн за т. Следовательно, все ждали, что тарифы ТЭС, при прочих равных условиях, вырастут с мая. На практике при увеличении объемов отпуска с 3 млрд кВтч в апреле до 3.4 млрд кВтч в мае тариф ТЭС снизился на 9.9% — до 1078.8 грн/МВтч (без НДС).
Основная причина — в атомных станциях. Вместе с ОРЦ регулятор с мая повысил тариф НАЭК "Энергоатом", занимающий более половины в структуре энергорынка, на 8.4% — до 45.42 коп/кВтч. Кроме того, снизилась выработка АЭС из-за внеплановых ремонтов. В итоге "дешевой" электроэнергии стало меньше. Тарифы большинства генераций — фиксированные. Можно регулировать только заработок ТЭС, работающих в рыночном сегменте. Поэтому вместо повышения тарифов для конечных потребителей, НКРЭКУ распределила оставшиеся на рынке деньги между компаниями тепловой генерации.
Даже если тариф и покрыл новую цену угля в 1500 грн, ТЭС все равно сработали в мае в убыток. Однако это все предположения. Точные расчеты есть в НКРЭКУ. "ЭнергоБизнес" обратился в комиссию с запросом, который готов опубликовать в ближайшем номере.
В экспертной среде к рыночной формуле отнеслись по-разному. Одни считают, что она уровняет условия работы украинских и зарубежных угольщиков. ТЭС будут платить шахтерам столько же, сколько они бы потратили на закупку и доставку импортного ресурса. В результате отечественная угольная отрасль получит дополнительный ресурс для развития. А возможную сверхприбыль отдельных предприятий планируется изымать через механизм ренты.
Есть сторонники другой точки зрения. Они напоминают, что Украина сама добывает уголь, поэтому внутренние цены должны быть ниже международных индексов. "ЭнергоБизнес" попробовал пообщаться с каждой из сторон.
Родное — самое дорогое?
Аналитик сырьевых рынков ГП "Держзовнишинформ" Александр Славинский в интервью изданию "ЭнергоБизнес" отметил, что Украина продолжает располагать крупными угольными активами и является страной-производителем. Он уточнил, что в своих оценках и расчетах исходит из того, что страна сама добывает уголь и поставляет его на свои ТЭС.
— Насколько корректна выбранная формула ценообразования на украинский уголь: API2 плюс транспортировка до ТЭС?
— Начнем с того, что Украина занимает 7-е место в мире по запасам каменного угля, и до начала боевых действий была крупным производителем и экспортером энергетического угля. На данный момент ситуация с поставками угля с неконтролируемых территорий более-менее наладилась, и даже начался экспорт в близлежащие страны Европы. Ранее Украина сама поставляла уголь в хаб CIF ARA (516 тыс т в 2013-2014 гг.), т.е. имела свою долю влияния на индекс API2.
Таким образом, в отношении украинского угля при использовании индексе API2 логичнее отнимать транспортные расходы на доставку от портов ARA до украинских шахт, а не добавлять. Кроме того, в индекс API2 уже учтена стоимость транспортировки от угольных шахт основных поставщиков (тариф до порта, перевалка, фрахт) до портов ARA.
По нашему мнению, индекс API2, как ключевой маркер энергетического угля в Европе, можно использовать только для определения максимально возможного уровня цены на гипотетически поставляемый в Украину импортный уголь с заданными качественными и количественными характеристиками при поставках морем, либо как уровень, с которого могут начинаться редукционы (торги на понижение) на бирже или публичных торгах.
API2 является еженедельным (каждая пятница) индексом цены на условиях CIF ARA (Амстердам, Роттердам и Антверпен) на энергетический уголь с теплотворной способностью 6000 ккал/кг NAR и серой до 1%. Это среднее значение между котировками Argus CIF Rotterdam и IHS McCloskey’s Northwest European steam coal marker. Украинские угли, как правило, по содержанию серы превышают 1%, что для Западной Европы неприемлемо и штрафуется. Поэтому при использовании индекса API2 необходимо делать скидку на качество, как минимум, по сере.
— Были ли другие варианты ценообразования, в чем их преимущество и минусы? Какой вариант оптимальный, на Ваш взгляд?
— Украинский энергетический уголь схожий, в первую очередь, с углями России (антрацитовая и газовая группы) и Польши (газовая группа). При необходимости мы покупали и можем покупать уголь в этих странах. К сожалению, общепринятых отдельных индексов для этих стран нет, однако публикуются котировки в мировых изданиях на условиях FOB порты Балтийского моря для Польши и России (их публикуют Argus, IHS McCloskey, Platt’s). Можно приравнять котировки "FOB порты Балтийского моря" к условиям "FOB порты Украины", а далее уже отнять стоимость перевалки.
Еще один вариант — это индексы на условиях "FOB ЮАР" (API4 для 6000 ккал/кг NAR и API3 для 5500 ккал/кг NAR). При этом разница в цене между индексами API4 и API3 сейчас составляет до $10 за т. Учитывая, что со второй половины 2014 г. по I кв. 2016 г. из ЮАР в Украину было поставлено около 1.5 млн т энергетического угля (низкокалорийные тощие марки) для сжигания на локальных ТЭС, уголь из ЮАР по использованию на украинских ТЭС вполне сопоставим с украинским.
Однако текущие котировки угля 6000 ккал/кг NAR на условиях "FOB Richards Bay" (ЮАР), по нашему мнению, не показательны по причине ограниченного предложения и искусственного удержания продавцами высокого уровня цен на высококалорийный южноафриканский уголь. Индекс API4 ("FOB Richards Bay", 6000 ккал/кг NAR) в среднем на $7-10 за т превышает котировки при аналогичной калорийности на условиях "FOB порты Балтийского моря" (Польша, Россия), "FOB Колумбия".
По нашему мнению, логичнее за базу взять цены на условиях FOB (порты Балтийского моря Польши/России при калорийности 6000 ккал/кг NAR, либо индекс API3 — "FOB ЮАР" при калорийности 5500 ккал/кг NAR, либо API4 — "FOB ЮАР" при калорийности 6000 ккал/кг NAR), сделать, при необходимости, поправку на качество (сера, зола, калорийность и пр.) и отнять стоимость погрузки на судно. Транспортные затраты от порта до шахты учитывать не нужно, т.к стоимость железнодорожной доставки угля от шахты до порта сопоставима с максимальными транспортными затратами по доставке угля от украинской шахты на украинскую ТЭС. Рассчитанная таким образом цена, на наш взгляд, и является справедливой ценой на украинский энергетический уголь с серой до 1% на условиях DDP склад ТЭС при расчете прогнозной стоимости электроэнергии.
Для сопоставления расчетного уровня цен на украинском рынке, рассчитанного исходя из различных вышеприведенных котировок и индексов, произведем, для примера, расчет и сопоставление цен по состоянию на 20 мая 2016 г.
По формуле, утвержденной приказом НКРЭКУ (API2 плюс транспортировка до ТЭС), мы суммируем цену угля на условиях "CIF ARA" c транспортной составляющей (фрахт, перевалка, ж/д тариф от порта до ТЭС) и на выходе оценочно получаем $70-72 за т DDP ТЭС Украины (в перерасчёте на национальную валюту по курсу НБУ выходит порядка 1770-1820 грн/т без НДС).
При расчете цены от предложенных нами выше альтернативных индикаторов рынка (соответствующие цены FOB за вычетом расчетной стоимости перевалки угля) — цена на условиях DDP ТЭС оценивается на уровне $36-47 за т (при этом в расчет была включена стоимость угля 6000 ккал/кг NAR "FOB ЮАР", значительно превышающая аналоги из других стран Атлантического региона). В перерасчете на гривни мы получаем 910-1190 грн/т без НДС DDP ТЭС Украины, и разницу с формулой НКРЭКУ в 1.5-2 раза.
Примерно аналогичные цифры выходят, если брать расчеты за I квартал 2016 года: по формуле НКРЭКУ мы получаем $68 за т на DDP ТЭС, а при расчётах на основании стран-экспортеров — $36-46 за т на DDP ТЭС Украины.
Также хотим отметить, что рынок энергетического угля является волатильным, и в течение года цены могут существенно поменяться (см. график). В последние три года на рынке наблюдается негативная динамика цен (цены снизились более чем в два раза), сейчас наблюдается относительная стабильность. Поэтому, по нашему мнению, пересматривать цены на уголь желательно, как минимум, ежеквартально или ежемесячно по результатам истекшего квартала/месяца. В таблице приведена динамика изменения (в %) цены первого месяца квартала относительно первого месяца предыдущего квартала (например, цена апреля к цене января).
Динамика изменения цен первого месяца квартала относительно первого месяца предыдущего квартала
%
Апрель 2014 г. | Июль 2014 г. | Октябрь 2014 г. | Январь 2015 г. | Апрель 2015 г. | Июль 2015 г. | Октябрь 2015 г. | Январь 2016 г. | Апрель 2016 г. | |
CIF ARA | -8% | -3% | -2% | -21% | 3% | -2% | -10% | -13% | 1% |
FOB Richards Bay, ЮАР | -8% | -5% | -8% | -9% | -1% | -4% | -13% | 1% | 5% |
FOB Польша, Балтика | -6% | -2% | -4% | -20% | -1% | -1% | -9% | -12% | -1% |
FOB Россия, Балтика | -6% | -2% | -4% | -20% | -1% | -1% | -9% | -12% | -1% |
— Насколько индекс API2 отражает реальную стоимость украинского угля?
— По нашему мнению, Украине в вопросах ценообразования на рынке угольной продукции стоит ориентироваться на цены на уголь стран его поставщиков при международной торговле, а не на цены угля с учетом стоимости его доставки в страны-потребители.
Европа — это импортер угля, а Украина — экспортер. Рынки Северо-Западной Европы и Украины отличаются структурой источников электроэнергии и возможностью диверсификации поставок энергетического сырья.
Страны ЕС активно движутся в сторону ухода от использования углеводородного сырья для производства энергии, заменяя его природным газом и альтернативными источниками (ветер, солнце и т.д.). К примеру, на текущий момент доля альтернативных источников в среднем по ЕС составляет около 25%.
— Что ожидать после внедрения формулы цены угольной отрасли Украины?
— В таком виде (API2 плюс транспортировка до ТЭС) — возможен рост цен на украинский уголь на украинском рынке. То есть цены могут быть искусственно повышены до импортного паритета при поставках с направлений ARA. Отметим еще раз, что Украина сама поставляла на эти рынки и с этих рынков Украина никогда (по крайней мере, последние 15 лет) не импортировала энергетический уголь.
— В 2014-2015 гг. ТЭС Украины вынуждены были в срочном порядке импортировать уголь, так как до последнего не были уверены в том, какую цену угля им заложат в тариф. Насколько такие спотовые закупки влияют на цену угля? Практикуются ли в Европе долгосрочные контракты на закупку угля с использованием формульного подхода? Как украинским ТЭС лучше всего построить работу с поставщиками угля для получения оптимальной цены?
— В 2014-2015 гг. Украине для покрытия своих потребностей был нужен не просто энергетический уголь, а "конкретный" уголь с низким содержанием летучих веществ (антрацит и полуантрацит). Его предложение на спотовом рынке со стороны поставщиков ограничено, и резкий спрос со стороны Украины вполне мог вызвать рост цен у стран-поставщиков, так как этот рынок работает в основном на долгосрочной основе.
В последние годы Европа отдает предпочтение краткосрочным закупкам угля, так как рост объёмов его использования не поощряется для производства электроэнергии и всячески снижается. Весь мир сейчас в основном отдает предпочтение краткосрочным закупкам, лишь Япония следует традиции годовых контрактов, которые заключаются несколько раз в год.
Для украинского рынка оптимально установление первоначальной цены и ее дальнейшая корректировка в зависимости от динамики мирового рынка.
— Ряд экспертов считают, что Украина находится в профицитном в отношении угля регионе, так как это топливо добывают и в РФ, и в Польше. Поэтому, по их мнению, цена угля должна быть ниже европейского индекса. Согласны ли Вы с такой позицией и почему?
— Да, согласен. С одной стороны, Украина регионально находится на пути движения угля при его торговле на европейский рынок с других профицитных по углю стран, а с другой – и сама добывала и экспортировала существенные объёмы марок угля, которые используются для сжигания на украинских ТЭС.
Не кормишь своего шахтера — кормишь чужого
Альтернативную точку зрения представил руководитель аналитического центра "Энергетика Украины" Алексей Чернявский.
— Можно ли говорить, что Украина обеспечена собственным углем, является страной-экспортером этого топлива?
— Наверное, в каком-то смысле да, но при одном условии. Необходимо понимать, что эта отрасль все время дотировалась государством. В рыночных условиях добыча угля в Украине нерентабельна. Условия залегания угля требуют больших капитальных вложений в добычу. В свободном рынке вряд ли найдется много инвесторов в наши шахты.
Поэтому учитывая существенное сокращение бюджетного финансирования углепрома в последние годы, тема ресурсного наполнения рынка становится актуальной. С таким подходом к отечественной угледобыче возобновление импорта — вопрос времени.
В настоящее время ситуацию с поставкой угля энергетике трудно назвать стабильной. С конца мая антрацит с Донбасса перестал поставляться из-за проблем у железнодорожников. Запасов топлива на складах — на месяц-полтора, если не менять режим работы ТЭС.
О каком-то существенном экспорте украинского угля в Европу тоже говорить не приходится. Начались поставки кускового антрацита, который не сжигают на ТЭС, и то в незначительных объемах — менее 100 тыс т. Это не те объемы, которые позволяют влиять на внешние рынки, на тот же европейский индекс API2. Насколько я знаю, и в прошлые годы продажи угля в другие страны были, в основном, неприбыльными и имели целью просто избавиться от излишков товарной продукции.
Покупать энергетический уголь в других странах? Можем. Только россияне его нам не продают. Существует запрет уже два года на поставки этого топлива на ТЭС Украины. Если его снимут, русские не будут торговать с Украиной, отталкиваясь от цены на своем рынке или в портах Балтии. В 2014 г. они поставляли уголь значительно дороже, просчитав стоимость альтернативных закупок для нас из ЮАР, Австралии и портов AРА. Понятно, что российский уголь закупать выгоднее и по качеству, и по срокам доставки. Его не надо ждать полтора месяца, как из ЮАР.
Цена поставки угля из РФ в Украину в 2014 г. (сентябрь-декабрь 2014 г.)
Цена угля из РФ, DAF | $74-82 |
Индекс API2 | $69-75 |
Индекс ЮАР | $56-61 |
Индекс Австралия | $52-56 |
Привязаться к цене польского угля не совсем корректно. Там угледобыча также субсидируется государством. Да и качество оставляет желать лучшего. Не зря же поляки покупают ежегодно 6-8 млн т угля в России.
Большинство вариантов импорта трудно реализовать. Например, в ЮАР ограниченный ресурс низкокачественного, низколетучего угля, который подходит для ТЭС Украины, но его недостаточно для покрытия наших потребностей. Поставлять его будут по цене выше, чем в другие направления. Пример — все отгрузки этого топлива в 2014-2016 гг. в Украину.
Колумбия не станет основной ресурсной базой для нашего рынка. Находится далеко. Поставка возможна только большими балкерами — кейпсайзами (дедвейт 175 тыс т), которые из-за своего размера не проходят через Панамский и Суэцкий каналы. Принимают их только крупнейшие терминалы. Качество колумбийского угля тоже надо анализировать для использования на наших ТЭС.
Я бы ориентировался на основной индекс для европейского рынка - API2. Он показывает цены на хабе "Амстердам, Роттердам, Антверпен". Оттуда уголь распределяется по ТЭС в Европе. Стоимость доставки до европейских станций — примерно EUR15 за т.
Стоимость доставки от АРА до ТЭС Украины и Европы
$
Украина | ||||
Маршрут | Фрахт | Перевалка | Ж/Д | Всего |
ARA-Змиевская ТЭС | 6.5 | 7.5 | 5.15 | 19.15 |
ARA-Трипольская ТЭС | 6.5 | 7.5 | 5.16 | 19.16 |
ARA-Криворожская ТЭС | 6.5 | 7.5 | 4.1 | 18.1 |
ARA-Приднепровская ТЭС | 6.5 | 7.5 | 4.86 | 18.86 |
Европа | ||||
Маршрут | Всего | |||
ARA-ТЭС Мюнхен, (Германия), баржа | 14.56 | |||
ARA- ТЭС Австрия, железная дорога | 16.80 |
Товар может годами находиться на складах в АРА перед поставкой потребителю. Поэтому индекс — это индикатив цены, по которой торгуется сейчас уголь, но он не отображает текущие цены у производителей и стоимость их логистики. API2 — это более сложный механизм.
Качество украинского угля хуже, поэтому в формуле цены делается корректировка на его калорийность. Что касается других показателей — вопрос дискуссионный. Например, дисконт по сере незначительный, так как на практике угли на складах в портах АРА смешиваются и проблемы с серой в общем объеме нет. Плюс сейчас внедряются системы десульфуризации на ТЭС, поэтому проблема с ограничением по сере будет фактически снята.
Цена украинского угля должна определяться рынком. Но такого механизма нет. Что логичнее всего — привязаться к Европе, к индексу API2, по которому заключается около 90% сделок.
Сейчас стоимость украинского угля искусственно занижается с аргументацией — "местный" уголь должен стоить дешевле импортного. Но почему? Таким образом, мы убиваем часть отечественной добычи, которая может конкурировать с зарубежными шахтами.
Не стоит забывать, что ТЭК — это длинные инвестиции. Но где их взять? С одной стороны, финансирование отрасли из бюджета фактически остановилось. С другой — предлагают установить "рыночную цену" на уровне соседних стран, не разбираясь в деталях: а какой там способ добычи, какие расходы, есть ли государственная помощь? Мы сейчас используем свои запасы, а завтра придется покупать уголь у соседей. Но цена нас неприятно удивит — если тебе нужен товар, то и возьмут с тебя по максимуму.
Стоимость угля с доставкой в Украину по данным на конец мая, Panamax (60-80 тыс т)
Уголь | Фрахт | Уголь + Фрахт | |||||
Цена угля, FOB 6000 ккал | дельта ARA | Маршрут | Ставка фрахта | Разница с ARA-UA | CIF Украина | дельта ARA CIF | |
ARA (Европа) | 50.26 | - | Маршрут ARA-UA | 6.50-7.50 | - | 56.76-57.76 | - |
Колумбия | 45.25 | - 5.01 | Маршрут Колумбия-UA | 9.00-10.00 | 1.50-3.50 | 54.25-56.25 | - 0.51-3.51 |
ЮАР | 53.93 | 3.67 | Маршрут ЮАР-UA | 11.00-11.50 | 3.50-5.00 | 64.93-66.43 | 7.17-9.67 |
Австралия | 52.23 | 1.97 | Маршрут Австралия-UA | 9.00-9.50 | 1.50-3.00 | 61.23-62.73 | 3.47-5.97 |
Член НКРЭКУ Владимир Евдокимов:
Я непосредственно принимал участие в разработке порядка формирования ОРЦ. Принятое решение — это компромисс, позволяющий прозрачно и понятно устанавливать цены как на уголь, так и на другие составляющие затрат тепловых электростанций.
Раньше принцип формирования цены через систему "затраты плюс" действовал для отдельных компаний. Теперь его распространили на всех. Если бы не было такого порядка? Пришло бы в НКРЭКУ "Центрэнерго", которое сегодня почти на 100% покупает импортный уголь. Оно бы взяло цену API2, стоимость фрахта, перевалки и другие составляющие, и мы бы ему установили тариф. В прошлые годы мы давали компенсационный платеж для покрытия затрат компании "Центрэнерго" с учетом импорта угля, потому что она был всегда в убытках, а в условиях чрезвычайной ситуации, действовавшей тогда на энергорынке, формировались дополнительные бюджеты, за счет которых и компенсировали убытки.
Отмечу, что при работе над формулой мы не привязывались: страна-экспортер или импортер угля. Мы обсуждали подход формирования цены. Это разные вещи. Нам говорят, что мы не должны были учитывать какие-то составляющие, например, фрахт и перевалку. Но мы отвечаем, что это вопрос дискуссионный. Мы его поднимали, и все участники диалога — и Антимонопольный комитет Украины, и Министерство энергетики и угольной промышленности — поддержали такой подход.
Порядок не имеет отношения к поддержке угольной отрасли. Почему-то комиссию втягивают в процесс обсуждения проблем угольщиков. Мы не должны заниматься этим вопросом. НКРЭКУ формирует единые правила для всех. Они дают какие-то сигналы. Но главная задача для нас — обеспечить работу энергокомпаний, чтобы они без проблем могли поставить уголь на ТЭС, выработать электроэнергию и компенсировать понесенные затраты, что позволит не проводить веерные отключения. Наша цель - сделать все, чтобы конечный потребитель получил качественную электроэнергию, и чтобы она вообще была.
А что касается угольной отрасли, то это вопрос министерства. Всегда углепром поддерживали через госбюджет. Сейчас суммы резко сократились. Вместе с новым порядком определения ОРЦ мы предложили вариант введения ренты на уголь. Это был бы источник поддержки шахт. В ситуации, когда украинский уголь приравнивают в цене к импортному, могут появиться дополнительные доходы. Эту дельту можно изымать в виде ренты и направлять на поддержку отрасли. Расчеты должно делать министерство.
"ЭнергоБизнес" пообщался с топ-менеджером одной из крупных европейских трейдинговых компаний, который дал свое видение сложившейся ситуации.
— Какая справедливая цена украинского угля?
В теории все очень просто, но на практике приходится иметь дело с большой политикой.
API2 и API4 - рыночные индексы. Они отражают цены на уголь в конкретном месте. Если вы хотите привезти уголь из этого региона, то вы должны добавить транспорт, страхование и другие расходы.
Если ваш уголь уже в Украине, то есть добывается здесь же, то вам надо вычитать стоимость доставки. Но такое решение политически неприемлемо, так как приводит к недофинансированию собственных шахт.
Россия и другие страны ждут, когда Украина будет вынуждена закупать уголь. Тогда вы будете платить API2 плюс очень высокую наценку, что опять же политически неприемлемо.
Ваши соседи, Польша, Румыния, отчасти Венгрия имеют большие запасы добытого, но непроданного угля. Посмотрите, что происходит с компанией Wenglowa в Польше. Кто-нибудь в Украине когда-либо пытался купить этот польский/румынский уголь вместо украинского? Я так не думаю. И здесь политика выходит на первый план — как пояснить шахтерам во Львове, что ты берешь уголь польских конкурентов?
Лучший выход на будущее - проводить международные тендеры на покупку угля, как это делает "Нафтогаз Украины" при покупке газа, и смотреть, какие цены предлагаются по сравнению с API2 и API4. Тогда вы получите справедливую базовую цену, и регулятор может использовать эти показатели для определения стоимости угля в пределах Украины. С точки зрения трейдера — решения очевидны. Но в Украине, как, нужно сказать, и в любой другой угледобывающей стране, есть политические соображения. И найти между ними золотую середину непросто.