Waste to energy, или Дышите глубже — вы в Украине

Сможет ли скандал вокруг пожара на львовской свалке разбудить украинские муниципальные и энергетические власти, чтобы начать извлекать из мусора пользу методами XXI века?
Дмитрий МОСИЕНКО, главный редактор журнала OILMARKET, специально для журнала "ЭнергоБизнес"
Звонок в школе для глухих?
В том, что мусор является проблемой национального масштаба, украинцы убедились, наконец, после того, как в конце мая-начале июня 2016 г. десятки МЧСовских бригад и единиц техники тушили пожар на Грибовичской свалке под Львовом. Скандал, политическая риторика, а затем и духовно, и финансово щедрое предложение киевского мэра утилизировать часть отходов львовской жизнедеятельности рядом с местом проживания сотен тысяч киевлян, открыли глаза миллионам украинцев на еще одну огромную проблему их кризисного бытия.
С присущим украинцам оптимизмом многие поспешили отмахнуться от этой проблемы, и уж совсем мало кто задумался над тем, какие многомиллиардные возможности эти горы мусора, накопленные — вот спасибо! — благодаря вороватым чиновникам, таят в себе для улучшения энергобаланса Украины.
Пожалуй, не будет преувеличением сказать, что во всей Европе лишь в Украине отсутствует массовое понимание того факта, что отапливать импортным газом форточку, имея такие (совершенно без кавычек) ресурсы — это непозволительная щедрость.
Одной из ключевых причин, почему современные технологии утилизации мусора получили очень активное развитие в Австрии, Бельгии, Чехии, Швейцарии и Японии, но никак не развиваются пока в Украине, России или Казахстане, является то, что извлечение пользы из мусора мало совместимо с коррупцией. Мусор сам по себе малопривлекательное "сырье". И из него непосредственно, как и из нефти, нельзя извлечь особой пользы.
В ожидани "гасовой лямпы", или Как это бывает в Одессе
В 60-е годы XIX века первые экспериментаторы с "гасовой лямпой" Йоган Зэг и Игнасий Лукасевич тоже, кстати, как и жадные чиновники-львовяне, ответственные за хаос на Грибовичской свалке, далеко не сразу нашли, что делать с нефтью. Однако, когда они запатентовали свою лампу, — то сослужили огромную услугу первому нефтяному миллиардеру в истории, американцу Джону Рокфеллеру — он торговал ламповым маслом на просторах от Пенсильвании до Индокитая, и от России до Китая и Японии.
Украина сейчас пребывает приблизительно на той же стадии понимания относительно того, что делать с огромными и быстро растущими в украинском обществе потребления горами мусора, что и дуэт Зэг-Лукасевич, когда начинал свои эксперименты. Разница лишь в том, что целый ряд удачных решений уже найден предприимчивыми чехами, австрийцами и др. европейскими компаниями.
Прежде чем обратиться к европейским решениям, отметим, что наиболее активны сегодня в Украине китайские и корейские поставщики технологий утилизации мусора. Связано это пожалуй с тем, что по-прежнему малоискушенные в теме утилизации мусора украинцы (они в этом подобны Джону Рокфеллеру, делавшему первые шаги в коммерции и работавшему скромным бухгалтером, за несколько лет до того, как он заполучил лампу Зэга-Лукасевича и начал торговать нефтью и керосином) не понимают, какой комплексный подход здесь необходим, и как неуместно здесь банальное стремление нажиться.
Современные технологии утилизации мусора, как отмечают представители технологического университета в Брно Иван Отевржел и Иржи Грегор, имеют определенную эффективность, но благотворное влияние этих технологий нужно рассматривать в комплексе с их воздействием на окружающую среду и уничтожение мусора; с их экономичской эффективностью как в плане экономии расходов на закупки природного газа и другие энергоресурсы (с учетом того, что в ближайшие годы Украина может остаться без атомной энергетики и будет вынуждена покупать дорожающий природный газ — вопрос далеко не праздный), так и тем фактом, что многочисленные установки утилизации мусора создают десятки и сотни рабочих мест в эпоху галопирующей безработицы.
Впрочем, многим из украинских чиновников и дела нет до этих объективных социальных эффектов, которые приносят компактные и мобильные решения европейских производителей, и в ход идут новые примеры гигантомании, ценой в десятки миллионов долларов. В этих нулях легче потеряться чиновничьим желаниям, а до того, что малоэффективные устаревшие заводы потом тяжелым грузом лягут на местные бюджеты, им и дела нет. Азиатские компании и тут идут навстречу — вы хотите подороже — "таки пожалуйста!"
Вот одна из тех новостей, которые потоком обрушились на украинцев уже после пожара на львовской свалке. Под Одессой инвесторы из Южной Кореи хотят построить мусороперерабатывающий завод за $25 млн. Представитель инвестора готов выделить $25 млн на строительство завода с внедрением современных технологий, кроме того, предлагается проект дегазации свалки и выработки из полученного газа электроэнергии — еще за $4 млн. Об этом рассказали 17 июня на брифинге в мэрии Одессы вице-мэр Павел Вугельман и директор департамента экономического развития Дмитрий Радулов. Согласно проекту, планируется строительство сортировочного комплекса на территории законсервированной городской свалки в районе Цементного завода по ул. Хуторской, 70 и строительство мусороперерабатывающего завода на территории полигона "Дальницкие карьеры", сообщили в Одесской мэрии.
Из твердых бытовых отходов хотят производить альтернативное топливо (150 кг его по энергетической калорийности приравнивается к 100 кг каменного угля) — 50%, вторичное сырье (стекло, ПЭТ, металл, прессованная бумага и т.д.) — 10%, компост и строительные материалы — 40%.
Проект дегазации полигона "Дальницкие карьеры" предполагает строительство модульного комплекса, принцип работы которого заключается в выкачке из специальных скважин в полигоне горючих газов, которые образуются в результате брожения мусора, с дальнейшим их сжиганием с получением электрической энергии. Эта энергия в дальнейшем реализуется в оптовый рынок электрической энергии Украины по "зеленому" тарифу. Данный проект предполагает строительство двух модулей. Объем инвестиций составляет $4 млн.
Отметим, что это не первый проект мусороперерабатывающего завода в Одессе, презентованный городской властью, однако ранее до реализации дело так и не доходило.
Авторам таких проектов даже не приходит в голову рассказать украинцам, что в ЕС "мусоросжигающие заводы" уже давно не строят, а используют локальные модульные установки, минимизируя влияние на окружающую среду.
Neruda: чешское решение "гасовой лямпы" для мусора, или Как это делают в Европе
Сегодня, помимо корейского предложения для Одессы или китайского решения для львовян, раздается целый хор голосов с предложениями быстро и выгодно (для кого?) решить проблему с мусором в украинских городах-миллионниках, и не только в них.
На фоне многочисленных прожектов, наш интерес вызвал подход чешских ученых и инженеров, которые, понимая, что Украина страна не очень богатая пока, предложили инструмент проектного менеджмента, который, используя современный софт и опыт проектного менеджмента, открывает возможность украинцам сознательно и трезво выбрать для себя решение мусорной проблемы.
Выступая в Киеве в мае на конференции по проектному менеджменту, чешский инженер Иван Отевржел отметил, что в Чехии стратегия утилизации мусора в целом и превращение мусора в энергию в особенности, проводилась в рамках директив Еврокомиссии. В остальном чехи пошли своим путем.
В г.Брно — столице Моравии — Технологическим университетом в партнерстве с Waste-to-Energy Центром и Технологическим Агентством Чехии были разработаны как логика, алгоритмы, так и технические решения этой проблемы.
Результатом этих усилий стала программа Neruda — инструмент поддержки для принятия оптимальных решений в борьбе с проблемой мусора. Этот логистически обоснованный инструмент оптимизации позволяет симулировать потоки мусора от производителей (например, городов и поселков) на очистительные объекты (свалки, объекты получения энергии из мусора — WtE, либо объекты механико-биологической очистки — MBT). Позволим себе добавить, что будь у львовского и киевского мэров сотрудники с таким программным инструментарием, благородное и недешевое решение возить мусор на утилизацию из Львова в Киев им бы в жизни в голову не пришло.
Помимо источников мусора и мест его утилизации, Neruda как увлекательная компьютерная игра логически увязывает и работу законодателей, и действия инвесторов и городских властей (включая и МЧС), а равно и работу операторов всех объектов. Кому в Neruda точно нет места — это коррупционерам.
Центральный модуль Neruda увязывает:
-
- Географическую Информационную Систему и местные данные об объектах;
- Технические и экономически данные о свалках;
- Технологии превращения мусора в энергию и экономику их работы;
- Данные о технологиях и экономике сепарации различных видов мусора;
- Данные о технологиях и экономике переработки различных видов мусора;
- Данные о технологиях и экономике MBT;
- Данные о технологиях и экономике передаточных станций;
- Законодательные требования (ЕС, местные стандарты…);
- Экономические параметры (цены, налоги, имеющиеся объемы финансирования...);
- Влияние на экологию;
- Европейскую стратегию решения проблем с мусором, а также вписывает в эти проекты наработки и ноу-хау технологического университета.
Работа этой стадии программы позволяет в дальнейшем продвинуться к Технико-экономическому обоснованию (ТЭО) и, впоследствии, выбору оптимального для данного региона или города решения.
Чешские специалисты подчеркивают, что при решении мусорных проблем муниципальных центров и промышленных площадок в Украине, важно, чтобы эти решения принимали не иностранцы, а также и не чиновники, а инженеры, законодатели, менеджеры и финансисты.