Разновекторная приватизация

Эксперты отмечают отсутствие единой государственной позиции по приватизации "Центрэнерго"
Виталий ЧЕРНОМОРЕЦ
Продать любой ценой
Украина полным ходом готовится к очередному этапу продажи энергокомпаний. Речь идет о реализации в 2016-2017 гг. госпакетов акций 6 облэнерго (Тернополь-, Хмельницк-, Николаев-, Харьков-, Запорожье- и Черкассыоблэнерго), 4 ТЭЦ (Херсонская, Одесская, Днепродзержинская и Николаевская), а также энергогенерирующей компании "Центрэнерго". Для привлечения инвесторов Фонд государственного имущества 30 июня провел в Киеве форум. Помощь в организации статусного мероприятия оказали советники в лице Deloitte (облэнерго и ТЭС) и PwC (ТЭЦ).
Глава Фонда государственного имущества Украины (ФГИУ) Игорь Билоус отметил, что для повышения привлекательности энергокомпаний необходимо принять законы о Национальной комиссии, осуществляющей государственное регулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг, а также о рынке электроэнергии. Кроме того, следует внедрить стимулирующее тарифообразование для дистрибуции — так называемый RAB-тариф. Это даст положительный эффект в целом для отрасли.
"Каждое облэнерго могло бы спокойно инвестировать в сети и в оборудование (трансформаторы, подстанции), получать адекватную прибыль на вложенные инвестиции. Тогда не будет этого кассового разрыва и воровства, все будут понимать, зачем они работают, сколько денег они зарабатывают, сколько денег они отдают в энергорынок и сколько средств отдает энергорынок генерации", — сказал руководитель приватизационного ведомства.
И.Билоус отдельно остановился на разгосударствлении "Центрэнерго", которому была посвящена целая панель. По его словам, до конца июля станет понятно, как лучше продавать генкомпанию — в целом или по частям. "Например, западные инвесторы, с которыми у нас уже была возможность поговорить, интересуются Трипольской ТЭС и Змиевской ТЭС, а из-за АТО они меньше интересуются Углегорской ТЭС", — сказал он. Вопрос о схеме продажи обсуждается с советниками. В августе эту тему вынесут на уровень правительства.
"В принципе, компания работает лучше, чем в 2015 г., что меня радует. Есть проблемы с определенностью поставок угля перед новым отопительным сезоном", — заметил руководитель ФГИУ. Но, по его мнению, проблема обеспечения топливом не станет камнем преткновения. "При нормальной деятельности нам не надо завозить уголь. Мы все надеемся на урегулирование этого конфликта, который рано или поздно должен быть урегулирован — я верю в это. До этого рассматриваются разные варианты завоза импортного угля. В этом нет никакой проблемы — просто надо следить за качеством этих контрактов, за качеством товарной продукции, которая поставляется", — пояснил И.Билоус. Приватизировать "Центрэнерго" хотят в I-II кв. 2017 г. Основной девиз — полная прозрачность. Каких-либо особых требований к покупателю выдвигать не планируют. По словам главы ФГИУ, каждый потенциальный инвестор понимает, что ему придется вкладывать значительные средства в модернизацию энергомощностей.
Стратегия в тумане
Директор по экономике и финансовым вопросам ПАО “Центрэнерго” Ярослава Помилуйко подчеркнула, что оборудование компании "находится в состоянии, требующем капвложений". По ее словам, это основное направление для повышения эффективности работы станции, а не сокращение, например, соцсферы. "Основной объем наших затрат — это топливо. Поэтому повышая эффективность использования и снижая удельный расход топлива, можно достичь более высоких результатов, нежели оптимизировать какую-то турбазу, которая обходится в несколько сотен тысяч гривен", — пояснила она. Большое подспорье для принятия решения инвесторам дала бы приближенная к реалиям стратегия развития энергетики. Например, нужны ли нам газомазутные блоки? Если нет, то от них необходимо отказываться. От этого зависит и численность персонала ТЭС.
"Раньше станции строились из расчета 1 МВт — 1 человек. Если мы не используем газомазутные блоки и будет принято решение, что они, в принципе, не нужны в долгосрочной перспективе при принятии энергетической стратегии Украины, то, соответственно, эти люди становятся незадействованными. Но пока сократить персонал — это риск. Потому что у нас были случаи в 2014 г., когда мы запускали газомазутные блоки, и их кому-то надо было поднимать", — пояснила Я.Помилуйко.
Член наблюдательного совета "Краматорсктеплоэнерго" компании ContourGlobal Иван Чонков уверен, что энергобаланс страны будет меняться. "Потребление электроэнергии в Украине будет падать. Тяжелая, энергоемкая промышленность вряд ли восстановится. Стране необходимо переходить на новые технологии", — сказал он. По его мнению, основной принцип при приватизации "Центрэнерго" — получить максимальную цену за актив.
Человек с Востока
По словам И.Билоуса, больше всего о "Центрэнерго" спрашивают компании с Востока. "Инвесторы, в основном, азиатские, мы меньше видим европейский интерес… Инвесторская аудитория — Ближний Восток, Корея, Индия, Китай", — отметил он. В то же время сохраняется интрига, кто будет владельцем компании. Если Украине удастся провести обещанные реформы в энергетике, то ценность энергообъектов может возрасти и у компаний из других регионов. "Рано говорить, кто будет покупателем, так как мы еще не сделали домашнюю работу", — пояснил глава ФГИУ.
Потенциальные покупатели из Азии на форуме были. Например, представитель в Украине компании India Power Ростислав Футало отметил, что компания "смотрит на все возможности" в энергетике Украины. Эта фирма является частью мощного индийского холдинга Srei Infrastructure Group. "Я надеюсь, что это будет первый шаг для группы в Украине. Это рынок, имеющий перспективу, это европейский рынок", — сказал он.
Для компании вопрос поставок угля на ТЭС в Украине не является проблемой. В случае дефицита украинского ресурса готовы рассмотреть вариант импорта. "Группа покупает уголь и в Индии, и в Индонезии, и на других рынках. Каждая компания старается найти самый дешевый вариант. Постоянно целые команды специалистов находятся за границей, в самолетах: то в Индонезию, то еще куда-то — ищут эффективную цену. Будет ли экономический смысл возить его в Украину — надо считать, какая цена угля будет. Индонезия — относительно под боком, там дешевый уголь. Если из ЮАР сюда везут уголь, то это вопрос математики и логистики", — сказал Р.Футало. По его мнению, принятие формулы ценообразования на топлива в Украине делает понятнее бизнес-среду в стране. "В любом случае, ручное регулирование — это плохо. Это дает пространство для злоупотреблений. Формула — она тоже не идеальна, вопрос поправок на качество, на все другие вещи. Но Америки я не открою — чем прозрачнее, тем лучше", — сказал он.
Больше волнует компанию ситуация с задолженностью энергорынка перед генерацией. "Вопрос не только в сумме долга, но и в сроках его погашения, потому что генерирующая компания должна за свою электроэнергию получать деньги, желательно, чем быстрее, тем лучше", — подчеркнул представитель India Power. По его мнению, генерация по определению не может работать в минус, о чем свидетельствует и опыт развивающихся стран. "Если правильно поставить процесс, начиная от технологического и финансового контроля до сбора платежей, то он не будет убыточным — это точно", — пояснил эксперт.
Поэтому основной вопрос для иностранцев — понятные и прозрачные правила игры. "Не только я, но и другие инвесторы задавали вопросы относительно того, что должны быть правила игры, законодательство, формулы — чтобы там ни было, оно должно быть стабильным и прогнозируемым. Как инвестор высчитает максимальную, оптимальную цену покупки, если он не знает один огромный фактор — тариф, например, или как идет по нему оплата. Если он (тариф) завтра изменится или выпадет какой-то элемент из этой формулы, то никто из инвесторов не придет", — считают в India Power.
Западные ожидания
Аналогичные мысли высказывали и западные инвесторы. Роман Филькин, содиректор по направлениям электроэнергетики и машиностроении международного инвестиционного фонда со штаб-квартирой в Лондоне Prosperity Capital Management считает, что реформа украинского энергорынка решила бы многие проблемы. "Надо реформировать и сделать нормальный, свободный рынок, как в Европе, в соседних странах, с нормальной конкуренцией и без каких-либо преференций среди игроков", — сказал он.
По его словам, в таком случае это снимет и дискуссию вокруг ценообразования на топливо. Компании, завышающие цену на уголь и, следовательно, на электроэнергию, окажутся неконкурентноспособными. "Рынок сам отрегулирует все. Если кто-то хочет заниматься трансфертным ценообразованием, то есть косты (затраты) поднимать на электричестве и получать прибыль на угле, то его просто выкинуть с рынка не получится. Нужно перейти к долгосрочным, свободным контрактам, и в целом рынок сам все отрегулирует. Там будет невыгодно завышать цену угля, если это будет свободное ценообразование", — пояснил Р.Филькин.
«Возможно, как финансовый инвестор мы можем рассмотреть (возможность участия – прим. ЭБ) в партнерстве с кем-то, но сами видите, что процесс постоянно (приватизации – прим. ЭБ) откладывается», - сказал Филькин. Фонды “Prosperity Capital Management” уже являются акционерами Центрэнерго с долей 4.5%, что составляет почти четверть от всех акций, находящихся в свободном обращении сегодня. «Как один из крупнейших миноритарных акционеров, мы уже на протяжении многих лет ждем приватизации компании. При приватизации повышается эффективность, стоимость компании растет, и в дальнейшем можно рассчитывать либо на хорошие дивиденды, или на продажу своего пакета другим инвесторам», - отметил Филькин.
Однако большую озабоченность у Prosperity Capital Management вызывает неопределенность со структурой сделки (продажа по частям) и гарантии соблюдения прав портфельных инвесторов «При приватизации необходимо сделать так, чтобы были справедливо учтены интересы всех сторон, в том числе уже существующих частных акционеров, особенно это актуально в силу слабости украинского законодательства в части защиты прав миноритарных акционеров, а также исходя из предыдущего не совсем позитивного опыта приватизационных сделок и последующего поведения нового собственника» - отметил он.
Джейсон Альварадо (Jason Alvarado), представитель Deloitte, со своей стороны добавил, что многих инвесторов все же беспокоит вопрос поставок антрацита на ТЭС "Центрэнерго" в связи с конфликтом на Донбассе. По его словам, пока у потенциальных покупателей нет общего понимания, как лучше приобрести компанию — целиком или по отдельным ТЭС. Для Украины выгодно, чтобы купили все, отметил он.
Артур Огаджанян, партнер Deloitte, приветствовал попытку регулятора ввести публичную формулу тарифообразования на электроэнергию и уголь. "Тут можете даже не сомневаться. Все заинтересованы в прозрачной формуле", — подчеркнул он.
"С точки зрения инвесторов, наибольший фактор, который снижает риски, — это наличие долгосрочных контрактов на поставку угля с зафиксированной ценой и механизмом ее формирования", — поддержал его Джейсон Альварадо.
Артур Огаджанян полагает, что ТЭС купит профильная промышленная группа. "Скорее всего, это будет стратегический инвестор, не портфельный — ввязываться в такое дело, не контролируя деятельность (компании)?" — отметил он.
Иван Чонков из ContourGlobal признался, что компания не рассматривает покупку "Центрэнерго", так как западные инвесторы в основном делают ставку на возобновляемую энергетику. Хотя "Центрэнерго" может работать эффективно, считает он. По его словам, тепловая генерация в Украине была недофинансирована. "Многие годы тариф не соответствовал реалиям, а он должен быть для всех генераций рентабельным, экономически обоснованным, а не заведомо убыточным. Это уничтожает активы, абсолютно амортизирует их", — сказал он.
По его мнению, введение прозрачного тарифообразования на электроэнергию и уголь поможет ТЭК в целом. "Дается хорошая возможность вашим угольщикам, если они воспользуются этим, а не трейдеры. Это поможет горной промышленности. С другой стороны, это поможет и ТЭС — увеличится их эффективность. Станции должны быть рентабельными", — сказал И.Чонков. "Прозрачность и однозначность — всегда лучше. В принципе тариф был всегда непубличным. Не знали, что туда включали", — добавил представитель ContourGlobal.
Возможность "договориться" с регулятором была, чтобы "учесть те составляющие, которым не место в тарифе", сказал на условиях анонимности один из участников форума. По его словам, любой инвестор заинтересован "в регламентированных взаимоотношениях с государством, чтобы сегодня было так же, как и завтра".
Сотрудники энергокомпаний также заявили, что несмотря на введение с мая формулы определения стоимости угля, они пока не почувствовали изменений. "В нашем тарифе новая цена примерно в 1500 грн за тонну, о которой писали СМИ, не заложена, покупаем уголь по 1100 грн, что компенсируется в тарифе. Пока никто не работает по этой цене (1500). Для нас это не работает", — сказал представитель отрасли. "Пресса пишет, что это сделано под одну компанию, но это не так", — отметил один из работников "Центрэнерго".
Западные инвесторы также ждут европейских правил в энергетике. "Реформа энергорынка — это мировая тенденция. Вы не можете идти против логики, против того, что делают все остальные страны-участники ENTSO-E. Вы будете принимать правила ЕС, третий энергопакет, требующий реформу и реструктуризацию энергетики", — уверен И.Чонков.
Один рубильник
Управляющий партнер консалтинговой компании Imepower Юрий Кубрушко обратил внимание на отсутствие единого координационного центра по приватизации энергетики, как это было раньше. "Вроде постоянно идет процесс позитивный: кто-то работает, что-то улучшает, какие-то законопроекты готовятся, есть какие-то тарифные методики, но я не вижу единого искреннего порыва, чтобы постараться привлечь инвестора", — сказал он. По его словам, "движения в этом направлении есть, но они немножко не синхронизированы". "ФГИУ работает по своей части — обеспечивает техническую сторону процесса. НКРЭКУ работает над тарифными вопросами — они это делают не для приватизации, у них свой путь. В парламенте рассматриваются законы, которые вызваны, скорее, вопросами выполнения Украиной обязательств перед Европой, перед Энергосообществом. Министерство энергетики выпало из этого процесса, особо в этом не участвует, даже сегодня никто не выступил", — сказал Ю.Кубрушко. По его убеждению, "европейские инвесторы, которые были готовы вложить в энергообъекты страны лет 10 назад, не придут — у них изменились стратегии, другое отношения к рискам".
Эксперт также полагает, что разногласия по поводу функционирования энергетической отрасли в государстве негативно сказываются на инвестиционном климате. "Постоянные выяснения отношений между участниками рынка, регулятором, экспертами создают общую ситуацию, которая является непонятной. Если мы хотим продать "Центрэнерго", должен выйти представитель правительства, регулятора и дать понимание, как Украина видит развитие тепловой генерации, угольного сектора", — продолжил Ю.Кубрушко.
Он считает, что посыл для инвесторов может быть простым. "Несмотря на стратегию энергоэффективности, в ближайшие 15 лет есть большая потребность в генерирующих мощностях. По "Центрэнерго" мы считаем, что будет востребована такая-то мощность. Мы, как регулятор, считаем, что тарифы должны покрывать затраты на таком-то уровне, по такой-то методике, пока не заработает рынок. Рынок будет в таком-то году, парламент примет закон до такого-то момента, НКРЭКУ готова с вторичными актами, чтобы рынок внедрить. "Укрэнерго" (оператор энергосистемы) работает. Все имеют общую картинку", — продолжил представитель Imepower. В итоге такой "меседж для любых инвесторов создал бы общее понимание ситуации", сказал он.
Трудно предположить, что такие очевидные вещи не понимают в руководстве страны. Возможно, "разброд и шатание" в вопросах приватизации энергоактивов как раз призван отпугнуть иностранных инвесторов? Кто будет вкладывать в Украину, если сегодня рынку дается один сигнал, а завтра это же решение ставится под сомнение на самом высоком уровне с привлечением медиаподдержки.