Законом по газу

Добычу газа в Украине нужно стимулировать законодательными инструментами

20 июня Секретариат Энергетического Сообщества опубликовал мониторинговый отчет о состоянии реформы энергетического рынка в Украине.

Роман СТОРОЖЕВ, президент ассоциации "Недропользователи Украины"

Энергетический сектор должен стать ключом к успеху экономических реформ в Украине. Широкие возможности для реформ открыл в законодательном поле Закон Украины "О рынке природного газа" — это установление рыночной экономически обоснованной цены на природный газ для всех категорий потребителей, повышение энергетической безопасности путем диверсификации поставок природного газа за счет расширения мощностей реверсных маршрутов и наращивания собственной ресурсной базы. Об этом заявляют европейские коллеги в последнем отчете, о приоритетности энергетических реформ отмечают и в правительстве, и в Верховной Раде.

Соответствующий План реформ энергосектора был утвержден Кабинетом Министров Украины в марте 2015 г. и включал много положительных для газового сектора инициатив, из которых только часть удалось реализовать в виде принятых нормативно-правовых актов. С начала 2016 г. вступило в силу Соглашение об ассоциации с ЕС, в рамках которого должна происходить дальнейшая поэтапная имплементация требований некоторых директив ЕС и реформа в ключевых отраслях.

Среди приоритетных областей сырьевой сектор считается одним из наиболее важных, особенно, учитывая долголетнюю зависимость Украины от импорта энергоресурсов. Но для того, чтобы отрасль перестала быть непосильной ношей и без того слабой экономики, а превратилась в прибыльный и инвестиционно привлекательный бизнес, необходимо внедрить несколько первоочередных шагов. Согласно плану приоритетных действий правительства на 2016 г. — это реформа рынка природного газа в соответствии с требованиями Третьего энергетического пакета ЕС.

Цель — создание условий для устойчивого развития отрасли национальной газодобычи. Кроме того, комплексная реформа имеет еще одну важную цель — внедрение инструментов энергоэффективности. На сегодняшний день на города и муниципалитеты приходится порядка 75% потребления энергетических ресурсов. При этом доля импорта природного газа в Украину все еще высокая — за первый квартал 2016 г. почти 3 млрд куб м, собственная газодобыча составила порядка 6.7 млрд куб м, из которых доля НАК "Нафтогаз Украины" — 5.3 млрд куб м. Потребление природного газа в указанный период составило около 14.7 млрд куб м. Цифры отчетливо показывают, что Украина все еще далека от удовлетворения спроса внутренних потребителей на природный газ украинским ресурсом. А состояние платежного баланса показывает, что импорт природного газа должен постепенно уступать место торговле на украинском рынке собственными ресурсами.

Среди наиболее неблагоприятных условий: несовершенная фискальная политика, отсутствие стимулирующего налогообложения и нестабильность правил игры. Именно решение этих первоочередных задач может позволить уже в ближайшие 4-5 лет сократить импорт природного газа в Украину. Говоря о любом сырьевом рынке, нужно, прежде всего, учитывать возможности, которые получает добывающая компания или инвестор. Это касается, в первую очередь, возможности реализовать продукцию. Полноценный либерализированный рынок природного газа предусматривался , однако не был в полной мере воплощен в жизнь. В 2015 г. реформа началась, но большое число нормативно-правовых актов, которые нужно было разработать "с нуля" и принять, несколько замедлили ход преобразований рынка природного газа. Так, в парламенте "зависли" законопроекты о Регуляторе, о лицензировании, о перераспределении рентных платежей и другие, способные обеспечить для всех участников рынка прозрачные правила работы и равные условия ведения хозяйственной деятельности в соответствии с европейскими нормами.

На балансирование ситуации с имплементацией норм директив ЕС, сотрудничество добывающих компаний с местными органами власти и обеспечение прозрачности работы добывающих компаний призван повлиять зарегистрированный во второй половине июня законопроект "О раскрытии информации в добывающих отраслях". Он последовательно объединяет преимущества Закона Украины "О рынке природного газа" и Закона Украины "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины по обеспечению прозрачности в добывающих отраслях".

Более того, как утверждают представители профильного комитета Верховной Рады Украины по вопросам ТЭК, законопроект может стать качественным политическим инструментом для имплементации всех директив ЕС в рамках Соглашения об ассоциации. Кроме того, нет сомнений в том, что добывающий сектор испытывает недостаток инвестиций, и при существующих финансовых проблемах, государственные компании не способны самостоятельно их привлечь.

Негативно на газодобывающую отрасль в целом повлиял скачок ставок ренты, в результате чего Украина в 2015 г. сократила добычу газа на 1.4% по сравнению с 2014 г. — до 19.896 млрд куб м. Например, газодобывающая компания "Регал Петролеум" отмечает ухудшение финансовых показателей компании в 2015 г. И, по словам представителей компании, сегодня от долгосрочных планов компания перешла к краткосрочным инвестиционным программам. Лишь после возобновления действия уровня рентных ставок 2013 г. компания планирует в 2016 г. продолжить геологические и геофизические исследования месторождений, начать бурение одной скважины и, возможно, начать ремонт еще двух скважин. Небольшие успехи демонстрируют другие частные газодобывающие компании.

За I кв. 2016 г. добыча природного газа в Украине увеличилась на 2.3% или на 148.6 млн куб м по сравнению с аналогичным периодом 2015 г. — до 6 716.6 млн куб м. Частные нефтегазодобывающие компании за этот период увеличили добычу газа на 17.2% (на 203.4 млн куб м) — до 1 388.1 млн куб м. Крупнейшими газодобытчиками стали: ЧАО "Нефтегаздобыча" — 510.38 млн куб м, ООО "Эско-Север" — 226.051 млн куб м, ЧАО "Укрнефтебурение" — 111.657 млн куб м, ЧАО "Природные ресурсы" — 75.57 млн куб м, ООО "Куб-Газ" — 72.744 млн куб м, СП "Полтавская газонефтяная компания" — 62.22 млн куб м, ЧАО "Девон" — 42.326 млн куб м, ООО "Первая украинская газонефтяная компания" — 42.203 млн куб м, ЧАО "Укргаздобыча" — 39.875 млн куб м, ООО "Энергия-95" — 39.454 млн куб м, ООО "Системойлинжиниринг" — 28.723 млн куб м, ООО "Надра-Геоинвест" — 26.232 млн куб м, ООО "Регал Петролеум" — 22.525 млн куб м, ЧАО "Пласт" — 13.21 млн куб м (с учетом Стрелкового месторождения), ООО "Промэнерго продукт" — 10.47 млн куб м, ООО "Сириус 1" — 9.2 млн куб м, ООО "Надра Геоцентр" — 8.349 млн куб м, ООО "Пари" — 7.58 млн куб м, ЧАО "Тисагаз" — 6.694 млн куб м, ООО "Сахалинское" — 6.32 млн куб м, ООО "Захиднадрасервис" — 6.057 млн куб м, ООО "УкргазИнвест" — 5.722 млн куб м, ООО "Арабский Энергетический альянс" — 5.715 млн куб м. При этом вновь несколько ухудшилась ситуация в государственном секторе. По данным Министерства энергетики и угольной промышленности, предприятия НАК "Нафтогаз Украины" за I кв. 2016 г. снизили добычу газа на 1% или на 54.8 млн куб м — до 5 328.5 млн куб м.

Успехи частных газодобывающих компаний могли бы быть значительно выше, в случае модернизации законодательной базы, оптимизации налогообложения и завершения реформы газового рынка в соответствии с европейскими принципами. Частично улучшить законодательное поле парламентарии обещают еще до летних каникул, но большая работа по разработке новой системы налогообложения и современной редакции Кодекса о недрах остается на уровне дискуссий в экспертных кругах и рабочих группах.

Copyright © ЦОИ «Энергобизнес», 1997-2025. Все права защищены
расширенный поиск
Close

← Выберите раздел издания

Искать варианты слов
 dt    dt