Неразбериха после Brexit

Голосование за выход из ЕС осложнило перспективы развития нефтегазового сектора Великобритании

Прошло чуть более двух недель после оглушительного и для многих неожиданного результата голосования британцев за выход из ЕС, лаконично и хлестко названный Brexit. После ответственной и многими высоко оцененной речи премьер-министра Дэвида Камерона, принявшего решение об отставке, какое-то время у проголосовавших была эйфория, что этот переход удастся пройти без особых потрясений.

Дмитрий МОСИЕНКО, главный редактор журнала OILMARKET, специально для журнала "ЭнергоБизнес"

Напомним, что за выход из ЕС проголосовали в значительной мере Англия и Уэльс, большинство граждан в возрасте 65 лет и старше, и лишь четверть граждан в категории 18-24 года, людей в возрасте старше 45 лет. Лондон и Шотландия голосовали против Brexit.

Казалось бы, еще пару лет назад британцы пережили шок шотландского референдума за выход из федерации и узнав, что большинство в Шотландии проголосовало за жизнь в Объединенном Королевстве, все, кто дорожит или даже гордится наследием Британской империи, с облегчением вздохнули. Так должно было быть и теперь?

Однако иллюзии стабильности развеиваются. ЕС в довольно жесткой форме торопит британцев "не тянуть резину" с выполнением намеченного, и перед экспертами и обществом открывается драматическая панорама новых вызовов. Впрочем, британцам не привыкать к жесткой борьбе, и по многим позициям они отнюдь не выглядят растерянными.

Сектор британский и выбор шотландский

Проблемы нефтегазового сектора вплетаются в уйму прочих вопросов, которые как снежный ком валятся на британское руководство после голосования 23 июня. Среди наиболее очевидных — ситуация с Шотландией, которая активно голосовала против Brexit, и которая является основной площадкой развития британского нефтегазового сектора. В первую очередь здесь работают многие британские и международные компании, развивающие проекты в британском секторе Северного моря. Развитие североморского шельфа не только принесло в казну Великобритании сотни миллиардов долларов, но и в течение десятилетий обеспечивало работой сотни тысяч жителей Шотландии. Проекты на британском шельфе Северного моря по своей природе весьма интернациональны, они связаны с работой коллег в норвежском, немецком, голландском и датском секторах, и деятельность под "зонтиком" европейских законов существенно упрощала и облегчала работу, передвижение, привлечение инвестиций, способствовала расцвету Абердина и других муниципальных центров. Здесь учились и стажировались инженеры и менеджеры из стран ЕС, а шотландцы ездили стажироваться в Норвегию и Германию, как впрочем, и в США и Канаду.

Неудивительно, что люди здесь искали пути проголосовать за то, чтобы остаться в ЕС, возможно, координируя свои действия с жителями Гибралтара и Северной Ирландии, где также большинство проголосовало за этот выбор. Члены британского правительства подчеркивают, что новый шотландский референдум за выход из Объединенного Королевства весьма маловероятен. Однако вопросы иммиграционной политики могут начать усложнять жизнь и работу над североморскими проектами многим работающим в Шотландии гражданам ЕС, как только Британия подаст формальное уведомление о выходе и начнутся переговоры по иммиграционным вопросам, которые затянутся на два года, если не будет достигнуто решение об их дальнейшем продлении.

По каким законам жить?

Целый ряд европейских энергетических законов, адаптированных в Великобритании, также потребуют своего пересмотра. В частности, теперь не понятен статус фундаментального закона об Энергетическом Сообществе. Этот законопроект был призван гармонизировать усилия членов ЕС в вопросе обеспечения энергетической безопасности, создания полностью интегрированного энергетического рынка, высоких стандартов энергоэффективности, согласованных действий по защите климата и снижению выбросов, а также совместных исследований в сфере энергетических инноваций и контроля за климатом. Oil and Gas Journal отмечает: "Как сторонник либерализации в энергетической сфере, британское правительство ожидаемо должно сохранить свою привязанность к усилиям в вышеперечисленной сфере, если, конечно, партнеры из ЕС пригласят британцев к этому участию. Но условия участия будут уже пересмотрены как для страны, не входящей в ЕС".

Привязан к концепции Энергетического Сообщества и Третий Энергетический пакет ЕС, который направлен на законодательные гарантии либерализации поставок электричества и природного газа через обязательное разделение добывающих и транспортных компаний. В другой своей части третий пакет предполагает трансграничное сотрудничество между операторами энерготранспортных систем.

Великобритания взаимосвязана газопроводами с тремя странами - членами ЕС — Бельгией, Нидерландами и Ирландией. Существующие директивы ЕС и регулирующие законы непосредственно определяют аспекты работы нефтегазового сектора, такие как наличие обязательных запасов, вопросы безопасности морских проектов, обмен информацией, а также ценовая прозрачность.

Глобальный климат и маленький остров

Евросоюз проводит в жизнь широкий спектр инициатив по борьбе с изменением климата, декарбонизацией энергопоставок. Впрочем, по многим из этих направлений у Великобритании есть собственные программы. В ЕС, к примеру, была поставлена задача снижения выбросов парниковых газов не менее чем на 20% от уровня 1990 г. к 2020 г. К 2020 г. ЕС предполагает, что не менее 20% энергопоставок будет поступать из возобновляемых источников, а энергоэффективность улучшится, как минимум, на 20%. К 2050 г. ЕС стремится снизить выбросы парниковых газов на 80-95%. Великобритания установила для себя задачу снижения к 2050 г. выбросов парниковых газов на 80% и увеличения к 2020 г. доли энергопоставок из возобновляемых источников до 15%. Британское законодательство по сохранению климата предполагает 5- летние "углеродные бюджеты", направленные на финансирование усилий по снижению выбросов. Британия участвует в Схеме по Торговле Выбросами (ETS) Евросоюза, а также имела свою собственную торгово-ограничительную систему контроля за выбросами еще до того, как начала работать европейская. Стремление сохранить свою роль в общих усилиях по контролю за климатом (и зарабатывать на этом!), может означать, что Великобритания пожелает остаться частью ETS. Ведь влияние маленькой Британии на мировой климат гораздо меньше, нежели возможности работы финансовых механизмов, которые открываются для британских компаний по всему миру. Но даже на счет возможности остаться в ETS, есть сегодня доля неопределенности в связи с отставкой премьер-министра Дэвида Камерона, который настаивал на том, чтобы Британия осталась в ЕС.

По словам Эндрю Сентанса, главного экономического советника PricewaterhouseCoopers: "Выход Британии из ЕС — потенциально — огромный прыжок в неизвестность, разрывающий торговые связи с нашим наиболее важным и ближайшим торговым партнером, вносящий неопределенность на финансовых рынках и для бизнеса в целом".

Как видим, пока британцы готовятся к встрече с целым ворохом законодательных, организационных и бюрократических проблем. Впрочем, бензин и дизель на заправках в Великобритании уже подорожали на 5-8 пенсов за литр (10 центов или 2.5 грн). Ведь нефть и моторные топлива торгуются в долларах, а фунт уже обвалился из-за Brexit на 12% — живое напоминание не только британцам, но всем нам о том, что мы живем в таком мире, где отгородиться от всех весьма непросто, даже на маленьком острове.

Copyright © ЦОИ «Энергобизнес», 1997-2025. Все права защищены
расширенный поиск
Close

← Выберите раздел издания

Искать варианты слов
 dt    dt