Угольное падение

2015 год стал рекордным за 50 лет по сокращению потребления угля
В прошлом году потребление угля в мире сократилось на 1.8%, что составило более 70 млн т нефтяного эквивалента. Это стало самым большим падением за последние полвека.
Владимир МИХАЙЛОВ
Опубликованный недавно очередной, шестьдесят пятый статистический обзор мировой энергетики ВР показал снижение роли угля в качестве первичного источника энергии, в то время как возобновляемые источники, а также нефть и газ продолжают рост. Поскольку уголь – одно из самых "грязных" топлив, в смысле эмиссий как парниковых газов, так и других веществ, то с экологической точки зрения такую динамику можно только приветствовать. Согласно данным того же обзора, в прошлом году связанные с энергетикой выбросы углекислого газа перестали увеличиваться. Вероятно, в основном это связано именно с падением потребления угля.
Добыча угля также падает. В прошлом году она сократилась на 4%. Самое большое падение отмечено в США (-10.4%), Индонезии (-14.4%) и Китае (-2%).
Причины падения
Рекордное за полвека падение потребления угля на 71 млн т нефтяного эквивалента привлекло внимание деловой прессы. О его причинах, в частности, писало британское издание The Telegraph. В статье с говорящим о многом названием "Рекордное падение мирового потребления угля обусловлено низкой ценой на нефть" цитируются слова главного экономиста BP Спенсера Дейла, который на презентации обзора назвал 2015-й "ужасным годом" (annus horribilis) для угля. Основной вклад в снижение потребления угля внес падающий спрос в Китае (-1.5%), и Дейл акцентирует внимание на том, что это может означать, что в Китае уже достигнут пик потребления угля. В пользу этого свидетельствует, в частности, намерение Китая последовать примеру развитых стран и переключиться на более экологически чистые топлива и снизить зависимость экономики от тяжелой промышленности.
Падение потребления угля в США составило 13%. Там переход на чистые источники энергии идет полным ходом, но основным фактором является, конечно, знаменитая сланцевая революция – в Америке газ сейчас намного конкурентнее угля для выработки электроэнергии. Падение цен на нефть тоже внесло свой вклад. Хотя цены на уголь упали на 20%, нефть и газ подешевели еще сильнее. "Почему так выросло потребление нефти? Потому что цены упали. Почему газу удалось отвоевать долю в энергетике у угля? Это тоже цены", – сказал он.
Изменение цен на уголь, нефть и газ к январю 2014 г., %
Источник: BP Statistical Review of World Energy
По данным BP, цена на нефть в 2015 г. в среднем составляла $52.39 за бар, что на $46.56 ниже, чем в 2014 г.. Это стало самой низкой средней ценой с 2004 г. В результате мировое потребление нефти выросло на 1.9 млн бар в сутки, или на 1.9%. Несмотря на повышение спроса на дешевую нефть, мировой рынок остается сильно перенасыщенным, и ВР ожидает, что производство и спрос на нефть достигнут баланса к концу года. По мнению Спенсера Дейла, выравнивание спроса и предложения позволит вернуться к более высоким ценам на нефть в течение полутора лет. Таким образом, фактор дешевой нефти сохранит влияние на рынок угля и в ближайшем будущем.
Падение потребления угля случалось и раньше, но это совпадало с мировыми рецессиями, например, в начале девяностых, в 1997 г., когда случился кризис в Восточной Азии, и в 2008 г., когда сократился спрос на все ископаемые топлива. В прошлом году, если верить МВФ, мировая экономика выросла на 3%. Еще одна особенность нынешнего падения – оно происходит на фоне значительного снижения цены угля в течение нескольких лет. С 2012 г. уголь подешевел почти вдвое, причем цены падали постоянно. Объемы продаж угля снижались последние два года.
Регионы мира
Основной вклад в снижение потребления угля внести США, где спрос упал на 12.7% или 58 млн т нефтяного эквивалента, и Китай (1.5% или 29 МТНЭ). Лишь частично это было компенсировано ростом потребления угля в Индии, на 4.8% или 19 МТНЭ.
В Европе потребление угля тоже падает (5 МТНЭ), равно как и в странах бывшего СССР (-5%). В остальном мире спрос изменился мало, за исключением Юго-Восточной Азии – Малайзия, Вьетнам и Индонезия продемонстрировали 15%-ный рост.
В США основными факторами падения спроса на уголь стал продолжающийся переход к выработке электроэнергии из газа, наряду с ростом возобновляемых источников энергии, а также падение спроса на электроэнергию в долгосрочной перспективе и закрытие старых угольных электростанций, к которым были претензии в плане загрязнения окружающей среды.
В Китае ключевыми факторами сокращения спроса на уголь стали экономические сложности, а также борьба с загрязнением воздуха и связанный с этим переход на возобновляемые источники энергии. Следует заметить, что в связи с экономическим оживлением, импорт угля в Китай в этом году вырос, но сколько это продлится, сказать сложно. Что касается других азиатских стран, то там спрос не дает признаков оживления, хотя есть и исключения, упомянутые выше Малайзия, Вьетнам и Индонезия. Индия недавно заявила о намерении ограничить на три ближайших года ввод новых мощностей угольных ТЭС теми, которые уже находятся в стадии строительства.
Следует также отметить, что Индия в прошлом году обогнала США по потреблению угля и заняла второе место после Китая. В этой стране спрос на уголь стабильно растет в течение многих лет, хотя темпы роста остаются намного ниже, чем демонстрировал китайский рынок до 2012 г.
Другие источники энергии
Возобновляемые источники энергии все еще играют очень незначительную роль в мировом масштабе. Их доля в прошлом году выросла всего с 2.4% до 2.8% (имеются в виду мощности). Тем не менее, и это хороший показатель – доля растет быстрее, чем в прошлые годы, темпы роста сравнимы с другими источниками энергии. Еще десять лет назад доля ВИЭ составляла всего 0.8%. Объем возобновляемой энергии вырос на 213 тераватт-час или на 15.2%, что несколько ниже среднего значения за последние десять лет в 15.9%. Рекордсменами по росту стали Китай (+20.9%) и Германия (+23.5%).
Основным сектором ВИЭ является ветроэнергетика, на которую пришлось более половины (52.2%) "зеленой" генерации. Генерация ВЭС в прошлом году выросла на +17.4%, а в Германии – на рекордные +53.4%.
Генерация СЭС выросла на 32.6%. Тут самый значительный рост продемонстрировали Китай (+69.7%), США (+41.8%) и Япония (+58.6%). Китай обогнал Германию и США, превратившись в крупнейшего производителя солнечной энергии в мире.
Мировое производство биотоплива выросло всего на 0,9%, что значительно ниже среднего значения за десять лет — 14.3%. Почти весь рост обусловлен ростом в Бразилии (+ 6.8%) и США (+ 2.9%). Самое большое снижение продемонстрировали Индонезия (-46.9%) и Аргентина (-23.9%).
На ВИЭ в 2015 г. пришлось 6.7% общемирового производства электроэнергии. Если исключить гидроэнергетику, то в прошлом году потребление энергии возобновляемых источников выросло на 48 МТНЭ, что стало рекордным ростом за всю историю. Тем не менее, ВИЭ пока не догнали по темпам роста нефть (80 МТНЭ) и газ (54 МТНЭ).
Производство энергии АЭС выросло на 1.3%, причем практически весь рост приходится на Китай (+28.9%), который обогнал Южную Корею и занял четвертое место в мире по выработке на АЭС. Рост отмечен также в России (+ 8%) и Южной Корее (+ 5.3%). Выработка на европейских АЭС упала на 2.2%, вернувшись на уровень начала девяностых. Самое большое сокращение отмечено в Швеции (-12.6%) и Бельгии (-22.6%). Всего на ядерную энергетику пришлось 4.4% мирового потребления первичной энергии.
Производство энергии на ГЭС за 2015 г. выросло менее чем на 1%, тогда как за последние 10 лет рост его составлял в среднем 3%. Тут тоже лидирует Китай, в котором на ГЭС производится больше электричества, чем в любой другой стране. В Китае гидроэнергетика выросла на 5%. Сильный рост выработки отмечен в Турции – 64.6%, но это объясняется плохими показателями предыдущего года. Засушливый год привел к падению выработки почти на треть в Южной Европе. Всего по миру на ГЭС пришлось 6.8% мирового потребления первичной энергии.
Уголь по-прежнему на втором месте
Несмотря на падение спроса, уголь по-прежнему является вторым по значимости в мире источником энергии, а на Китай по-прежнему приходится около половины мирового потребления угля. Поэтому китайский рынок является ключевым в изменении мировой динамики. Если, как предполагает Спенсер Дейл, в Китае достигнут пик спроса на уголь, то это будет означать продолжение сокращения мирового рынка.
Уголь был единственным источником энергии в мире, потребление которого в 2015 г. упало. Его доля снизилась до 29.2%, это самый низкий показатель за последние десять лет. Потребление нефти, газа и возобновляемых источников энергии продолжает уверенно расти. Доля ископаемых видов топлива в мировом энергетическом балансе снизилась до 86%, что стало самым низким уровнем за все время составления обзоров BP. Для сравнения: пик использования ископаемых видов пришелся на 1965 г., и тогда их доля составила 94%. Следует заметить, что данные обзоров BP не учитывают энергию ископаемых топлив, которая теряется в виде тепла при разного рода производственных операциях на химических и энергетических предприятиях.
Сокращение мирового рынка угля может иметь для нашей страны как негативные, так и позитивные последствия. Позитивные в нынешней ситуации дефицита угля и необходимости его закупок за рубежом очевидны – за более дешевый импортный уголь придется меньше платить. С другой стороны, не надо забывать о том, что сама процедура закупки угля в той же Польше может быть связана с рядом сложностей неэкономического характера, в чем мы уже могли убедиться при покупке южноафриканского угля.
В долгосрочной перспективе преобладают негативные последствия – уголь постепенно теряет значение в качестве первичного источника энергии, и страны, обладающие его значительными запасами и/или интенсивно использующие его для выработки электроэнергии, сталкиваются с необходимостью системных изменений в энергетике. Скорее всего, на фоне сокращения угольного рынка и сворачивания тепловой энергетики на угле шансы нашей страны сохранить эту сферу с минимальными изменениями остаются низкими.