Пятьдесят лет, и одиночество

Юбилей лидера отрасли как зеркало украинской нефтепереработки

Кременчугский НПЗ, флагман, лидер и "последний из могикан" украинской нефтеперерабатывающей отрасли в июле 2016 г. отметил свое 50-летие.

Дмитрий МОСИЕНКО, главный редактор журнала OILMARKET, специально для журнала "ЭнергоБизнес"

Первые 50 лет

Кременчугский НПЗ, флагман, лидер и "последний из могикан" украинской нефтеперерабатывающей отрасли, в июле скромно, но со вкусом, отметил свое 50-летие.

Построенный по топливно-масляной схеме в 1961-1966 гг. в центре аграрных и индустриальных регионов Украины, Кременчугский НПЗ за эти полвека сменил ряд владельцев, сортов нефти и вышел на выпуск современных экологически чистых топлив, сохраняя неизменную привязку к центру и юго-востоку Украины.

Построенный с большим ресурсом по мощности - 18.6 млн т в год, в 80-е годы Кременчугский НПЗ входил в тройку самых передовых НПЗ Европы. Однако к началу 90-х, когда в США, Японии и странах Европы начался переход на выпуск экологически чистых топлив, Кременчугский НПЗ, как и многие другие предприятия в странах бывшего Союза, был, в основном, занят не вопросами модернизации, а вопросами выживания.

В 1995 г. казалось, что перед предприятием наконец-то зажегся зеленый свет - было создано совместное российско-украинское предприятие "Укртатнафта", которое было призвано обеспечить Кременчугский НПЗ сырьем и дать ресурсы для развития. Шло время, и даже в соседних Словакии, Чехии, Литве и Беларуси, да и в России тоже, год за годом вкладывались миллионы долларов в гидроочистку топлив, строительство установок гидрокрекинга, изомеризации и прочих процессов, призванных обеспечить производство экологически чистых топлив. Тем временем на Кременчугском НПЗ в этом плане, как говорят, "и конь не валялся".

В 2006 г. автору этих строк довелось побывать на 40-летнем юбилее Кременчугского НПЗ. Но ни мне, ни кому-либо из ветеранов предприятия, с которыми довелось общаться на 50-летнем юбилее в июле этого года, так и не удалось припомнить, чтобы кто-то заговорил тогда о "европейских" перспективах НПЗ. Как сказал один из опытных инженеров на этом юбилее, "Мы тогда и о Евро-2 не мечтали".

Следует отметить, что ситуация в украинской нефтепереработке летом 2006 г. уже была тревожной. Импорт европейских моторных топлив, который стремительным ручейком пошел в страну летом 2005 г., дал понять владельцам НПЗ, что отсидеться без инвестиций в качество продукции за "большим забором" импортных пошлин не получится.

Уже год, как простаивал без сырья Херсонский НПЗ (как оказалось, его судьба окончательно решилась еще в марте 2005 г. во время весьма бездарно подготовленной с украинской стороны встречи президента Украины Виктора Ющенко и президента Казахстана Нурсултана Назарбаева), была далека от европейских высот продукция Одесского НПЗ. В лидеры вырывался Лисичанский НПЗ компании "ТНК-ВР" — британско-российское совместное предприятие, которое поставляло наиболее стабильные объемы сырья и уже запустило на "ЛИНИКЕ" в 2004 г. установку изомеризации по российской технологии Изомалк (сегодня этот процесс и катализатор успешно конкурирует по всему миру с технологиями Axens, UOP и других грандов нефтехимических технологий), что позволяло Лисичанскому НПЗ быть передовым в производстве экологически чистых топлив, при этом оставаясь региональным предприятием.

На фоне этих британско-российских успехов в Лисичанске будущее Кременчугского НПЗ выглядело очень неопределенно, и это при том, что НПЗ оставался топливной опорой для ключевых индустриальных и аграрных регионов Украины.

Операторы крупных сетей уже сделали на ту пору ставки на экологические свойства импортных топлив, всячески подчеркивая этот фактор в своей имиджевой рекламе.

В октябре 2007 г. в результате корпоративного конфликта с татарскими акционерами, контроль над Кременчугским НПЗ перешел к структурам, связанным с днепропетровской группой "Приват".

От выживания к развитию

Оглядываясь сегодня на то, какие метаморфозы довелось пережить Кременчугскому НПЗ за период 2006-2016 гг., на те удивительные и тревожные годы потерь, достижений, выживания и развития, следует отметить, что главным в этой череде событий все же стало слово развитие.

Оставшись без поставок российского сырья, кременчугский технический менеджмент был вынужден выживать в чрезвычайных условиях, импортируя сырье даже из Беларуси, а также, по сути, лишив украинской сырьевой подпитки два западно-украинских НПЗ в Дрогобыче и Надвирной — весь ресурс "Укрнафты" ушел на то, чтобы обеспечить загрузку Кременчугского НПЗ и спасти производство от развала.

Завод чудом выжил и не остановился. Более того, настоящим шоком для многих, кто уже поставил крест на украинской переработке, стал тот факт, что уже в 2009-2011 гг. на заводе был реализован целый комплекс мер по:

  • модернизации установок каталитического риформинга (ЛЧ-35-11/600, Л-35-11/300) с переходом на катализаторные системы фирм UOP и Shell Global Solutions/Criterion;
  • реконструкции секции 300-1 установки ЛК-6у для гидроочистки сырья каталитического крекинга и гидроочистки дизельного топлива с использованием катализатора фирмы Shell Global Solutions/Criterion;
  • модернизациии блока гидроочистки секции 200 установки ЛК-6у для гидроочистки бензина каталитического крекинга по технологии фирмы Axens;
  • реконструкции установки гидроочистки дизельного топлива ЛЧ-24-7/68 с заменой на катализаторы фирмы Shell Global Solutions/Criterion с целью глубокого обессеривания и гидродепарафинизации;
  • организации процесса выделения бензолсодержащей фракции из риформата каталитического риформинга с использованием оборудования секции 200 и секции 400 установки ЛК-6у.

    Эти меры позволили Кременчугскому НПЗ перейти на выпуск бензинов и дизеля Евро-4.

    Нараставшая конкуренция на топливном рынке и условия технического регламента требовали от руководства Кременчугского НПЗ не сбавлять обороты с модернизацией, хотя условия в стране совершенно не предполагали никакой инвестиционной активности. Но, как поведал один знакомый переработчик из Израиля, ключевой НПЗ страны, построенный в Хайфе еще при британском мандате в 1938 г., 21 раз подвергался бомбардировкам немцев во время Второй мировой войны, а затем и арабов, однако выжил, и сегодня производит современные экологичные топлива. Поэтому и говорят, что все, что нас не убивает – делает нас сильнее!

    В Кременчуге отмечают, что не раз, поверив в новый виток развития, были вынуждены возвращаться к выживанию, столь неоднозначной и тревожной была ситуация на рынке и в стране в целом.

    Основные реализованные мероприятия инвестиционной программы в 2012-2014 гг.:

    2012 г. — построена насосная станция смешения бензинов и дизельных топлив с железнодорожной эстакадой слива МТБЭ и узлом ввода присадок;

    2013 г. — построена эстакада слива вакуумного газойля, парафинистых и высоковязких нефтей;

    2014 г. — построен комплекс по выделению водорода КЦА, необходимый элемент для работы будущей установки изомеризации.

    Суммарная стоимость реконструкции и модернизации в 2012-2014 гг. (без стоимости катализаторов) составила $40.0 млн.

    Эти мероприятия резко повысили возможности Кременчугского НПЗ по приему диверсифицированных поставок сырья как для первичной переработки, так и для отдельных установок углубленной переработки сырья, и, в частности, позволили первыми в странах бывшего Союза начать выпуск арктического дизеля с температурой помутнения -35°С.

    За период 2010-2016 гг. на Кременчугском НПЗ была проделана работа по подготовке и блендированию современных моторных топлив. Было налажено производство высококачественной продукции с использованием современных присадок и биокомпонентов:

    2010 г. — производство бензинов А-92 и А-95 с использованием пакета присадок марки Keropur ENERGY концерна BASF;

    2011 г. — производство дизельного топлива Energy-Евро с присадками Keropur DP ENERGY концерна BASF;

    2012 г. — производство авиационного топлива для реактивных двигателей РТ-1 (аналог импортного JET A-1);

    2014 г. — производство топлива моторного альтернативного ЕCO SUPER;

    2016 г. — в марте начато производство дизельного топлива класса Евро-5.

    Дойная корова

    Тот факт, что Кременчугский НПЗ встречает свой юбилей в гордом одиночестве, вызывает, конечно, смешанные чувства.

    С одной стороны — это гордость, без преувеличения, за уникальный трудовой коллектив "Укртатнафты", который в тяжелейших условиях сумел сохранить и развить производство.

    Остановка этого предприятия имела бы самые удручающие последствия и для украинской государственности. Превращение из могучей нефтеперерабатывающей страны, какой Украина была в 1980-е, когда ее заводы перерабатывали до 60 млн т нефти в год, в страну - нетто импортера моторных топлив со всеми вытекающими экономическими и социальными последствиями, и так весьма больно бьет по экономической жизни и политическому имиджу страны.

    "Укртатнафта" является градообразующим предприятием в Кременчуге, и к нему уже научились с уважением прислушиваться депутаты горсовета и местные экологи, которые стараются разобраться в производственных, технологических и рыночных нюансах. Здесь уже куда лучше понимают актуальность дальнейшего развития предприятия, строительства установки изомеризации и переход на выпуск бензинов Евро-5 к концу следующего года, а также и увеличения загрузки ближе к той мощности в 10.5 млн т, которую Кременчугский НПЗ сохраняет и сегодня.

    Что же касается общегосударственной стратегии и поддержки в развитии нефтепереработки — то ни робкие попытки правительства Н.Азарова в 2012 г., ни буйная активность правительства А.Яценюка, так и не доросли то того, чтобы принять прозаическое, но столь необходимое законодательство, облегчающее развитие отечественных предприятий по переработке углеводородов.

    В стране еще работает ряд газоперерабатывающих заводов (ГПЗ), и их лидер – Шебелинский ГПЗ компании "Укргаздобыча" (УГД) сделал весомые инвестиции в то, чтобы, наконец, построить газоочистку и перейти на выпуск современных экологичных топлив. Для сравнения, льготы по уплате НДС на ввоз оборудования для модернизации НПЗ в Беларуси были приняты еще в 1999 г., в России — в марте 2007 г. Аналогичные шаги предпринимались в Литве и других странах Восточной Европы, а вот в Украине — до этого так и не дошло.

    Увы, приходится констатировать, что в Украине нефтепереработка продолжает развиваться не благодаря, а вопреки государственной политике.

    "Они по-прежнему смотрят на НПЗ в Кременчуге, как на дойную корову", — грустно улыбаясь, говорит один из опытных экспертов отрасли. Кто виноват в такой ситуации? У всех на слуху многолетнее противостояние владельцев Кременчугского НПЗ и операторов крупных розничных сетей. О нем ходят легенды, уходящие корнями в самые мрачные моменты новейшей украинской истории. Но разве дела общегосударственной важности не дают нынешним украинским властям серьезный повод взять себя в руки и поддержать развитие отечественной переработки, будь она в руках УГД или "Привата"?

    Недавняя активность руководства нефтепроводного оператора "Укртранснафты", визит с президентом Украины в Баку, возобновление давно уснувшей темы поставок азербайджанского сырья в Восточную Европу по системе Одесса-Броды, а также и повышенный интерес азербайджанской стороны к давно перешедшему в состояние клинической смерти Одесскому НПЗ дают понять, что на Банковской по-прежнему имеют не общегосударственный, а весьма прищуренный собственный взгляд на украинский downstream.

    Как это уже нередко бывало в недавние периоды украинской индустриальной истории, на местах приспосабливаются и извлекают из всех этих больших маневров свою маленькую пользу. Как отметили в Кременчуге, одним из побочных эффектов повышенного интереса Socar к запуску Одесского НПЗ стало повышение зарплат ключевым специалистам на Кременчугском НПЗ. Чем не повод поднять бокалы за такую веху в истории украинской переработки?

  • Copyright © ЦОИ «Энергобизнес», 1997-2025. Все права защищены
    расширенный поиск
    Close

    ← Выберите раздел издания

    Искать варианты слов
     dt    dt