День шахтера — грустный праздник

Отсутствие господдержки грозит закрытием шахт
Украина 28 августа будет отмечать День шахтера. В преддверии праздника "ЭнергоБизнес" узнал в Министерстве энергетики и угольной промышленности, чем живет отрасль. Из полученных ответов можно сделать один вывод: государство в 2015 г. отказалось от поддержки углепрома и доныне придерживается такой же позиции. Поэтому для некоторых шахт предстоящий праздник может стать последним. Самое время горнякам задуматься о смене профессии — возможно, поискать счастья в той же Польше или России, откуда Украина завозит уголь.
Виталий БЕРНАЦКИЙ
— Какие основные итоги работы государственных угольных предприятий в первом полугодии 2016 г.?
— За 6 мес. 2016 г. добыто 3.021 млн т рядового угля, что меньше на 467.1 тыс т установленного плана и на 413.2 тыс т меньше соответствующего периода 2015 г.
За этот же период выпущено 1.949 млн т товарной продукции, что меньше плана на 287.6 тыс т и на 41.9 тыс т меньше, чем за 6 мес. 2015 г.
Стоимость товарной продукции за 6 мес. 2016 г. составила 2.205 млрд грн, что на 147.5 млн грн меньше плана и на 265.2 млн грн больше, чем за 6 мес. 2015 г. Расходы на себестоимость товарной продукции составляют 4.071 млрд грн, что на 404.5 млн грн меньше плана и на 170.9 млн грн больше, чем за соответствующий период 2015 г.
В результате, за I полугодие 2016 г. государственные угледобывающие предприятия получили 1.866 млрд грн убытков от выпуска товарной продукции или на 272 млн грн меньше, чем в 2015 г.
На частичное покрытие расходов на себестоимость товарной продукции из государственного бюджета за 6 мес. 2016 г. поступило 225 млн грн, что на 175 млн грн меньше, чем за соответствующий период 2015 г. Это позволило снизить убытки угледобывающих предприятий до 1.641 млрд грн.
— Какова себестоимость добычи угля госшахт? Покрывает ли цена угля затраты на его добычу?
— С 1996 г. в Украине основным показателем работы угледобывающих предприятий является выпуск товарной продукции, поэтому критерий "себестоимость добычи угля" не используется.
Средняя цена 1 т товарной угольной продукции без НДС и транспортно-заготовительных расходов за 6 мес. 2016 г. составила 1 131.19 грн. Это на 79.49 грн или на 7.6% выше планового уровня и на 157.01 грн или на 16.1% больше, чем за 6 мес. 2015 г.
Средняя себестоимость 1 т товарной угольной продукции за 6 мес. 2016 г. составила 2 088.71 грн, что на 87.7 грн или на 4.4% больше плана и превышает среднюю цену 1 т угля на 957.52 грн. По сравнению с соответствующим периодом 2015 г. себестоимость 1 т товарной угольной продукции возросла на 2% или на 40.47 грн.
— Какая цена реализации угля необходима шахтам? Что делает Минэнергоугля и компания "Держвуглепостач" для установления обоснованной цены угля?
— Цены на угольную продукцию не регулируются, поскольку угледобывающие предприятия не относятся к естественным монополиям и в соответствии со ст. 11 Закона Украины "О ценах и ценообразовании" используют свободные цены, устанавливаемые субъектами хозяйствования самостоятельно по согласию сторон.
Украинский уголь отличается высоким содержанием золы и серы. Это ограничивает его экспортные возможности, несмотря на наличие обогатительных фабрик. Низкое качество угля снижает эффективность эксплуатации угольных электростанций и увеличивает выбросы. Дефицит коксующегося угля высокого качества приводит к тому, что Украина должна импортировать его для производства кокса путем смешивания с отечественным углем.
Особенностью ценовой политики в угольной сфере является то, что она законодательно базируется на рыночном ценообразовании, но сопряжена с элементами государственного регулирования (установление фиксированной цены на энергетический уголь для поставки на генерирующие компании ТЭС).
В соответствии с Законом Украины "О естественных монополиях", для тепловых электростанций, как потребителей энергетического угля, применяется государственное регулирование тарифов на электро- и теплоэнергию. Поэтому традиционные, наиболее распространенные методы ценообразования, такие как "издержки + прибыль", "целевая прибыль" и другие, в этом случае не подходят из-за высокой себестоимости угольной продукции, которая не компенсируется приемлемой для ТЭС ценой топлива.
Учитывая разные условия ценообразования для угольных шахт и ТЭС, высокую себестоимость отечественной угольной продукции и общественную необходимость ее производства, предполагается, что для государственных предприятий необходимо устанавливать государственные фиксированные цены на энергетический уголь для ТЭС и оказывать государственную поддержку шахтам на покрытие издержек производства и на его воспроизводство.
Согласно действующему законодательству, полномочия органов исполнительной власти и исполнительных органов городских советов по регулированию цен (тарифов) утверждены постановлением Кабинета Министров Украины №1548 от 25.12.1996 г "Об установлении полномочий органов исполнительной власти и исполнительных органов городских советов по регулированию цен (тарифов)".
Средневзвешенная цена закупки 1 т угля в течение года закладывается в прогнозном балансе электроэнергии, топлива и расходов генерирующих компаний ТЭС. Формирование прогнозной оптовой рыночной цены электрической энергии и цены покупки угольной продукции для тепловой генерации, в соответствии с постановлением Национальной комиссии, осуществляющей государственное регулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг (НКРЭКУ) №289 от 3.03.16 г., осуществляет НКРЭКУ. Ни Минэнергоугля, ни ГП "Держвуглепостач" полномочий по установлению цены не имеют.
25 июля 2016 г. в Минэнергоугля прошло совещание, на котором достигнута договоренность о необходимости повышения с 1 августа 2016 г. для государственных шахт цены 1 т угольной продукции для нужд тепловых электростанций энергогенерирующих компаний и тепловых электроцентралей до 1 370.0 грн (без НДС и расходов на транспортировку) с учетом базовых показателей качества без изменения оптовой рыночной цены электрической энергии.
— Необходимы ли государственным шахтам дотации, и в каком объеме?
— В настоящее время угольная промышленность Украины оказалась в ситуации, когда дальнейшее промедление с решением проблем отрасли приведет к крайне негативным последствиям.
Причиной такого состояния стало отсутствие необходимого финансирования со стороны государства угледобывающих предприятий, которые по объективным причинам не могут в полном объеме зарабатывать деньги для своего функционирования. Это связано с чрезвычайно сложными горно-геологическими условиями залегания угольных пластов, что заставляет принимать неординарные технологические решения по подготовке запасов и их добыче.
Дефицит собственных средств и существенное уменьшение государственной поддержки отрасли по всем бюджетным программам, начиная с 2015 г., привели к срыву выполнения программ по подготовке запасов и вводу очистных забоев, проведению горных выработок, к росту задолженности и невозможности выплачивать в полном объеме текущую заработную плату. Это повысило социальную напряженность и протестные настроения в шахтерских коллективах и угледобывающих регионах.
Отсутствие средств на техническое переоснащение угледобывающих предприятий Минэнергоугля, зарегистрированных и осуществляющих свою деятельность на территории, на которой органы государственной власти осуществляют в полном объеме свои полномочия, привело к уменьшению количества очистных забоев, что является основным фактором невыполнения установленного плана по добыче угля.
С начала 2016 г. на угледобывающих предприятиях введены в работу из запланированных 10 лав только 7 очистных забоев, а из эксплуатации в связи с полной отработкой запасов выбыли 11 лав. Количество действующих лав по сравнению с началом года уменьшилась на 7 единиц и составляет 43 забоя.
Что касается оборудования для проведения очистных работ, то в настоящее время имеющийся парк секций механизированной крепи по угледобывающим предприятиям Минэнергоугля составляет 11 180 единиц, из которых в работе находится только 3 738. Уровень использования этого вида оборудования составляет 33.4%, что почти на 40% ниже нормативного. Очистных комбайнов имеется 138 единиц, а в работе — 34 единицы (уровень использования - менее 25%, что более чем на 40% ниже нормативного). Аналогичная ситуация и по другим видам забойного оборудования.
Исходя из среднего ресурса работы, по выводам института "Донгипроуглемаш" и заводов-производителей АО Corum Ukraine, каждая единица механизированной крепи требует капитального ремонта каждые 2.8 года эксплуатации, а очистные комбайны — через 1.3 года.
Для поддержания в рабочем состоянии имеющегося количества работающего оборудования в соответствии с нормативами использования, необходимо ежегодно обеспечивать 3 тыс единиц секций механизированной крепи и 35 очистных комбайнов. Кроме того, для обновления парка горно-шахтного оборудования необходимо ежегодно закупать 25-30% новой горной техники.
Отдельного рассмотрения требует вопрос состояния оборудования стационарных установок шахт, которое исчерпало установленный ресурс более чем на 70%. Требует замены 28% подъемных машин, 39% вентиляторов главного проветривания, 39% стационарных компрессоров, около 24% насосных установок на водоотливных комплексах и т.д.
Дефицит собственных средств и отсутствие бюджетного финансирования на техническое перевооружение привели к росту аварийности на машинах и механизмах, несвоевременному вводу в работу очистных и проходческих забоев.
Так, за 6 мес. 2016 г. проведено лишь 18.2 км вскрышных и подготовительных выработок против 66.3 км в 2015 г. На начало года на подчиненных министерству предприятиях насчитывается 111 проходческих комбайнов, из которых только 56 в работе (коэффициент использования — 50%).
Уменьшение объемов проведения горных выработок и удельного веса проведения выработок с мехнагрузкой обусловлено, в первую очередь, отсутствием средств предприятий на закупку металлоарочной крепи. Из-за отставания от программы проведения горных выработок не подготовлено горными работами только в текущем году более 2 млн т угля.
Увеличиваются объемы выработок, закрепленных деревом. А это уменьшает сечение выработок, ухудшает условия их крепления и, как следствие, негативно отражается на уровне безопасности.
Что касается фронта очистных работ, то если в 2013 г. было введено 73 новых очистных забоя, то в 2014 г. — 49, а в 2015 г. — 20. То есть за три года ввод новых лав сократился в 3.6 раза.
Отсутствие источников финансирования (собственных, госбюджета и инвестиций) на пополнение оборотных средств и оснащение новых лав с учетом значительного износа основных фондов привело к тому, что в 2013-2015 гг. в работу не были введены 64 очистных забоя. Общие потери добычи рядового угля составили почти 5 млн т или 3.2 млн т товарной продукции на сумму 2 млрд грн в фактических ценах за эти годы.
— Какой объем финансирования предусмотрен для углепрома?
— Согласно предельным объемам по подготовке бюджетных запросов, доведенным Минфином, в проект государственного бюджета на 2017 г. и проект прогноза на 2018-2019 гг. на угольную отрасль предусмотрено только 2 бюджетные программы:
-
- КПКРК (код программной классификации расходов и кредитования госбюджета) 1101070 "Реструктуризация угольной и торфодобывающей промышленности" — 540.0 млн грн только на 2017 г.;
- КПКРК 1101100 "Горноспасательные мероприятия на угледобывающих предприятиях" — по 290.0 млн грн на 2017-2019 гг.
На 2017-2019 гг. расходов бюджета не предусматривается вообще по следующим бюджетным программам, финансируемым в 2016 г.:
-
- КПКРК 1101110 "Государственная поддержка угледобывающих предприятий на частичное покрытие расходов по себестоимости готовой товарной угольной продукции";
- КПКРК 1101530 "Государственная поддержка строительства шахты №10 "Нововолынская".
Такие объемы бюджетного финансирования губительны для угольной отрасли и приведут к финансовому краху большинства шахт и значительным социальным потрясениям с непредсказуемыми последствиями в шахтерских регионах.
Для недопущения такого положения и создания благоприятных условий на непродолжительный срок (2-3 года) для активного реформирования государственного сектора угольной промышленности путем его оптимизации и реструктуризации, по предварительным расчетам, необходимо предусмотреть на 2017 г. следующие объемы финансирования по бюджетным программам:
-
- КПКРК 1101110 "Государственная поддержка угледобывающих предприятий на частичное покрытие расходов по себестоимости готовой товарной угольной продукции— 3.248 млрд грн;
- КПКРК 1101100 "Горноспасательные мероприятия на угледобывающих предприятиях" — 456.331 млн грн;
- КПКРК 1101530 "Государственная поддержка строительства шахты "Нововолынская № 10" — 450 млн грн;
- КПКРК 1101070 "Реструктуризация угольной и торфодобывающей промышленности" — 920 млн грн.
— По данным АМКУ, с 2 августа 2017 г. Украина внедряет европейские принципы госпомощи, согласно которым бюджетное финансирование возможно только на закрытие шахт? Какой объем финансирования требуется на эти цели?
— Угольная промышленность Украины отличается чрезвычайно сложными природными (горно-геологическими) условиями разработки месторождений, низким техническим уровнем большинства предприятий и поэтому нуждается в весомой государственной поддержке.
Преобразование угольной промышленности на самоокупающуюся отрасль возможно в случае осуществления ее радикальной реструктуризации (закрытие глубоко убыточных шахт, реконструкция и техническое перевооружение остальных действующих шахт, строительство новых рентабельных угледобывающих предприятий), для чего необходимо длительное время, в течение которого должна действовать разноплановая эффективная система государственного субсидирования промышленности.
Существует объективная необходимость временного предоставления государственной поддержки угольной промышленности для ее финансового оздоровления (погашение кредиторской задолженности, повышение уровня заработной платы, восстановление амортизационных средств), для обеспечения сбалансированности доходов и расходов и для ускорения реструктуризации отрасли (закрытие бесперспективных и модернизация перспективных шахт, строительство новых рентабельных угледобывающих предприятий).
В соответствии со ст. 107 Консолидированной версии Договора о Европейском Союзе и Договора о функционировании Европейского Союза (2010/С83/01) разрешена помощь, которую в любой форме предоставляет государство-член или предоставленная за счет государственных ресурсов, если она не искажает и не угрожает исказить конкуренцию, совместима с внутренним рынком и не влияет на торговлю между государствами-членами.
В соответствии с третьим абзацем п. 2 ст. 108 Консолидированной версии договора о Европейском Союзе и Договора о функционировании Европейского Союза (2010/С83/01), как отступление от ст. 107 или регламентов, предусмотренных в ст. 109, Совет по обращению государства-члена может единогласно принять решение, если оно оправдано исключительными обстоятельствами, о том, что помощь, которую это государство предоставляет или намеревается предоставить, признана совместимой с внутренним рынком.
Вопрос о необходимом объеме бюджетных ассигнований на закрытие шахт относится к компетенции Отдела реализации программ реструктуризации и проектно-технического сопровождения ликвидации предприятий Департамента угольно-промышленного комплекса Минэнергоугля.
Совместимость с внутренним рынком
Совместимой с внутренним рынком является: 1. Помощь социального характера, предоставляемая отдельным потребителям, при условии, что она предоставляется без дискриминации на основании происхождения соответствующих товаров. 2. Помощь для ликвидации последствий стихийного бедствия или чрезвычайных ситуаций. 3. Помощь, оказанная (к примеру) экономике отдельных регионов Федеративной Республики Германии, подвергшихся воздействию разделения Германии, в той мере, в какой такая помощь необходима для компенсации экономических потерь, вызванных таким разделением. Через пять лет после вступления в силу Лиссабонского Договора, Совет, действуя по предложению Комиссии, может принять решение, отменяющее этот пункт. Совместимой с внутренним рынком можно считать: 1. Помощь, которая способствует экономическому развитию регионов с чрезвычайно низким уровнем жизни или высоким уровнем безработицы, и регионов, указанных в статье 349, учитывая их структурную, экономическую и социальную ситуацию. 2. Помощь, способствующая осуществлению важного проекта совместного европейского интереса или устраняющая вред функционированию экономики государства-члена. 3. Помощь, которая способствует развитию определенных видов экономической деятельности или определенных сфер экономики, если такая помощь не влияет негативно на условия торговли в такой степени, что это противоречит общим интересам. 4. Помощь, способствующая культурному развитию и сохранению культурного наследия, если такая помощь не влияет на условия торговли и конкуренции в Союзе в такой степени, что это противоречит общим интересам. 5. Другие категории помощи, которые могут быть определены решением Совета по предложению Комиссии. |