Газовые вопросы

Новые возможности и перспективы газового рынка Украины

В октябре в Киеве пройдет Второй украинский газовый форум. Экспертный совет по вопросам развития газовой промышленности и рынка природного газа провел пресс-конференцию, на которой эксперты рассказали о предстоящем мероприятии и ответили на наиболее актуальные вопросы.

Владимир МИХАЙЛОВ

Судьба "Укртрансгаза"

Наибольший интерес вызвал вопрос отделения ПАО "Укртрансгаз" от НАК "Нафтогаз Украины". Как заявил президент ООО "Грант Торнтон Украина" Александр Чалый, этот вопрос станет одним из ключевых тем форума. По его мнению, отделение – это необходимый шаг на пути построения полноценного рынка газа.

"Необходимо сделать андбандлинг (разделение на несколько компаний) НАК "Нафтогаз Украины" — разделить транзитера и поставщика газа. Когда они объединены, это монополия, и она повышает цены как на услуги, так и на ресурс. Андбандлинг — это требование Третьего энергопакета, и мы очень задерживаемся с выполнением данного требования. Это обязательство Украина взяла на себя в 2012 г., уже прошло более четырех лет.

Когда произойдет полный андбандлинг, активы ПАО "Укртрансгаз" вырастут в цене. Мы не знаем, когда это будет. Когда нам говорят, что это произойдет , когда будет решение Стокгольмского арбитража, я как юрист не могу сказать, когда он завершится. Но я знаю одно – что ПАО "Укртрансгаз" является очень привлекательным, прибыльным производством. А много рисков сегодня, хотя бы с точки зрения дисциплины платежей на рынке газа, несет на себе НАК "Нафтогаз Украины". Поэтому когда эти активы будут разделены, это будет позитивным сигналом с точки зрения рыночной стоимости ПАО "Укртрансгаз", - сказал А.Чалый.

ПАО "Укртрансгаз" в начале сентября взяло "под опеку" Министерство экономического развития и торговли — в устав НАК "Нафтогаз Украины" были внесены соответствующие поправки. Это вызвало резкую реакцию за рубежом, на которую, в свою очередь, последовали оперативные действия украинского правительства. 17 сентября управляющий директор ЕБРР по Восточной Европе и Кавказу Фрэнсис Малиж выразил обеспокоенность решением о передаче "Укртрансгаза" МРЭТ. 18 сентября координатор Государственного департамента США по международным энергетическим вопросам Амос Хокстайн заявил представителям украинской делегации в Вашингтоне, что если Киев не урегулирует ситуацию с "Укртрансгазом", США могут прекратить оказывать помощь Украине в энергетической и финансовой сферах. Уже на следующий день на совещании у премьера Владимира Гройсмана поправки в уставе НАК "Нафтогаз Украины" были отменены.

Александр Домбровский, и.о. председателя Комитета ВР по вопросам топливно-энергетического комплекса, ядерной политики и ядерной безопасности, который принимал участие в этом совещании, заявил, что не видит в происходящем вокруг "Укртрансгаза" никакой закрытой политической ситуации.

"Все банально просто. Правительство 1 июля под определенным давлением приняло решение об андбандлинге. Это — требование наших европейских партнеров и обязательство украинской стороны. Было принято соответствующее постановление и перечень тех шагов, которые должны сделать НАК "Нафтогаз Украины", Минэнергоугля, Минэкономразвития и другие государственные институции для того, чтобы двигаться в этом направлении. К сожалению, есть внутренний конфликт между НАК "Нафтогаз Украины" и ПАО "Укртрансгаз". Этот конфликт, с одной стороны, связан с решениями, которые приняло правление НАК "Нафтогаз Украины" без обсуждения независимым наблюдательным советом, который уже создан, с желанием абсолютно прозрачной процедуры закупок и пр. С другой стороны, это привело к торможению закупок и подготовки ПАО "Укртрансгаз" к новому отопительному сезону, а объем проблем и работ очень большой, и это было причиной того, почему это решение было принято — чтобы разрулить этот внутрикорпоративный конфликт", - сказал он.

По его мнению, Министерство экономического развития и торговли, выполняя постановление правительства по андбандлингу, приняло стратегически абсолютно правильное решение. Тактически это решение не было правильным, потому что НАК "Нафтогаз Украины" — контрактант по транзиту российского газа, что является серьезным аргументом и инструментом в Стокгольмском арбитраже. "К этому надо очень осторожно подходить. И принимая решение внутри страны в отношении НАК "Нафтогаз Украины", надо учитывать, что надо сделать, чтобы не навредить Стокгольмскому арбитражу", — отметил А.Домбровский.

Он также напомнил, что НАК "Нафтогаз Украины" брала кредит у Европейского банка реконструкции и развития, в условиях которого четко прописаны все процедурные моменты. Согласно этим условиям, украинская сторона взяла на себя обязательство не проводить никаких изменений в управлении НАК "Нафтогаз Украины" без согласования с кредитором (т.е. с ББРР), за исключением того, что соответствует требованиям третьего энергопакета. "Поэтому статус-кво правительство восстановило, вчера рабочая группа собралась, была достаточно горячая дискуссия. Мы снова вернулись к тому постановлению, которое было утверждено правительством 1 июля, и я убежден, что в рамках этого графика мы будем идти и дальше", — добавил А.Домбровский.

А.Чалый согласен со своим коллегой: "С точки зрения сути, решение Минэкономразвития было абсолютно правильное стратегически. С точки зрения формы, процесса принятия, нужно было провести больше консультаций с заинтересованными сторонами, в том числе иностранными банками. Но если соответствующее постановление украинского правительства про андбандлинг еще неделю назад выглядело как окончательное, то сегодня в результате этой дискуссии создана рабочая группа, которая вместе с нашими иностранными партнерами должна еще раз проанализировать все аспекты того, как будет проводиться андбандлинг", — сказал он.

Детали разделения "Нафтогаза Украины"

А.Чалый уверен, что дискуссия об андбандлинге НАК "Нафтогаз Украины" и ее отношениях с ПАО "Укртрансгаз", которая идет последние несколько дней, станет одной из ключевых тем Второго украинского газового форума.

"Поскольку табу на то, чтобы посмотреть критично на постановление Кабмина про андбандлинг снято (на мой взгляд), то в этом постановлении НАК "Нафтогаз Украины" оставляет под собой "Укргаздобычу". Но я убежден, что если игроки на рынке газа хотят либеральный и высококонкурентный рынок газа, то они должны быть заинтересованы, чтобы не было одного монополиста. Тогда для меня, как потребителя, будет лучше, если "Нафтогаз Украины" покупает газ и поставляет его на рынок, у него есть свои возможности разрабатывать новые месторождения, в том числе и за границей. Но я бы стоял на том, что "Укргаздобыча" должна напрямую поставлять газ на украинский рынок. Тогда мы получим большую конкуренцию. Чем больше конкуренции будет на рынке, чем меньше он будет монополизирован, тем больше будет падать цена на рынке", — сказал он.

В этом контексте также очень интересным элементом дискуссии является то, каким образом проводить реформирование НАК "Нафтогаз Украины", чтобы компания по сути соответствовала всем требованиям третьего энергопакета. За год, прошедший с момента принятия Закона о рынке газа, так и не удалось разделить ПАО "Укртрансгаз" и НАК "Нафтогаз Украины". "Попытка МЭРТ сделать это вызвало яростное сопротивление. По моему мнению, создание правительственной рабочей группы, которая будет искать конечные пути разделения "Нафтогаза"иУкртрансгаза", было мудрым решением", — отметил А.Чалый.

Леонид Униговский, председатель ОО "Экспертный совет по вопросам развития газовой промышленности и рынка природного газа" высказал опасение, что "Укргаздобыча" в силу своего масштаба может стать новым монополистом на рынке в случае отделения.

"Если мы говорим о классике, то при начале приватизации "Укргаздобыча" должна быть разделена на несколько небольших компаний, чтобы рынок действительно был конкурентным. Эти вопросы также будут обсуждаться на форуме", — сказал он.

Вызывает вопросы предполагаемое выделение газохранилищ в отдельную компанию. Экономические расчеты показывают, что отделение газохранилищ от "Укртрансгаза" влечет определенные риски с технической точки зрения. По оценкам А.Чалого, если будет создано самостоятельное юридическое лицо, на которое будет возложено управление газохранилищами, то очень сложно рассчитывать, что, по крайней мере, первые пять лет оно будет прибыльным. При этом возникнет вопрос, кто возьмет на себя покрытие убытков — государство или кто-то еще. Таким образом, для того чтобы украинский газовый хаб на западе начал работать и стал экономически самостоятельным, необходимо время.

"Поэтому, мне кажется, когда рабочая группа начнет работать, одним из ключевых вопросов станет анализ экономической целесообразности создания двух предприятий — по транзиту и по хранению газа. Есть вопросы по экономической способности последнего работать прибыльно, если ориентироваться на европейские тарифы по хранению", — добавил А.Чалый.

А.Домбровский сообщил, что в Украине начинаются две большие программы по полному аудиту газовых хранилищ, в том числе технического и инженерного аудита. Средства на проведение программ выделили европейские партнеры.

"Инженерная система, которая проектировалась во времена СССР и для транзита, и для экспорта, и для внутреннего обеспечения, имеет достаточно высокую степень надежности. И необходимо понимать, что надо для транзита, для внутреннего распределения газа, какие газовые хранилища должны работать только в режиме транзита, а какие могут работать и в автономном режиме. Нужен серьезный технический аудит", — сказал А.Домбровский.

По словам А.Чалого, проведение такого аудита демонстрирует профессиональный подход к разделению НАК "Нафтогаз Украины".

"Мы уходим от простого подхода "давайте разделим". Потому что мы видим, что есть определенная часть хранилищ, которые было бы технологически очень опасно отделять от "Укртрансгаза", а с другой стороны — в Советском Союзе всегда было чрезмерное резервирование, а значит — есть определенные хранилища, на основе которых можно создать украинский газовый хаб. Сегодня в рамках рабочей группы вопрос разделения транзита и хранения газа получит новый импульс для дискуссий", – сказал А.Чалый.

Крымский шельф

Хотя проблема Черноморского шельфа не входит непосредственно в круг вопросов, которые будут обсуждаться на форуме, эксперты уделили внимание и этой проблеме.

"Если бы мы сегодня контролировали свои месторождения на Черном море, у нас было бы больше собственного газа и больше перспектив получить его в будущем", — сказал А.Чалый.

"Дело не только в Крымском шельфе, дело в том, что есть Одесское и Голицинское месторождения, которые ближе к Украине. Эти месторождения вообще не в зоне Крыма, они ближе к Одессе, Николаеву. То есть это – как раз та проблема, которая сейчас является очень принципиальной", — считает Л.Униговский.

А.Домбровский сообщил, что уже заявлял о необходимости более активно поднимать вопрос Черноморского шельфа на недавнем совещании по увеличению добычи в Украине с участием премьер-министра на Шебелинском месторождении.

"У нас есть "Черноморнафтогаз", который утратил колоссальные ресурсы, украинское государство утратило их в связи с аннексией Крыма. Если взять основные фонды, активы и тот энергетический ресурс, который добывался и который мы должны были добывать, те запасы, которые там были, то это десятки миллиардов. Учитывая, что "Черноморнафтогаз" существует, у него есть лицензии, есть месторождения, которые, по нашим оценкам, могут достаточно быстро дать 1-1.5 млрд куб м дополнительной добычи в год. Поэтому я считаю, что эта тема очень важна в плане энергетической безопасности, и правительству следует быстро двигаться вперед в этом направлении", — сказал он.

Существует ли рынок?

Второй газовый форум носит название "Создание газового рынка: имитация или реальность?", и вопрос о том, существует ли рынок уже сейчас, также обсуждался на пресс-конференции. Мнения разошлись.

Л.Униговский считает, что о существовании полноценного рынка говорить рано. "У нас еще нет стопроцентного газового рынка. С точки зрения конкурентного рынка, движение сейчас замедлилось. Объективная причина этого — смена правительства. Что делать дальше? По результатам Первого газового форума были разработаны рекомендации. Частично они выполнены, но, честно говоря, более половины, к сожалению, выполнено не было", — отметил эксперт.

А.Домбровский уверен, что рынок уже фактически есть: "У нас на сегодня есть более 10 официальных импортеров газа, которые из ЕС импортируют газ в Украину. У нас есть более 100 газовых трейдеров, которые конкурируют между собой по цене и качеству, образуя рынок газа", — говорит он. Кроме того, принятый в прошлом году Закон о рынке газа затрагивает гораздо более обширный круг вопросов, нежели просто наличие разных поставщиков. "Закон о рынке газа, который мы принимали в парламенте, очень многосторонний. Сегодня важен не только сжиженный газ, не только сланцевый газ. Интересные для Украины технологии есть по пиролизному газу, по синтез-газу с учетом того, что у нас много аграрных и муниципальных отходов, которые нам надо утилизировать", — сказал он, выразив уверенность, что эти вопросы также будут обсуждаться на газовом форуме, если не на Втором, то на Третьем.

Copyright © ЦОИ «Энергобизнес», 1997-2025. Все права защищены
расширенный поиск
Close

← Выберите раздел издания

Искать варианты слов
 dt    dt