Логика нефтяных и человеческих миллиардов

Сделка Essar: экономика и геополитика
На минувшей неделе ведущая нефтегазовая компания России НК "Роснефть" объявила о приобретении в партнерстве с швейцарским трейдером "Трафигура" и российским фондом United Capital Partners 98% в индийской компании Essar за $12.9 млрд. Из этого пакета, купленного альянсом, 49% будут принадлежать непосредственно "Роснефти".
Дмитрий МОСИЕНКО, главный редактор журнала OILMARKET, специально для журнала "ЭнергоБизнес"
"Роснефть": ход индийским слоном
Оглушительная по масштабу в наше кризисное время и потенциальному влиянию на рынки сделка была совершена столь юридически аккуратно, что не нарушила никаких санкций, под которые сегодня модно подводить российские компании и чиновников. Сделка юридически совершенно чистая, — заявил глава Essar Group Прашант Руя. Essar Group является жемчужиной в индустриальной империи братьев Руя, которые занимаются нефтепереработкой и нефтедобычей, природным газом, развитием портовой инфраструктуры и электроэнергетикой. В Индии все больше внимания стремятся уделять "зеленой" энергетике, и не исключено, что возможность погасить долги Essar и "выйти в кэш" из этого бизнеса — это возможность для братьев Руя уделить больше внимания своим проектам в других отраслях.
Сам поход на индийский рынок у многих ассоциируется с известной старой попсовой ремаркой лидера ЛДПР Жириновского, обещавшего вымыть сапоги русских солдат в Индийском океане. На практике, однако, усилия "Роснефти" предполагают отнюдь не милитаристский рывок, а большую, многолетнюю и напряженную созидательную работу.
Россияне, с присущей им непоколебимой верой в успех, принялись выполнять намеренное. Одним из форматов сотрудничества "Роснефти" с Essar предполагается строительство россиянами нескольких тысяч заправочных комплексов, в строительстве которых поднаторели многие подразделения "Роснефти" — как "ТНК-ВР", так и собственно "Роснефть", а ныне уже и "Башнефть".
Этот рывок в индийский downstream сулит многомиллиардные доходы российскому гиганту. В предстоящие несколько лет цена на нефть, как сходятся во мнении такие влиятельные исследовательские центры, как Международное энергетическое агентство (IEA) и Агентство энергетической информации (EIA) США, будет оставаться в пределах $60/бар. Это дает все основания полагать, что маржинальность (то есть концентрация прибыли именно в этом сегменте нефтяной отрасли) как нефтепереработки, так и розницы будет весьма высокой.
В свете этого, недавние приобретения "Роснефтью" контрольных пакетов НПЗ в Италии, Германии, а также Индии открывают беспрецедентные дополнительные возможности не только для стабильного и диверсифицированного экспорта российской нефти, но и для пополнения потоков иностранной валюты "в закрома" российской компании и российский бюджет за счет экспорта нефтепродуктов.
Чтобы было понятнее, насколько такая сделка важна для Индии, можно провести красноречивую параллель, сравнив по важности НПЗ и сети АЗС Essar в Индии с Кременчугским НПЗ и огромной сетью АЗС "Привата" в Украине, владеющего прямо или косвенно четвертью заправок в стране. НПЗ Essar мощностью 20 млн т в год уже несколько лет, как не крупнейший в стране, уступив пальму первенства гигантскому НПЗ Reliance Industries plc, также расположенному в Гуржате в штате Джамнагар на западе страны, с беспрецедентной мощностью 64 млн т в год. Однако общий вес перерабатывающего и маркетингового бизнеса Essar для стабильности экономики миллиардной Индии очень велик.
Кроме того, Essar имеет преимущество, владея наливным терминалом на побережье Индийского океана, где могут не только приниматься крупнотанкерные партии нефти, но и отгружаться на экспорт в удаленные регионы партии моторных топлив.
Помимо развития сети АЗС Essar в нескольких штатах Индии, "Роснефть" планирует вложить несколько миллиардов долларов в развитие собственно нефтеперерабатывающих мощностей. Уже сегодня более 50% выпускаемых НПЗ Essar ДТ и бензина подходят под спецификацию Евро-4 и Евро-5 и отгружаются на экспорт не только на Северо-Запад Европы или в Средиземноморье, в частности, в Турцию, но и Австралию и Новую Зеландию. Участники сделки "Роснефти", "Трафигуры" и Essar убеждены, что поставки сырья российской компанией существенно улучшат экономику переработки на НПЗ Essar, основным рыночным козырем которого прежде была лишь дешевизна многочисленной рабочей силы. Для усиления своих позиций "Роснефть" намерена резко увеличить закупки и поставки в Индию очень дешевой, но и очень тяжелой венесуэльской нефти, которая на сегодня составляет порядка 12% всего нефтяного импорта Индии.
Для переработки этих тяжелых и очень вязких объемов "Роснефти" придется построить комплексы по переработке тяжелых остатков, а также направлять в Индию и свою нефть, поскольку без разбавления более легкими сортами нефти перерабатывать венесуэльскую нефть невозможно.
Аналитики отмечают, что "индийский рывок" "Роснефти", особенно в сфере переработки, может резко изменить расклад сил в перерабатывающей отрасли в Юго-Восточной Азии. Прежде здесь доминировали сингапурские и китайские переработчики, уже вложившие десятки миллиардов долларов в создание своих global reach refineries — современных НПЗ глубокой переработки и мощностей нефтехимии, способных поставлять современные топлива и другие продукты нефтепереработки практически в любой регион мира. Теперь, имея современные мощнейшие комплексы нефтепереработки в Джамнагаре и стабильные надежные поставки экономически доступного сырья, индийские переработчики будут иметь все шансы обострить конкуренцию как на западном направлении (Северо-Западная Европа, Атлантическое побережье США), так и на рынках Австралии, Новой Зеландии и стран Юго-Восточной Азии.
Как и всякое новое направление экспорта российской нефти (так было с трубой в Китай или отгрузками с тихоокеанского терминала в Козьмино), масштабные поставки сырья в Индию имеют все шансы обострить борьбу за оптимальное ценовое предложение для потребителей российской нефти в Восточной Европе. И хотя, скажем, украинские НПЗ уже 9 лет не получают российские объемы по системе "Транснефти", а потребители вынуждены в значительной мере довольствоваться импортом бензинов и ДТ, увеличение цен на поставки на НПЗ Беларуси также могут отозваться ценовым эхом для украинских потребителей, поскольку белорусские НПЗ поставляют львиную долю импортируемых в Украину бензинов и дизтоплив. Опыт импорта венесуэльского сырья в Беларусь в 2010 г. и вовсе оказался малопривлекательным.
Потуже затянув поясок
Между тем, Американское агентство энергетической информации (EIA) опубликовало свои исследования относительно того, как период низких цен на нефть отразился на корпоративных доходах российских компаний и доходах бюджета. Если в 2015 г. цена на маркерный сорт Брент упала на 47% по сравнению с 2014 г., то в первой половине 2016 г. цена по сравнению с первым полугодием 2015 г. упала еще на 31%. Характерно, что в период низких цен на сырье нефтяные компании оставляют себе большую долю доходов, а доходы госбюджета падают еще быстрее, чем нефтяные цены, что в начальный период после резкого обвала цен существенно отразилось на социальной ситуации в России.
В период с 2014 г. по 2016 г. доходы российского бюджета от добычи нефти и природного газа упали соответственно на 21% и 29%.
Однако при этом, что характерно, многие российские компании в рублевом исчислении увеличили свои инвестиции в развитие производства или испытали лишь незначительный спад.
Российский государственный гигант НК "Роснефть" и независимый частный гигант "ЛУКОЙЛ", которые в сумме добывают половину всех 550 млн т в год российской нефти, вполне иллюстративны в этом плане.
"Роснефть" нарастила капитальные вложения в развитие нефте- и газодобычи и переработки с 350 млрд руб в 2014 г. ($10 млрд) до 275 млрд руб ($2.75 млрд) в I полугодии 2016 г. Очевидно, что рублевые вложения резко возросли, хотя инвестиции в долларах сократились почти вдвое.
У "ЛУКОЙЛА" инвестиции в рублях в разведку и добычу в России в 2015 г. сократились на 11% по сравнению с 325 млрд руб в 2014 г. А инвестиции в разведку и добычу в России в первой половине 2016 г. были на 2% ниже, чем 140 млрд руб, которые инвестировала компания в разведку и добычу за тот же период 2015 г.
Нехватка наличности обострилась до того, что в январе 2015 г. российское правительство было вынуждено объявить о продаже госдолей в ключевых добывающих компаниях — "Роснефти"иБашнефти". Предложение купить находящуюся под западными санкциями "Роснефть" не нашло адекватного ценового предложения, хотя активы компании, крупнейшего нефтедобывающего и нефтеперерабатывающего оператора России, пользуются колоссальной привлекательностью. Более того, в октябре 2016 г. российское правительство продало "Роснефти" за $5.3 млрд контрольный пакет в размере 50.08% "Башнефти", которая по-прежнему входит в десятку крупнейших нефтедобывающих компаний России. После этого российское правительство, которое контролирует 69.5% "Роснефти", отметило, что по-прежнему намерено продать 19.5% укрупнившейся "Роснефти".
В свете этой ситуации с инвестициями в российскую разведку и добычу, а также зарубежные downstream активы в Индии, не следует удивляться, если и этот пресловутый пакет "Роснефти" будет приобретен азиатскими инвесторами.