Перспективный ветер

В Украине инвесторам хватит работы еще на одно поколение
В Киеве уже не первый год проходят мероприятия, собирающие участников рынка "зеленой" энергетики, но "Украинский форум по альтернативной энергетике '16" стал самым представительным и, пожалуй, первым с акцентом на инвестиции.
Нина ШЕРШОВА
На Форуме среди приглашенных спикеров были представители правительства – вице-премьер Геннадий Зубко и министр энергетики и угольной промышленности Игорь Насалик. Партнерами форума выступили крупные зарубежные компании и Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР).
Одна из панелей Форума была посвящена украинской ветроэнергетике. Как и прежде, Украина интересна — просто потому, что имеет хороший ветроэнергетический потенциал. "Когда мы смотрим на украинский рынок, его потенциал, мы считаем, что тут нам всем хватит работы, по крайней мере, еще на поколение, – сказал генеральный менеджер EuroCape New Energy Limited Питер О’Брайен. — Мы считаем, что Украина вошла в тот переходный период, который переживает весь мир, переход с ископаемого топлива к альтернативным источникам энергии".
Но, несмотря на хорошие перспективы, высокие риски и некомпетентность чиновников отпугивают возможных инвесторов.
"Для этого надо скоординировать усилия — сейчас министерства и ведомства работают лишь по своим программам, лоббируют свои министерские интересы, а отрасль страдает, потому что уже сейчас надо лоббировать интересы отрасли не в каком-то одном министерстве, а в нескольких. А сами министерства и ведомства не координируют свои усилия. Сегодня нам члены правительства утверждают обратное, но мы этого не видим в реальной жизни", – сказал Питер О’Брайен, вероятно, имея в виду выступления на открытии форума.
Чиновники уже третий год заявляют о планах нарастить долю электроэнергии, получаемой из возобновляемых источников энергии, до 11% к 2020 г. — эта цифра была внесена в обновленную Энергетическую стратегию Украины. Участники форума относятся к этим заявлениям по-разному. Сооснователь и партнер Vindkraft Ukraina Фредрик Свинхуфвуд настроен скептически. "Кто может предсказать будущее? Но я все же осмелюсь сказать: нет, не выполните 11%. Никогда не выполните. Особенно, когда еще не приняты решения о сбалансировании расходов. Кстати, частные инвесторы говорят: если вы не подниметесь выше 5%, мы к вам никогда не придем. Тут не столько политическое решение, сколько интересы предпринимателей. Если взять на себя обязательство и не выполнять его – предприниматели не придут. Я в 11% не верю, ждать 11% к 2020 г. — нереалистично. 2 ГВт ветровой энергии при нынешних условиях, не больше. Попытка обмануть нас всех была прекрасной, но мы не поверили. Это нереалистичный показатель", — сказал он, отвечая на вопрос из зала.
Питер О’Брайен напомнил, что достижение декларируемых 11% вовсе не предполагается за счет интенсивного строительства ВЭС и СЭС. "Нам надо помнить, как Украина вышла на уровень 11%. В Украине в этот процент входят также большие ГЭС. А на них уже приходилось 7% энергомикса. Недавно этот показатель упал до 5.5% или даже 5%, но это все же значительная составляющая. Поэтому если убрать из 11% большие ГЭС, то для альтернативной энергетики остается не так уж и много", - сказал он.
Основная проблема – финансирование
Главный вопрос в развитии новых проектов — где взять на них деньги. "Все замыкается на наличии или отсутствии финансирования. Украина должна сделать себя привлекательной для инвесторов", – говорит Фредрик Свинхуфвуд. Он считает, что для этого надо продолжать избавляться от старых советских законодательных норм, хотя уже сейчас прогресс налицо. "Законодательство неплохое. Мы хотели бы сделать Украину новой Германией в отношении ветровой энергетики. Нормы законодательства уже есть, но их надо заточить под потребности международных финансовых институций, тогда все заработает. Основная проблема — получить привлекательные условия финансирования. Получить финансирование в Украине — очень энергоемко. Панацеи нет, надо попробовать разные варианты и посмотреть, что сработает лучше. Иногда международные финансовые институции дают кредит, если вы профинансируете 30, 40 или даже 50% проекта собственными средствами", - сказал он.
Надо понять, как вывести украинские проекты на мировой рынок капитала, продолжил Питер О’Брайен. По его словам, получить доступ к финансированию можно, если смягчить риски, связанные со страной. В Украине преимуществ больше, чем рисков, но риски и преимущества нужно сбалансировать. Одним из основных преимуществ является высокая ставка "зеленого" тарифа — 10 евроцентов до 2029 г. А отраслевая переоценка "зеленого" тарифа с весны 2014 г. по лето 2015 г. подтвердила, что альтернативная энергетика имеет будущее в Украине в рамках энергетического микса.
Кроме того, в Украине очень хороший ветровой потенциал. "В Украине прекрасные ветровые ресурсы мирового класса. Если ветер превышает 7 м/с, это уже долгосрочный потенциально интересный проект", — говорит П.О`Брайен.
По его словам, законодательно-нормативная база уже достаточно хорошая, но все же нуждается в доработке. "Сейчас проходит второе чтение законопроект о реформировании сектора электроэнергетики, там есть очень чувствительный вопрос сбалансирования цен. Надо очень осторожно относиться к нашей отрасли, это касается и ветра, и солнца", - говорит Питер О’Брайен. Надо установить максимальный уровень возврата капитала тем, кто вложится по "зеленому" тарифу до 2029 г. Если этого не сделать, то со временем может появиться еще одна неизвестная переменная во время процесса планирования новых проектов. "Вот мы садимся, смотрим наши планы, и что такое Украина? Экономическая, политическая, военная нестабильность. И поэтому и отрасль, и правительство должны это урегулировать. Одно из предложений, которое я слышал от отрасли — установить максимальный показатель в отношении сбалансирования расходов до 2029 г. Скажем, 5% от общей ставки "зеленого" тарифа. И когда мы обращаемся к рынку капитала, ищем кредиты у наших партнеров, мы им говорим: мы не знаем, как все будет происходить, но в худшем случае мы получим балансирование расходов на уровне 5% "зеленого" тарифа.
С той ставкой, какая есть сейчас, при вводе в эксплуатацию ветропарка используется ставка "зеленого" тарифа до 2029 г. Если ввод в эксплуатацию произойдет в 2017 г., то вам надо сбалансировать расходы от 2017 г. до 2029 г. Тогда это добавит инвесторам уверенности и готовности вводить в эксплуатацию как можно больше мощностей, и как можно раньше. Это и будет позитивным сдвигом с места. И про это в отрасли сейчас очень много говорят", — поделился Питер О’Брайен.
Вопрос привлечения финансирования стоит на первом месте не только в Украине, но и в соседних с ней странах, в том числе в Турции. "В Турции состояние ветровой энергетики чудесное. Возможно, эта отрасль уже дошла до своих разумных лимитов, и это нормально. Но опять-таки, все упирается в вопрос наличия финансирования", — сказал заместитель генерального директора одной из крупнейших строительных компаний Турции Умит Ямантурк. Именно высокий тариф сделал возможным инвестиции в эту страну, хотя позже в качестве инструмента стимулирования начали использовать аукционы, организуемые для распределения контрактов на поставку мощности. "Турецкий опыт был также изначально основан не на тендерах и аукционах, а на тарифах. Я был тем, кто подписывал первый контракт, это было в 2007 г. Никаких тендеров тогда не проводилось, правительство просто пыталось вообще привлечь людей в эту отрасль. Потом прошло несколько лет, и мы переключились с тарифа на проведение тендеров раз в два года. Система работает, она больше направлена на рынок", — сказал Умит Ямантурк. Украина, по его мнению, может пройти такой же путь. "Я считаю, что пока отрасль не заработает, про аукционы можно забыть, лет на пять-шесть", — сказал он.
Представитель General Electric подчеркнул, что инвесторов волнуют вопросы стабильности в стране. Чем выше уровень стабильности, чем меньше политические риски, тем быстрее предоставляется финансирование. К примеру, в скандинавских странах ставка тарифа вдвое меньше, чем в Украине, а доля возобновляемой энергетики намного больше. Власть, правительство должны создать рамочные условия привлечения инвестиций, причем не только со стороны больших игроков, которые и так уже зашли на рынок, но и со стороны небольших инвесторов.
Сложности с подсоединением к сети
Подсоединение к системе линий электропередачи всегда было одной из основных проблем при строительстве новых ВЭС. Решают ее компании по-разному, например Vindkraft Ukraina взяла на себя часть расходов. "Наша компания пошла по прагматичному пути – в системе денег нет, а если есть, то всегда не там, где нужно. Поэтому мы просто включили в наши бюджеты по разработке проектов полную оплату получения доступа, включая ремонт интерконнекторов облэнерго", — говорит Фредрик Свинхуфвуд. По его словам, из-за сложностей в отношениях с НЭК "Укрэнерго" его компания предпочитает иметь дело с облэнерго. "Наш опыт с облэнерго показывает, что с ними всегда можно конструктивно договориться. А с "Укрэнерго" это невозможно. "Укрэнерго" — это мишень, которая постоянно движется, в нее не попасть. Ты начинаешь с ними переговоры, а на следующий день уже пришел другой человек, а еще через день — снова новый человек. "Укрэнерго" это все-таки политический орган, его деятельность контролируют политики, а не бизнесмены. Поэтому с точки зрения предпринимателей есть лишь один путь — создать равные условия для всех, отказаться от "кормушек". Мы, например, не подсоединяемся, если нужна линия электропередачи выше 150 кВт, потому что тогда все остается на уровне облэнерго и можно подсоединяться через них, а выходить на уровень 220 или 300 кВт — это уже "Укрэнерго", и тогда все, забудьте, успеха никогда не будет", — говорит он.
EuroCape New Energy Limited таких сложностей не испытывает. "У нас интерконнекторы работают на 330 кВт, мы не работаем с облэнерго, мы работаем с "Укрэнерго", и с нашей точки зрения с ними работать легче, чем с облэнерго. Но это в Запорожье, а не в Херсоне. Традиции облэнерго варьируются от области к области. Мы боролись с НЭК "Укрэнерго" годами, но последние несколько лет с ними стало легко работать", - говорит Питер О’Брайен. Впрочем, нельзя сказать, что лучше стало во всех аспектах. Если раньше легко решался вопрос с землей под новые проекты, то в последние годы он решается очень сложно.
Питер О’Брайен также высоко оценил десятилетний план развития ОЭС Украины: "Это прекрасный документ, мне он понравился. НЭК "Укрэнерго" и государственные учреждения должны постоянно переоценивать условия сети, потому что они динамически меняются. Мы должны знать, где лучшие ветровые ресурсы и задавать себе вопрос, как можно усилить сеть".