Бермудский энерготреугольник

Украинская энергетика заблудилась в трех вершинах проблемного "треугольника", но выход есть
Структура энергетики нуждается в оптимизации, и оптимизировать ее следует так, чтобы наиболее эффективно использовать имеющиеся ресурсы. Об этом на конференции "Глобальные энергетические тренды сквозь призму национальных интересов Украины" заявил и.о. председателя Комитета Верховной Рады Украины по вопросам топливно-энергетического комплекса, ядерной политики и ядерной безопасности Александр Домбровский. Совокупность основных проблем структуры энергетики он сравнил с бермудским треугольником, у которого три вершины — это слишком большое потребление газа, избыточные мощности электрической генерации и низкая общая энергоэффективность экономики.
Владимир МИХАЙЛОВ
Если собственная добыча в Украине составляет порядка 20 млрд куб м, а дефицит — порядка 16 млрд куб м, то очевидно, что надо увеличить собственную добычу газа. "По потреблению газа все понятно. Мы поставили задачу — до 2020 г. увеличить добычу до 27 млрд куб м. Откровенно говоря, я думаю, что это не получится. Но мы имеем шанс добывать свой газ в пределах 25 млрд куб м. Остальное мы должны компенсировать внутренними энергетическими ресурсами", — считает Александр Домбровский.
Что касается электрической генерации, то ее мощности в Украине избыточны. "Если не затрагивать вопрос морального устаревания и физического износа оборудования в этой сфере, то генерация составляет порядка 54-55 ГВт, из которых активно используется 25 ГВт, в пиковые режимы — до 30 ГВт. Коэффициент запаса составляет 2%", — продолжил А.Домбровский.
Таким образом, с одной стороны, в Украине — дефицит природного газа как энергетического ресурса, с другой — профицит такого энергетического ресурса, как электрическая генерация.
Третья "вершина" — очень низкая энергоэффективность украинской экономики. "Она просто катастрофична. Отношение потребляемых ресурсов к ВВП, который сегодня составляет немного больше $90 млрд, фактически в пять раз меньше, чем в Польше, и в 10 раз меньше, чем в Германии.
Это может нравиться или нет, но такой энергетический треугольник заставляет искать стратегические решения. Думаю, нам необходимо подумать над тем, каким образом обеспечить энергетическую самодостаточность Украины", — заявил глава парламентского комитета. Как очень позитивный факт он отметил значительное — на 7 млрд куб м — сокращение потребления (а, следовательно, и импорта) природного газа в сфере бюджетных учреждений, жилищно-коммунальных предприятий и домохозяйств за последние два года. Это свидетельствует о том, что тренд энергоэффективности существует, процессы замещения природного газа запущены. Задача в том, чтобы оптимальный уровень украинской экономики потреблял украинский энергетический ресурс.
А.Домбровский считает, что в плане создания новых мощностей наиболее перспективна возобновляемая энергетика. "Я хотел бы развеять те глупости, которые часто говорят о стоимости "зеленой" энергии, которая якобы очень дорогая, и из-за которой мы якобы теряем деньги. Сегодня мы, к сожалению (или к счастью), доедаем "остатки" энергетики, которая была создана во времена СССР. Инвестиций в новые энергетические проекты в Украине за 25 лет фактически не было. Если мы захотим построить атомный энергетический блок "гринфилд" (строительство с нуля) мощностью один гигаватт, это обойдется в $6-8 млрд. Если мы захотим построить один гигаватт современной тепловой генерации — это будет стоить в пределах $2-3 млрд. Такая же мощность солнечной генерации уже стоит приблизительно $1 млрд, ветровой — столько же", — отметил А. Домбровский. Из этого следует, что ввод новых мощностей возобновляемой энергетики намного конкурентоспособнее классическими видами генерации. Распределительные сети также намного легче строить для солнечной и ветровой генерации.
"Есть глобальный тренд возобновляемой энергетики, и мы должны следовать ему - нравится это нам или нет. Но позитивно тут то, что возобновляемая энергетика сегодня уже не такая дорогая, какой ее представляют. Негативный момент — в том, что мы отстаем в реализации нашей программы по развитию возобновляемой энергетики", — считает депутат.
Кроме замены выбывающих из эксплуатации мощностей генерации возобновляемая энергетика может дать и другие бонусы. "У нас в стране легковых автомобилей немного больше 7 млн, возможно, 8 млн. Давайте представим, что миллион автомобилей мы заменили электромобилями, и ночью мы их заправляем дешевой электроэнергией, которую генерируют АЭС. Мы инвестируем колоссальные средства в гидроаккумулирующие станции. Даже простые расчеты показывают, что один миллион электромобилей в Украине, которые будут заряжаться ночью и использовать атомную энергию, кроме огромного позитивного экологического потенциала, дадут возможность регулировать баланс до 3 ГВт электрической мощности. Я не говорю, что это нужно делать сегодня, я хочу сказать, что появляются абсолютно новые задачи с новыми целями моделирования, с новой системой управления", — отметил А.Домбровский.
Он также поддерживает развитие атомной энергетики. Новые наработки в этой сфере, в частности, новые атомные блоки с регулируемой мощностью, могут изменить ту атомную отрасль, к которой мы привыкли. "Если представить, что такие блоки можно было бы начать строить в Украине – а сегодня срок эксплуатации ЗАЭС мы собираемся продлить лишь на 10-15 лет, мы должны понять, что концепция и философия украинской атомной энергетики, которая вообще является стержнем энергетики, тоже могут кардинально измениться — и с точки зрения экологии, и с точки зрения надежности, и возможности генерации ресурсов", — считает парламентарий.
"Бермудский треугольник энергетики нам надо оптимизировать таким образом, чтобы эти энергоресурсы, при соответствующем уровне энергоэффективности Украина, могла правильно использовать", — подытожил А.Домбровский.