На гребне перемен

Европейская и Евразийская нефтепереработка и нефтехимия в эпоху больших метаморфоз

2-3 ноября 2016 г. в Вене прошла III ежегодная конференция "Проектное управление в downstream сегменте в СНГ и Восточной Европе", организованная британской компанией Global Business Club (GBC).

Дмитрий МОСИЕНКО, главный редактор журнала OILMARKET, специально для журнала "ЭнергоБизнес"

Уже два года, как низкие цены на нефть вынуждают крупные и независимые добывающие компании, а иногда и целые нации, живущие, в основном, за счет нефтедобычи, потуже затягивать пояса. В то же время, сохранившаяся, и даже возросшая маржа переработки и сбыта нефтепродуктов позволила целому ряду компаний в ЕС и РФ продолжить свои долгосрочные программы модернизации.

Какие риски ожидают в среднесрочной и долгосрочной перспективе эти предприятия, как идут проекты и как долго продлится этот период привлекательно низких для сектора downstream цен на сырье – обсуждали участники форума в венском Marriott отеле.

Баланс на новой волне поставок

Хотя в конце сентября 2016 г. участники стран ОПЕК обнадежили рынок договоренностями об ограничении добычи, уже к концу октября стало очевидно, что сохранять и тем более выполнять эти договоренности довольно разношерстному составу ОПЕК не так-то просто. И, как писал классик: "Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет…".

Впрочем, как отметил в своем выступлении на венском форуме аналитик и директор по развитию консалтинговой компании JBC Energy Александр Пойгль, даже если бы странам ОПЕК удалось сохранить консенсус и удержать добычу, а вместе с ней и поддержать цены до конца 2016 г. и первой половины 2017 г., это все равно не гарантирует дальнейшего выравнивания баланса спроса и предложения, поскольку для многих американских сланцевых проектов уровень безубыточности находится в диапозоне, начиная от менее $50 за бар до $60 за бар, и стабилизация цен на сорта корзины ОПЕК и маркерный сорт Brent в этом коридоре привела бы (и, видимо, уже приведет) к возобновлению роста добычи в США, завершив таким образом год падения в американской нефтедобыче. По крайней мере, в октябре 2016 г. количество вновь запущенных в работу буровых установок на сланцевых проектах в США побило ежемесячные рекорды 2016 г.

Александр Пойгль напомнил, что и помимо американских сланцевых поставок, целый ряд проектов в мире, включая и регион бывшего Союза, все еще продолжает выводить онлайн новые проекты — следствие многомиллиардных вложений в upstream сектор за минувшие 10-12 лет.

Говоря о перспективах мировой нефтепереработки и нефтехимии, Александр Пойгль отметил, что хотя в целом прогноз не слишком оптимистичный, в компании ожидают роста мощностей переработки в среднем около 1.8 млн бар в сутки (что эквивалентно запуску приблизительно десяти таких НПЗ, как Кременчугский НПЗ в Украине). При этом основные регионы, где следует ожидать увеличения мощностей по переработке углеводородов — это ЕС, США, Канада, а также Азиатский регион. Этот сдержанный рост, отметил аналитик, в значительной мере отражает некоторые робкие ростки спроса на моторные топлива, и баланса спроса и поставок не нарушает!

Запуска новых НПЗ в бывшем Союзе не только не ожидается, но даже создается целый ряд предпосылок для того, чтобы ряд НПЗ с низкой глубиной переработки и низкой эффективностью были закрыты, что, конечно, создаст кризисную обстановку в секторе, безработицу в целом ряде регионов и, как следствие, — рост социальной напряженности. Нерешенность проблем модернизации ляжет тяжелым грузом на экономику регионов, а ответственность за нее — на тех региональных руководителей и руководителей предприятий, которые не спешили инвестировать многомиллионные экспортные поступления в дальнейшее развитие производств.

Нефтехимия, как простительная роскошь

Как отметил аналитик американской IHS по рынкам химической продукции в странах Восточной Европы и СНГ Шон Стивенсон, одним из факторов роста спроса на продукцию нефтепереработки в мире остается нефтехимия, поскольку ее продукция — упаковочные пленки и прочие бытовые материалы и изделия — напрямую связана с ростом благосостояния во многих странах. Помимо цены на нефть, на оживление активности в сфере нефтехимии влияет экономическая ситуация в странах БРИКС, особенно в России и Бразилии, переживающих экономическую рецессию, рост дешевых поставок этана и пропана на волне сланцевой революции в США, а также развитие новых мощностей по производству нефтехимической продукции.

Шон Стивенсон отметил те многомиллиардные и успешные инвестиции, которые были сделаны РФ в развитие нефтехимических производств за минувшее десятилетие, и которые с 2017 г. превратят Россию из нетто импортера нефтехимической продукции в нетто-экспортера. Прежде всего — это вследствие запуска ряда проектов этой осенью — новых мощностей Тобольского нефтехимического комплекса СИБУРа — более 1.5 млн т продукции, а также акрилового производства в Башкортостане , которое устраняет зависимость России от импорта акрила из Японии и КНР.

Однако этот структурный сдвиг в целом не изменяет весьма осторожные ожидания IHS относительно перспектив развития нефтехимии в мире в 2017 г. Как отметил Шон Стивенсон, на рост мировой экономики с темпами ниже 3% влияет замедление и европейских, и китайской экономик, а экономическая и политическая неопределенность, ставшая следствием BREXIT, оказывает дестабилизирующее давление и на экономику Великобритании, а экономика еврозоны, как ожидается в 2017 г., замедлится в своем росте до 1.1% с 1.6% в 2016 г.

Определенный пессимизм насчет экономического роста в ЕС, впрочем, не перечеркивает определенных надежд европейских нефтехимиков, которые получают более дешевое сырье от европейских нефтепереработчиков. Как отметил Александр Пойгль, в 2017 г. объемы нефтепереработки в ЕС могут вырасти на 500 тыс бар в сутки.

Плановое развитие в рыночной экономике

Работу одного из лучших НПЗ и нефтехимических производств в Европе участники форума получили возможность увидеть на второй день форума. В отличие от многих авральных проектов в РФ, Казахстане и даже Беларуси, НПЗ OMV развивался очень планомерно в течение более чем 6 десятилетий, и то же самое можно сказать о нефтехимическом производстве Borealis, которое также посетили участники форума.

Любопытная деталь, химзавод Borealis, который находится через дорогу от нефтеперерабатывающего производства OMV (OMV владеет 34% в Borealis), имеет довольно объемные складские мощности и может хранить до 110 тыс т готовой продукции, что помогает компании преодолевать периоды рыночной нестабильности как с сырьем, так и на рынках нефтехимической продукции. Отгрузив первую продукцию — 4 тыс т полипропилена в 1961 г., сегодня комплекс предприятий OMV и Borealis — один из самых крупных и успешных в ЕС.

Евразийская эффективность. В преддверии трудных времен

Иван Хомутов, ведущий аналитик независимой российской консалтинговой группы "Петромаркет" отметил, что в рамках действующей сейчас в России налоговой системы часть генерируемых добычей сырья доходов (нефтяной ренты) косвенным образом субсидируют нефтепереработчиков и потребителей нефтепродуктов.

Так, в 2015 г., по данным ИГ "Петромаркет", нефтепереработка в РФ была субсидирована за счет экспортной пошлины на нефть (и, соответственно, за счет доходов производителей и налогов, не уплаченных в виде НДПИ в бюджет РФ) на более чем 700 млрд руб или более $11 млрд. В свою очередь, потребители в РФ получили более дешевые топлива, а де-факто были просубсидированы за счет переработчиков и экспортеров нефтепродуктов на 600 млрд руб или около $10 млрд.

Как показали исследования "Петромаркета", работать с положительной EBITDA после отмены субсидирования экспортными пошлинами в РФ смогут лишь наиболее эффективные НПЗ — Омский НПЗ "Газпром Нефти", а также три уфимских НПЗ, ныне уже входящие в НК "Роснефть". Для многих НПЗ "Роснефти" в других регионах отмена экспортных пошлин может завершиться весьма плачевно — и это несмотря на то, что все эти предприятия уже выпускают ДТ и бензины экологического класса, эквивалентного Евро-5, их эффективность очень низка.

Целый ряд экспертов в российской нефтегазовой отрасли протестует против этих планов правительства, но необходимость повысить прибыльность нефтедобычи и поступления от нее в казну, похоже, перевешивают.

Некоторые последствия отмены экспортных пошлин могут оказаться по-настоящему шокирующими. Так, нефтепереработка в стране упадет на 35% — на 90 млн т до 170 млн т в год. Без особых потерь этот "прыжок" переживут лишь НПЗ "ЛУКОЙЛа"иГазпром Нефти", которые гораздо раньше начали вкладывать не только в производство экологически чистых топлив, но и в повышение глубины переработки.

Наряду с отменой экспортных пошлин для российских экспортеров, в Минфине РФ активно рассматривают введение экспортных пошлин на поставки сырья в Казахстан и Беларусь, подобно тому, как в 2001 г. это было сделано для Украины.

Еще в 2010 г. американская аналитическая группа IHS указывала руководству РФ на то, как негативно влияют нефтепошлины на развитие сектора, по сути, искривляя экономику и привлекательность тех или иных секторов нефтегазовой отрасли. Однако на тот момент модернизация многих НПЗ в РФ лишь набирала ход, и устранение экспортных пошлин в руководстве РФ и энергетической отрасли посчитали преждевременным, рассчитывая, что необходимо дать предприятиям еще время "накопить жирок для модернизации".

Впрочем, как показал опыт, "накопление жирка" шло, но часто отнюдь не в целях модернизации. Российское Минэнерго в 2013 г. инициировало заключение четырехстороннего соглашения между ФАС, Ростехнадзором, Росстандартом и нефтяными компаниями по модернизации НПЗ, в соответствии с которым было намечено строительство 124 установок вторичной переработки нефти на период до 2020 г. Лишь этот чрезвычайный шаг, предусматривающий жесткие санкции за невыполнение проектов, позволил ускорить проведение проектов модернизации объектов нефтепереработки и нефтехимии, даже не взирая на падение цен на сырье, доходов госбюджета РФ и санкции против российских компаний.

Как отмечают аналитики, отмена пошлин в 2017 г. все еще остается нерешенным вопросом. Он горячо дискутируется в российских околоправительственных кругах, прежде всего, относительно своевременности этого шага, тесно связанного с бюджетным процессом, планами российского Минфина и заинтересованных сторон в нефтегазовой отрасли.

Copyright © ЦОИ «Энергобизнес», 1997-2025. Все права защищены
расширенный поиск
Close

← Выберите раздел издания

Искать варианты слов
 dt    dt