Трамп среди своих

Что несет новая власть в Белом доме американской и мировой энергетике

Дмитрий МОСИЕНКО, главный редактор журнала OILMARKET, специально для журнала "ЭнергоБизнес".

Республиканец Дональд Трамп выиграл президентские выборы в США финишным рывком, добившись, пожалуй, самой неожиданной победы на выборах в истории Америки. Его победа стала шоком для многих после того, как рейтинговые агентства месяцами предсказывали лидерство его оппонента от демократов — Хиллари Клинтон. Отраслевые аналитики — американское ценовое и аналитическое агентство Platts, агентство энергетической информации правительства США (EIA) и многие другие с интересом задаются вопросом — как приход республиканцев во главе с Д.Трампом повлияет на энергетическую отрасль?

Традиционно, и не без оснований, многие техасские нефтяные миллиардеры были на стороне республиканцев, поскольку считается, что именно противники демократов создают более благоприятные условия для нефтегазовой отрасли в США и тех технологических компаний, которые инвестируют миллиарды в развитие технологий и решений в нефтегазовой отрасли. Впрочем, факты — упрямая вещь, и они говорят о том, что добыча углеводородов за восемь лет правления республиканца Джорджа Буша была самой низкой за многие десятилетия. Правда, в самом конце его правления США обогнали по добыче газа Россию. Восемь лет правления демократов во главе с Б.Обамой сделали США крупнейшей нефтедобывающей страной мира. Однако стало это следствием "сланцевой революции", особой "личной" заслуги в которой нет не только у Б.Обамы, но, пожалуй, и у демократов в целом. Все это говорит о том, что в стране с самой развитой рыночной экономикой в мире даже за длительный период во власти того или иного лидера невозможно творить нечто такое, что противилось бы требованиям рынка.

За рынок и… за уголек?

В чем, однако, в ходе правления Б.Обамы не раз упрекали демократов — это то, что возглавляемое ими всемогущее Агентство защиты окружающей среды (Energy Protection Agency — EPA) "ставило палки в колеса" многим энергетическим проектам. Эти проекты странным образом были в пользу одних бизнесменов, и ставили палки в колеса другим. Это были проекты, которые могли создать новые рабочие места и способствовать развитию месторождений. Так, год назад, в ноябре 2015 г., Б.Обама отказался подписать разрешение на строительство четвертой стадии нефтепроводного проекта Keystone pipeline из канадской провинции Альберта в Стил сити в штате Небраска. Этот проект повысил бы эффективность поставок канадского сырья на переработку в США. Б.Обама обосновывал свой отказ соображениями экологического характера, хотя авторы проекта предусматривали все необходимые меры защиты окружающей среды. По свидетельству ряда экспертов, заинтересован в задержке постройки этого нефтепровода был, прежде всего, миллиардер Уоррен Баффетт, один из главных "своих" миллиардеров среди демократов, как и миллиардеры Джордж Сорос и Майкл Блумберг, а также медиамагнат — Опра Уинфри.

У.Баффетт, собственник инвестиционной компании Berkshire Hathaway, вложил более $5 млрд в железнодорожную компанию BNSF Railway Co, которая перевозила огромное количество нефтяного сырья, при имели место многочисленные аварии, разливы и пожары. Д.Трамп заявил, что на 100% гарантирует принятие этого нефтепроводного проекта, проголосованного республиканским большинством в сенате.

Среди важных для энергетической отрасли предвыборных обещаний Д.Трампа — разогнать нынешний состав EPA за творимый ими "беспредел", который привел к зарегулированности отрасли. Он настаивал на этом, чтобы дать возможность, прежде всего, "рыночным силам", как он выразился, решать, где разрабатывать месторождения, а также всюду продвигать принцип America first, в том смысле, что защита интересов американцев (и создание рабочих мест) имеют приоритетное значение.

В своих предвыборных выступлениях Д.Трамп подчеркивал, что будет поддерживать развитие всех источников энергии с целью обеспечения американской экономики наиболее эффективной энергией, но пусть рынок решает, что наиболее эффективно. На практике это вполне означает не самые лучшие времена для возобновляемой энергетики, которая в значительной мере развивалась за счет льготных тарифов.

Д.Трамп пообещал открыть федеральные земли и водные акватории для разработки углеводородных ресурсов, в отличие от Х.Клинтон, которая призывала еще более ужесточить разработку углеводородов на этих территориях и считала, что США должны вести морскую добычу углеводородов только в Мексиканском заливе, чем возмущала многих представителей нефтегазовой отрасли.

Несмотря на столь решительный настрой Д.Трампа, аналитики подчеркивают, что сегодня совершенно нереально определить, насколько администрации Д.Трампа по факту удастся увеличить внутреннюю добычу углеводородов, поскольку это зависит от огромного количества факторов, в особенности, цен на нефть и газ на международных рынках. Но Д.Трампа все же видят решительным сторонником поддержки традиционных ископаемых источников энергии, и не только нефти и газа, но и угля.

"Я думаю, как и в добыче каких бы то ни было ископаемых ресурсов, чем больший доступ к ресурсам вы имеете, тем больше вы можете добыть", — говорит представитель Северной Дакоты Кевин Креймер, республиканец и один из ключевых советников Д.Трампа по энергетике, в беседе с представителями Platt’s. — Приведет ли это к увеличению добычи — это еще вопрос, но это создает дополнительные возможности для производителей, и даже при низких ценах на сырье они могут выбирать для добычи месторождения, где можно бурить с наибольшей эффективностью".

Сужение географии

С большим интересом ожидали результатов выборов в США и в украинской нефтегазовой отрасли. Как отметил один из источников, близких к дипломатическим кругам, победа Х.Клинтон означала бы массовую поддержку проектов газодобычи в Украине — один из основных, если не единственный на сегодня, путей увеличения реальной энергетической независимости Украины, без которой трудно говорить и о независимости в целом.

"Это были бы очень весомые вливания, как в виде капитала, так и в виде современного оборудования, поставляемого на выгодных финансовых условиях, что также очень актуально сегодня в Украине для бурения горизонтальных скважин и проведения мероприятий гидроразыва пласта, систем КИП и автоматизации", — подчеркнул источник. — Победа Д.Трампа не означает, конечно, прекращения сотрудничества США и Украины в газовой сфере, но все будет идти на конкурентной, рыночной основе, и украинским компаниям, как частным, так и государственным, придется работать в обычной конкурентной среде, не ожидая льгот и привилегий.

Дышать никто не перестанет

Наряду с планами нарастить добычу в стране, Д.Трамп, как отмечают аналитики, намерен нивелировать результаты деятельности Б.Обамы, имевшие целью борьбу с изменением климата. Соответственно, ограничения спроса, которые планировали Б.Обама и Х.Клинтон, могут не увидеть свет при работе администрации Д.Трампа.

Д.Трамп намерен приостановить усилия по ограничению выбросов парниковых газов для НПЗ, а также и введение более экономичных стандартов для автомобилей, как это планировалось.

Д.Трамп в целом поддержал риторику в пользу биотоплив, но отметил, что в рамках программы поддержки развития биотоплив требования EPA к НПЗ в США и финансовые санкции за их игнорирование были "совершенно невыполнимые и несправедливые".

Однако вполне возможно, что введение этих стандартов для транспорта и переход на более экологичные виды транспорта — уже необратимый процесс, которого может более решительно потребовать рынок. Дело в том, что многие меры по развитию более эффективных видов транспорта уже раскручены в США, где идет полномасштабная кампания за перевод дизельных двигателей на природный газ — NGV-транспорт, который не только не ухудшает экологическую ситуацию, но может и поддержать спрос на природный газ в стране. В целом, однако, все эти меры по развитию эффективности, как ожидается, приведут к снижению спроса на бензин в США на 500 тыс бар в сутки уже к 2020 г.

Говоря о росте спроса на нефть и моторные топлива в стране, аналитики отмечают, что он очень сильно зависит от развития экономики, и это в целом "за рамками влияния нового президента", отмечает Стюарт Гликман, глава департамента энергетических исследований Standard & Poor’s. "Какую бы политику власти ни проводили, если ВВП растет — люди будут больше ездить, и спрос вырастет", — отметил С.Гликман.

Говоря о ситуации с инфраструктурными проектами, многие аналитики отмечают, что Д.Трамп, который является владельцем активов в Energy Transfer partners и компании Phillips 66, приложит все усилия, чтобы инфраструктурные проекты в нефтегазовой отрасли активно развивались в предстоящие годы. Это касается и нефтепроводов, и газопроводов, и перерабатывающих предприятий.

Лично Д.Трамп заявил, что потратит, как минимум, вдвое больше, чем планировала Х.Клинтон, используя для этого очень низкие кредитные ставки. Ожидается, что будет построено также большее число LNG-терминалов и трансграничных нефте- и газопроводов.

Ряд наблюдателей выражает тревогу, что Д.Трамп намерен ограничить финансовые механизмы, от которых в свою пору выиграло развитие возобновляемых источников энергии. Так, к примеру, по данным Standard & Poor’s, сокращение кредита на инвестиционный налог до 10% с нынешних 30% сократит спрос на установку солнечных батарей на 60%.

Сужение инициатив в сфере возобновляемой энергетики может также сделать более натянутыми отношения США в энергетической сфере с партнерами из ЕС, ведь не прошло еще и года с момента подписания исторического Парижского протокола, очертившего приоритеты борьбы с изменением климата на период до 2040 г.

Однако, как на практике приход Д.Трампа в политику и работа его администрации отразится на различных секторах энергетической отрасли, мы увидим лишь в 2017 г. Пока что, можно сказать, что на утро после избрания Д.Трампа цена на нефть обвалилась более чем на $2.5 за бар, видимо, так сильно приход Д.Трампа успокоил инвесторов.

Copyright © ЦОИ «Энергобизнес», 1997-2025. Все права защищены
расширенный поиск
Close

← Выберите раздел издания

Искать варианты слов
 dt    dt