Проблемный уголь

Ситуация в угольной отрасли продолжает оставаться критической

В столице Украины периодически проходят массовые акции протеста шахтеров, а профсоюзные организации собирают круглые столы, съезды и другие мероприятия, на которых говорят о плачевном состоянии отрасли. На недавней пресс-конференции глава Независимого профсоюза горняков Украины Михаил Волынец ознакомил журналистов с нынешним положением в отрасли.

Нина ШЕРШОВА

Финансирование угольной отрасли сокращается год от года, и на какие деньги она будет существовать в ближайшем будущем — непонятно, говорит Михаил Волынец. Последние два года по сравнению с предшествующим периодом на отрасль выделяется в 4-5 раз меньше средств. В бюджете 2011 г. на угольную отрасль было выделено более 10 млрд грн, в 2012 г. — более 12 млрд грн, в 2013 г. — 15.5 млрд грн. Это обеспечивало достаточные объемы добычи, а цена угля была стабильной. В 2015 г. госбюджетом было выделено шахтерам всего 2.58 млрд грн, в 2016 г. — 2.4 млрд грн. Почти столько же — 2.6 млрд грн — заложено в госбюджет на 2017 г. "И это при том, что в три раза девальвировала гривня. Это приведет к тому, что зарплату не будет чем выплачивать", — констатирует М.Волынец.

Впрочем, уже сейчас задолженность по зарплате достигла значительных размеров, и одним из требований, которое шахтеры озвучивали как на своих акциях, так и на пресс-конференции, было ее погашение. Некоторые предприятия, как, например, государственное объединение "Лисичанскуголь", не рассчитались с сотрудниками еще за декабрь 2015 г., на других предприятиях задолженность по зарплате составляет два месяца.

По мнению шахтеров, финансирование отрасли нужно увеличить минимум вдвое. "Мы четко ставим вопрос — на 2017 г. предусмотреть минимум 4.6 млрд грн в госбюджете для поддержки угольной промышленности, что позволит хотя бы своевременно выплачивать заработную плату", — отметил М.Волынец.

Другими проблемами является нехватка средств на развитие и модернизацию шахт, обновление и ремонт оборудования, износ которого на значительной части шахт уже критический.

Цена вопроса

Государственные шахты в основном убыточны и не могут обеспечить достаточные объемы добычи. Сейчас 35 шахт, находящихся в госсобственности, добывают лишь 14 тыс куб м горной массы в сутки. При этом запасы угля на некоторых из них превышают 100 млн т. Устранить убыточность можно, только повысив цены на уголь до уровня мировых.

В прошлом году за импортный уголь Украина платила вдвое дороже — порядка $100 за т, тогда как отечественный стоил 1100 грн. При этом непосредственно до шахт доходило менее 90% цены реализации угля, т.е. менее 100 грн за т — остальное шло на накладные расходы государственных фирм, которые реализуют этот уголь. Сегодня уголь украинских шахтеров забирают по цене 1370 грн за т, а за рубежом Украина покупает уголь по 2500-2700 грн за т.

"Главное наше предложение — сбалансировать цену на уголь для государственных шахт. Цена должна быть справедливая, мировая, такая, как это сейчас происходит с ценой на газ и на нефтепродукты.

Если бы мы жили в Германии, то цена угля собственной добычи была бы в несколько раз выше, чем мировая цена. Мы же сейчас просим у министерства цену на уровне мировой цены. Мы просим закупать у нас уголь по той цене, по которой министерство закупает его за рубежом. Справедливо для формирования цены закупки взять формулу "Роттердам плюс", она понятна, поскольку опирается на европейскую цену угля на бирже в Роттердаме плюс доставка к потребителю. Но эта формула сейчас у нас при расчетах цены украинского угля не работает. Зато есть горе-эксперты, которые на всех телеканалах будут распространяться о "схемах", связанных с формулой "Роттердам плюс".

Пока министерство нам не ответило — каковы шансы, что цена угля будет повышена. Нужно сберечь отрасль, снизить социальное напряжение, и в то же время обеспечить генерацию углем собственной добычи. Угольная отрасль будет уничтожена, если у нас не будет четкой формулы расчета стоимости угля", — говорит М.Волынец.

Каждый пятый — под угрозой увольнения

Независимый профсоюз горняков уже давно заявляет, что хотя правительство хочет приватизировать государственные шахты, инвесторам они не интересы из-за сильной коррумпированности отрасли и присутствия "смотрящих". Министерство энергетики и угольной промышленности недавно предложило уже третью за последние три месяца концепцию реформирования угольной отрасли, которая горнякам категорически не нравится – ведь в ходе реформирования предлагается сократить 10 тыс работающих на шахтах. При этом общее число шахтеров — 48 тыс, т.е. работы лишится каждый пятый. По словам М.Волынца, ликвидация неперспективных шахт запустит процесс, остановить который будет сложно.

"На недавней встрече с губернаторами я задал им вопрос — согласны ли они с тем, что десять тысяч человек будут выброшены на улицу? Вы понимаете, что если запускается механизм ликвидации шахт, то за одной шахтой будет закрываться другая, и уже трудно будет это остановить", — сказал М.Волынец, добавив, что концепция реформирования угольной отрасли не была обсуждена с профсоюзами, трудовыми коллективами и общественностью.
Велика вероятность того, что сокращения в любом случае коснутся коллектива шахты "Нововолынская" №10 (город Нововолынск, Волынская область), которую планируется поставить на консервацию. В конце сентября 2016 г. работники предприятия провели митинг у Верховной Рады Украины, требуя увеличить его финансирование на следующий год. "Нововолынская" №10 — единственная строящаяся в Украине шахта, средства на достройку которой выделяются из государственного бюджета. На эти цели в следующем году планируется выделить порядка 20 млн грн. Консервация шахты будет означать полное сворачивание строительных работ и сокращение всех, кто занят в строительстве.

С момента митинга положение на шахте только ухудшается — к угрозе сокращений прибавилась невыплата зарплаты, и в начале ноября полсотни шахтеров "Нововолынская" №10 объявили голодовку. По словам 7М.Волынца, все акции шахтеров у правительственных зданий в Киеве не принесли никакого результата, люди уже не верят обещаниям чиновников.

Акции шахтеров проходили не только в Киеве, но и в регионах. Сотрудники государственных шахт в Западной Украине несколько раз перекрывали международные автотрассы, требуя погашения задолженности по зарплатам. Похожая ситуация сложилась на Донбассе. "У шахтеров востока, Донецкой и Луганской областей не меньше проблем, чем у шахтеров Волыни и Львовской области. Но в силу того, что на востоке страны идет война, местные шахтеры не всегда могут выразить свой протест. На сегодня работникам четырех шахт в Луганской области не выплачена задолженность еще за декабрь 2015 г.", — говорит М.Волынец. Поэтому забастовки имеют место и на востоке страны, например, на шахте "Горская", где на начало ноября государство не рассчиталось с шахтерами за сентябрь.

"Люди сегодня массово выходят на акции протеста, и шахтеры точно также способны, и даже наиболее подготовлены, наиболее опытны в таких случаях. И они готовы выходить на акции протеста", — продолжил М.Волынец.

Перерастут ли забастовки и акции протеста в нечто большее — покажет время. По словам М.Волынца, акции, организованные профсоюзами, будут продолжаться. Но власть пытается профсоюзы уничтожить, а людей — лишить права на мирный протест. Это может привести к более серьезным последствиям. "Если не будет протеста, то и власть какое-то время будет более спокойна — никто под окнами не ходит, никто касками не стучит. Но все равно через какое-то время будет бунт, будет восстание, будет очередной майдан, только более жестокий. Власть должна очень хорошо это для себя осознать и понять, что мирные собрания, акции протеста, которые имеют право проводить профсоюзы и гражданское общество, — это намного лучше, потому что это мирный протест, цель которого обратить внимание на факт нарушения прав, свобод той или иной группы людей", – предупреждает глава Независимого профсоюза горняков Украины.

Copyright © ЦОИ «Энергобизнес», 1997-2025. Все права защищены
расширенный поиск
Close

← Выберите раздел издания

Искать варианты слов
 dt    dt