Полугосударственная эффективность

Фонд энергоэффективности будет финансироваться и управляться в основном из-за рубежа
В конце февраля Министерство регионального развития, строительства и жилищно-коммунального хозяйства Украины представило концепцию Фонда энергоэффективности, в качестве основного направления работы которого было заявлено проведение термомодернизации зданий с целью сокращения потребления газа. С того времени чиновники неоднократно упоминали о фонде, который должен быть создан в следующем году на средства бюджета и иностранных партнеров. В начале ноября о фонде, его концепции и проблемах, с которыми сталкивается его создание, рассказали участники круглого стола, посвященного государственной политике в сфере энергоэффективности.
Нина ШЕРШОВА
По словам аналитика Украинского центра европейской политики Дмитрия Науменко, Фонд станет инструментом, который будет иметь общенациональное значение и очень важен будет для страны в целом с точки зрения энергонезависимости. Сегодня Украина расходует на отопление примерно 18 млрд куб м газа и около половины этого объема она вынуждена импортировать. "Мы зависим от рынка природного газа в Европе. Сегодня ситуация может быть благоприятной, а завтра — шоковой", — констатировал Д.Науменко. Оптимальным путем было бы сокращение потребления газа внутри страны. По тем оценкам, которые были обнародованы в начале лета этого года рабочей группой, в случае запуска фонда и полной реализации всех его программ общий потенциал экономии газа составит миллиарды кубометров природного газа. "Это очень значительная сумма. В ее основе – экономия газа, который мы просто теряем, выбрасываем в воздух, отапливая не очень энергоэффективные здания", - говорит эксперт.
Экономия в цифрах
Острее всего проблема проявляется в жилом секторе. Именно на него приходится большая часть потерь и, соответственно, возможной экономии – порядка 9 млрд куб м газа. На этапах генерации и доставки тепла к потребителю потери составляют всего 2-2.5 млрд куб м газа. Благодаря фонду можно было бы сэкономить то, что теряется в жилищном секторе.
Кроме собственно экономии, работа фонда повлияет и на макроэкономику. Чем больше газа удастся сэкономить, тем меньше валюты придется платить за его импорт и, соответственно, тем лучше будет платежный баланс страны. Из-за низкой энергоэффективности перерасход газа приводит к потерям порядка 25 млрд грн.
Фонд также может частично уменьшить нагрузку на бюджет, которую создают субсидии. По пессимистическим оценкам, в этом отопительном сезоне число домохозяйств, получающих субсидии, может вырасти до 7-8 млн, а сумма субсидий – до 80 млрд грн.
По предварительным оценкам, если фонд будет запущен в полном объеме, он может обеспечить экономию порядка 5 млрд грн в год исключительно на субсидиях.
Кроме того, фонд откроет новый рынок - энергоэффективности в жилом секторе. "Фонд откроет новый рынок услуг – энергоаудит, энергосервис, услуги строительных компаний, продажа энергоэффективных стройматериалов и т.д. Такой рынок может достигать 60 млрд грн и создаст 75 тысяч новых рабочих мест", – отметил Д.Науменко. Такая активность обеспечит новые поступления в бюджет, которые, по предварительным оценкам, могут составить более 10 млрд грн. Эти средства могут быть использованы, как источник государственной поддержки самого фонда. Фонд должен стать очень важным государственным инструментом, который поможет домохозяйствам утеплить свои дома. Он также поможет снять излишнюю нагрузку с бюджета и стимулировать бизнес-активность в сегменте энергоэффективности и строительства.
Как будет работать фонд
Фонд уже несколько раз был презентован на разного рода мероприятиях, в том числе и в правительстве, и концепция его каждый раз менялась. Общий принцип работы – предоставление средств для компенсации расходов на термомодернизацию зданий по утвержденным проектам. По словам Д.Науменко, концепция Фонда предусматривает, что чем большей экономии удастся достичь, тем больше будет и компенсация от государства. На первых презентациях в начале этого года концепция Фонда предусматривала предоставление продуктов двух категорий – для частных домов и для многоквартирных домов. Продукты Фонда также делились по сложности. Два базовых пакета предусматривали относительно простые мероприятия по энергоэффективности – установку счетчика, индивидуального теплового пункта, замену окон и пр. Экономия от внедрения таких мероприятий оценивалась в районе 15%. Предлагались и более сложные пакеты, которые предусматривали полную термосанацию зданий. Их эффект оценивался в пределах 50%.
Как ранее заявлял министр регионального развития, строительства и жилищно-коммунального хозяйства Украины Геннадий Зубко, размер компенсации, т.е. гранта для ОСМД может достигать до 50%, если по результатам пост-аудита многоэтажка будет модернизирована до класса "А" по международным стандартам.
"Концепция будет предусматривать привязку к техническим результатам. Т.е. чем лучшая экономия будет достигнута, тем больше государство предоставит компенсации заимодавцу. Остальные детали пока неизвестны и находятся в стадии расчетов", - говорит Д.Науменко. По его словам, концепция Фонда будет существенно обновляться.
"Как будут предоставляться кредиты — будет ли это софинансирование с коммерческими банками или кредиты, как это написано в законопроекте на сайте Минрегионразвития — неизвестно. Обычно, когда готовится программа, исходят из того, что можно сделать с банками, и потом уже готовят. А тут, похоже, пошли наоборот — сделали структуру, а с банками еще не обсуждали. А там очень много вопросов, которые, мне кажется, пока остались без внимания", - говорит ассоциированный директор Департамента энергоэффективности Европейского банка реконструкции и развития Сергей Масличенко.
Многие из этих вопросов еще не решены, потому что законопроект о создании фонда еще не готов. "Конечно, первый год Фонд не будет работать как инвестиционный банк, – говорит эксперт Группы поддержки Украины в Европейской Комиссии Кжиштоф Герульски. – Мы сейчас работаем вместе с экспертами Международной финансовой корпорации, Мирового банка, которые хотят помочь в создании фонда. Во всех международных финансовых структурах есть процедуры, на базе которых можно работать с банками. Наша позиция – фонд должен работать со многими банками, в т.ч. с коммерческими банками, с теми, кто сейчас работает с системой теплых кредитов, чтобы было хорошее покрытие по всей Украине".
Фонд лишь частично будет финансироваться из государственного бюджета. В проекте госбюджета на следующий год на его создание заложено 800 млн грн. Около EUR100 млн готовы дать международные партнеры. По предварительным оценкам, которые рабочая группа по созданию фонда давала еще летом, всего фонд планирует привлечь порядка 15-16 млрд грн за весь период своей деятельности.
Накопленный опыт
В Украине уже есть опыт финансирования проектов по термомодернизации зданий, но его сложно назвать удовлетворительным. В частности, в программе IQ Energy, которая реализуется при поддержке ЕБРР, для этого используется грантовое софинансирование. Но сфера ОСМД, т.е. многоквартирных домов, программой пока не охвачена, поскольку есть определенные сложности с банками, через которые выдаются кредиты. "Для банков это сложный, мелкий и непонятный сектор", - говорит С.Масличенко. В некоторых домах термомодернизацию провести удается, но это, скорее, исключения, чем правило. "Мы знаем о примерах ОСМД. Это герои, за то время (т.е. два года), пока работает программа, было профинансировано всего 400 ОСМД. В 90% из них инвестиции пошли на замену окон в подъездах или установку теплопунктов. Это не является системной инвестицией в энергоэффективность. Комплексные проекты – исключения", - говорит С.Масличенко. По его словам, эта ситуация не изменится, пока в государстве не произойдут изменения на уровне регуляторных актов. "Государство должно изменить среду, помочь тем же ОСМД. Главное – базовые изменения на уровне взаимодействия граждан с поставщиками коммунальных услуг. Пока не принят закон о жилищно-коммунальных услугах, не реформированы субсидии – никто не будет заниматься этим системно. Если много субсидиантов в доме, невозможно убедить их создать ОСМД", – считает он. По его мнению, пока нет спроса и реальных изменений в этой сфере, никто не будет системно финансировать проекты по термомодернизации. Большие системные банки дадут финансирование только тогда, когда они увидят спрос, как это имеет место в других странах.
"Мы начали эту программу (IQ Energy) понимая, что будут какие-то изменения, будут приняты законы о ЖКХ, энергоэффективности, учете, регуляторе. Надо начинать ее раньше, чтобы банки понимали, как такие проекты финансируются. Мы немного зависли в паузе, ждем реальных перемен. Тогда мы заработаем на полную. Заработают другие программы. Я уверен, что другие компании и банки, такие как Европейский инвестиционный банк и Международная финансовая корпорация, тоже смогут начать свои программы, и финансирования хватит всем. Тогда не будет вопросов о том, как, за какие деньги и в каком объеме финансировать. Вопрос – не в деньгах, а в условиях среды, которая сейчас не реформирована", - говорит С.Масличенко.
Что мешает
Нынешнюю ситуацию надо менять, и для этого придется сделать гораздо больше того, что уже сделано, убежден К. Герульски. "Поэтому было решение начать работать вместе с властями Украины над разработкой Фонда. Думаю, даже если мы соберем все эти деньги, это все равно мало по сравнению с тем, что надо сделать", - говорит он. Евросоюз хочет дать деньги не просто так, он хочет увидеть эффект в отношении энергобаланса Украины, стабилизации экономики, уменьшения нынешних огромных потерь энергии в жилом фонде. Поэтому нужен не просто механизм финансирования проектов, нужна система мониторинга и верификации результатов. Без проверки систему работы фонда не построить, и поэтому важной частью фонда должен быть офис технической поддержки, убежден К.Герульски. Средства должны направляться не только на реализацию проектов, но и на работу этого офиса, а также на информационную кампанию, помогающую правильно готовить проекты. С этой же целью необходим энергоаудит зданий, которые предполагается модернизировать. "В "Теплых кредитах" (госпрограмме энергоэффективности для ОСМД и частных лиц) деньги в основном пошли на установку окон. Это хорошо, это комфорт для людей. Но влияние на потребление энергии в этих домах, которые получили деньги – около нуля. Если делать правильно, нужен энергоаудит, чтобы показать людям, где за меньшие деньги получить больший эффект. Это тоже должно быть частью системы фонда. Фонд – это не просто мешок с деньгами, это система поддержки тех, кто будет эти деньги брать, - говорит К. Герульски.
Необходимо также ускорить принятие законодательства, которое поможет стимулировать инвестиции в эту сферу. В Верховной Раде сейчас находятся несколько законопроектов, имеющих прямое отношение к этому. Надо также внедрить подзаконные акты, чтобы эти законы работали.
Сроки
Фонд энергоэффективности должен начать свою работу в середине 2017 г. во всех городах Украины. Как уже говорилось, полноценно фонд заработает не сразу, т.е. получить деньги в следующем году через него не получится. По словам С.Масличенко, создание такого фонда в Украине в среднем занимает два года, и запустить его в марте, как это планировалось ранее, нереально. Для начала надо вообще понимать, в каком виде будет создан фонд. "Я смотрел законопроект, там речь идет о финансовом учреждении, которое будет давать кредиты, у которого будет департамент рисков. По сути, это создание нового банка развития с нуля. Можете представить, сколько времени это займет. А создание программы привлечения консультантов, привлечения доноров, подписания грантовых соглашений обычно занимает два года. И это без задержки с законодательством", - говорит С. Масличенко.
С принятием необходимого законодательства эксперты связывают и получение обещанного финансирования из-за рубежа. "В 2017 г. Фонд будет только начинать работу, – говорит К. Герульски. – Когда все эти законы будут приняты, будет система этой поддержки, я надеюсь, это сработает. Деньги, которые Евросоюз хочет положить в Фонд, а это около EUR100 млн, в том числе Германия – EUR 25 млн, будут предоставлены при условиях – если все соответствующее законодательство будет принято, будет принят закон о Фонде и этот фонд будет создан, конечно, можно будет запустить эти деньги. Но в следующем году это сделать будет технически сложно". По его словам, фонд будет работать порядка 15-20 лет, возможно, и больше.
Кто будет управлять
Контролирующая и наблюдательная функция будут в значительной степени зависеть от участия международных доноров, говорит Д. Науменко. Международное сообщество, которое является одной из финансирующих сторон, будет иметь очень высокие полномочия, чтобы контролировать стратегию фонда, разработку продуктов, то, как вообще будет настроен этот механизм. У фонда будет исполнительный орган, больше половины которого составят независимые директора, которые не связаны с правительством. Это будут технические профессионалы, что позволит минимизировать какие бы то ни было политические влияния и риски, в том числе коррупционные, в процессе и предоставления финансирования, и разработки продуктов, и взаимодействия с банками, и пр. Именно привлечение международного сообщества, по мнению экспертов, будет лучшей гарантией прозрачности работы фонда.