Оптимистичный нефтегаз

Ситуация в нефтегазовй отрасли сложная, но перспективы есть, уверены эксперты

На 5-ой сессии Украинского энергетического форума "Перспективы увеличения объемов внутренней добычи нефти и газа" представители бизнеса, законодательной и исполнительной власти обсуждали теперешнее состояние и будущее украинской нефтегазодобычи. Хотя в целом отрасль переживает не лучшие времена, она способна в значительной степени обеспечить энергетическую безопасность страны — такой лейтмотив прозвучал во всех выступлениях.

Владимир МИХАЙЛОВ

Если говорить о состоянии отрасли в терминах от "зрады"доперемоги", то правильно было бы сказать "боротьба триває", заявила заместитель председателя Комитета Верховной Рады Украины по вопросам топливно-энергетического комплекса, ядерной политики и ядерной безопасности Ольга Белькова. Украинский нефтегаз находится в своем роде стабилизированной стагнации. "Может быть хуже, может быть лучше. Когда мои коллеги-политики говорят "мы стабилизировали", меня лично это не удовлетворяет. Это означает, что в следующем году падение может быть 3% и более. С этим надо что-то делать", — констатировала О.Белькова. До полного обеспечения внутренней потребности в газе стране его не хватает примерно 15 млрд куб м в год, и внутренней добычи при должном подходе вполне хватит для покрытия недостающего объема, уверена она.

"Если бы мы были в другой стране, где не хватает ресурсов, то я бы, как политик, честно говорила — наша задача уменьшать потребление, сделать экономику более энергоэффективной. Но все эксперты говорят, что газ в Украине есть, надо его только добыть", — считает депутат.

Тем не менее, радикальных изменений в отрасли нет, и сохранение текущего положения вещей выгодно сразу нескольким категориям людей, которые влияют на отрасль. В первую очередь – тем, кто зарабатывает на импорте и не видит для себя возможностей зарабатывать на внутреннем рынке. "Это также выгодно тем из моих коллег-политиков, которые считают, что как только они будут избраны, все опять станет супер, опять они поедут в Россию, снова там договорятся, снова что-то отдадут, получат какие-то скидки и снова все будет прекрасно — в смысле (их) политической карьеры", — говорит депутат. Кроме того, существующее положение выгодно тем добывающим компаниям, которым сегодня, прежде всего, надо сохранить свою долю на рынке. Все эти игроки не хотят ничего менять.

Главные изменения должны произойти в фискальном режиме, считает О.Белькова. Газовые компании платят уникальный специальный налог. Для них фискальный режим означает, как именно государство забирает свою долю в прибылях.

"Я бы очень хотела, чтобы Украина перешла на систему profit based taxation, когда налоги нефтегазовых компаний платятся соответственно их прибыли. Это грандиозный план, с которого мы начинали еще два года назад. Именно МВФ рекомендовал Украине перейти на фискальный режим по системе profit based taxation. Но реальность сегодня такова, что сам МВФ не настаивает очень активно на выполнении именно этого условия. Потому что ожидается, что в первые годы при переходе на такую систему могут быть снижены доходы госбюджета. Как известно, именно нефтегазовая отрасль поддерживает бюджет в части субсидий", — добавила О.Белькова.

Поэтому, по ее мнению, необходимо внедрить 12%-ную ставку ренты для новых скважин. "Почему для новых? Главное задание сегодня — стимулировать бурение новых скважин. Скважины дорогие, и нам надо видеть приток новых инвестиций", — сказала она.

Еще одна сфера, в которой необходимы изменения, — земельные отношения.

"Об этом мало говорят, и никто не понимает сути. В Украине 70% земли — земля сельскохозяйственного назначения. Как известно, она не предназначена для продажи, на продажу наложен мораторий и пр. Вероятность того, что газ будет найден за границами земли сельскохозяйственного назначения, минимальна. Большая часть месторождений сейчас находится на землях сельскохозяйственного назначения. И сегодня компании сталкиваются с реальной проблемой — они не могут найти формат отношений между землевладельцем и своими интересами. А в Украине сегодня, как известно, есть запрос и на то, чтобы аграрные земли оставались в этом назначении, и, вместе с тем, добывалось больше газа, и эта дилемма также требует законодательного урегулирования. Мы с коллегами предложили законопроект 3096, который позволяет на первых этапах без переоформления земли сельскохозяйственного назначения начать буровые работы, и когда газ будет найден в достаточном количестве, тогда уже переходить на переоформление земли на другое использование.

Безусловно, грандиозным подходом был бы перевод Украины вообще на новые принципы недропользования. В каждой стране свои принципы. У нас недрами владеет народ, а землей может владеть или пользоваться кто-то другой. Это требует изменений в Кодекс о недрах. На мой взгляд, это — перспектива пяти-шести лет", — считает депутат.

Еще один ключевой вопрос — отношения с местными общинами. "В прошлом году мы с коллегами боролись за принятие закона 3038, который децентрализует ренту. Это специальный налог с газовых компаний для того, чтобы все общины, где идет добыча, почувствовали для себя определенную выгоду. А иначе получается, что у нас такие технологические аспекты работы в компаниях, как разрушение дорог и другой инфраструктуры, отсутствуют. И жители не видят для себя выгоды. Мы приняли этот закон, но из-за бюджетных требований он, к сожалению, не был введен в действие с 1 января", - отметила О.Белькова.

Кроме этих основных проблем, которые сегодня блокируют начало новой работы для новых компаний, есть и технические проблемы. Хотя сейчас нет конкретных законодательных инициатив, призванных их решить, депутаты над этим работают.

Еще одной проблемой является коррупция и то, что компании поставлены в неравные условия.

"Что должно делать государство, если компания не платит ренту по своим спецразрешениям? Забирать спецразрешения. С одной стороны, газовые компании говорят, что они не могут остановить свою деятельность. Но если компания не выполняет своих обязательств, то общество должно давать четкий ответ — не должно быть сегодня неравных условий, все должны быть в одних условиях. Именно для этого мы сегодня настаиваем на законодательстве, которое открывает и бенефициаров, и все контрактные условия, и все ведомости, которые позволят обществу и экспертам увидеть, что все находятся в равных условиях", — считает О. Белькова. Депутаты всегда готовы защищать интересы этой отрасли, но если отрасль будет злоупотреблять своими обязательствами и не будет платить налоги, то они, как законодатели, безусловно, должны принимать меры, которые будут не стимулировать, а наказывать за невыполнение законных требований, подчеркнула депутат.

С этим согласился директор, управляющий партнер компании "Энергетические ресурсы Украины" Андрей Фаворов. "Ситуация, сложившаяся в газодобывающей отрасли Украины выгодна импортерам. Мы – одни из импортеров, которым эта ситуация выгодна". Тем не менее, его компания заинтересована в создании понятного, прозрачного, европейского рынка, частью которого является Украина, украинская ГТС и украинская добыча. Компания "Энергетические ресурсы Украины" не только зарабатывает на импорте газа, но и инвестируют в энергетику страны, сказал А. Фаровов и презентовал технологию GasGun, право на эксклюзивную дистрибуцию которой недавно получила его компания. Технология предназначена для безводного разрыва пласта для нефтяных и газовых скважин. "Это инвестиция именно в увеличение добычи собственного нефтегазового ресурса. Это — эффективный по себестоимости путь интенсификации добычи на существующих скважинах. Увеличения разрыва пластов можно добиться через гидроразрыв, но также и через GasGun — контролируемый взрыв, который повышает давление и разрывает пласты", — проинформировал А.Фаворов.

Первый шаг к увеличению газодобычи – более эффективное и качественное использование того, что уже есть. Геологоразведка и бурение новых скважин стоят дорого и сопряжены с известными рисками, поэтому необходимо искать пути увеличения добычи с тех месторождений, которые уже разведаны и хорошо известны. Этого можно добиться как с помощью гидроразрыва, так и с помощью технологии GasGun. О том, что новые технологии – необходимая составляющая увеличения добычи, говорится и в утвержденной недавно Кабмином стратегии по увеличению газодобычи. Но на практике внедрение новых технологий в Украине сопряжено с большими сложностями, отметил А.Фаворов.

"Мы, наверное, слишком наивны, потому что мы поверили этим словам и решили заняться новыми технологиями. Все красивые слова об увеличении добычи разбиваются о бюрократию и бредовую регуляторную систему, которая стоит на пути энергетической независимости страны. Мы должны были четыре месяца убеждать экспертов Киевского экспертного центра, что эта технология, которая с 90-х годов используется в США и Канаде, может использоваться и в Украине. Два месяца мы получали разрешение на ввоз взрывчатки, еще два месяца – на ее импорт. Параллельно идет процесс экспертиз и т.д. Сколько компаний в мире с новыми технологиями готовы биться головой о стену, не имея понимания, а смогут ли они в конце концов здесь это продать?

Мы готовы начинать деятельность, но тот год, в течение которого мы всем этим занимались, по нашим подсчетам, стоил добыче Украины миллиарда кубометров. Думаю, что все с гораздо большим удовольствием констатировали бы, что наша компания помогла добыть этот миллиард, а не импортировать его. Пожалуйста, упростите процедуры согласований. В медицине, если лекарство сертифицировано в Европе или США, то оно сертифицировано и в Украине. Давайте такую норму введем для технологий в газодобывающей отрасли. Дайте нам возможность платить НДС не во время импорта, а после того, как мы имели возможность реализовать эту продукцию", — добавил А.Фаворов.

Также А.Фаворов отметил, что хотя представители правительства говорят о заинтересованности в увеличении добычи, ни один из них не присутствует на форуме. "На крупнейшей энергетической конференции в Украине, где крупнейшие инвесторы обсуждают свои проблемы, нет ни одного представителя правительства. Был один, но вовремя "спасся". Знаете, тяжело верить словам, когда конкретные действия расходятся с этими словами", - подытожил А.Фаворов.

Председатель правления ПАО "Укргаздобыча" Олег Прохоренко был настроен оптимистично. Отрасль в целом не так быстро, но движется в правильном направлении, убежден он. Изменения происходят, надеяться есть на что, хотя ситуацию в последние годы нельзя назвать стабильной. "Рента, которая три года назад составляла 20%, была увеличена до 70%, прошлый год мы начали при 50%, а сейчас мы получили такую же ренту, как у частных компаний. В то же время ситуация с ценой тоже была нестабильной, но она шла в правильном направлении. Это была история популизма, когда "Укргаздобыча" не имела стабильных условий работы. С другой стороны, была коррупция, по нашим оценкам, 2-3 млрд грн "вымывались" из компании. Эти деньги крали на разных тендерах, на занижении цены реализации и пр. Устаревшее оборудование, нехватка профессионалов — это то, что мы унаследовали", — поделился О.Прохоренко.

В 2016 г. компания увеличила реализацию газа для нужд населения на 184 млн куб м. "Это — собственный газ, который пошел для нужд населения, и это означает, что "Нафтогаз Украины" импортировал меньше газа", — подчеркнул О. Прохоренко. В компании оценивают общий эффект деятельности новой команды за полтора года ее работы в 4.1 млрд грн. Такой эффект оказали экономия на закупках, оптимизация реализации, модернизация Шебелинского завода и других активов. В прошлом году кардинально изменилась команда технических специалистов, управленцев, и эти изменения продолжаются на нижних звеньях.

О. Прохоренко убежден, что добычу газа возможно увеличить настолько, что это полностью обеспечит потребности страны. "Мы движемся к цели, когда потребление в Украине будет на уровне 26-27 млрд куб м газа, и если нам удастся увеличить производство до 20 млрд куб м газа и частные компании подтянутся к уровню 6-7 млрд куб м, то Украина практически закроет потребность в газе", — уверен О. Прохоренко.

Для этого необходима модернизация активов, и одно из самых важных ее направлений — улучшение работы скважин с плохим дебитом, проведение их ремонта и введение в действующий фонд скважин.

Другое направление — оптимизация давлений, достройка и модернизация компрессорных станций. Много месторождений истощено, они требуют дополнительного компрессирования для подъема газа.

Еще одно направление модернизации – интенсификация добычи, в том числе проведение гидроразрыва пластов. Кроме того, необходима интенсификация бурения — надо бурить больше и на существующих, и на новых месторождениях.

"Наш план предусматривает бурение 657 скважин до 2020 г. В целом план предусматривает увеличение объемов работ по нескольким направлениям в разы. Но существующее оборудование изношено и требует модернизации. Средний возраст наших буровых — 23 года. Они уже отслужили по три эксплуатационных срока. Около 30-40% добываемого в Украине газа проходит через дожимные компрессорные станции, которые также давно отслужили свой срок. Мы работаем над заменой, модернизацией и строительством новых ДКС.

Предусматривается в разы увеличить объемы бурения. В прошлом году мы пробурили 70 скважин, в этом хотим пробурить 90-100, в 2020 г. - выйти на уровень 200 скважин в год", — прогнозирует О. Прохоренко.

Председатель правления ПАО "Укрнафта" Марк Роллинз рассказал о состоянии компании, которое было достаточно критичным, однако и сейчас оно оставляет желать лучшего. Так же как и в "Укргаздобыче", большая часть оборудования и технологий устарела, финансовая ситуация также была сложной. Ряд факторов препятствуют развитию компании и увеличению добычи. Тем не менее, в компании рассчитывают значительно увеличить объемы добычи, хотя в прошлом году объемы добычи несколько упали.

Генеральный директор "ДТЭК Нефтегаз" Игорь Щуров поделился достижениями своей компании. За последние четыре года ей удалось увеличить добычу газа более чем в три раза. "Мы дали Украине дополнительно 1 млрд куб м газа, и тем самым компенсировали падение добычи, которое показали некоторые частные и государственные компании. Нам удалось достичь этого роста, несмотря на то, что рынок в прошлом году, как и на протяжении последних 3-х лет, находился в стагнации", — рассказал И. Щуров.

По его словам, нормальному развитию отрасли не способствуют высокие налоги, зарегулированность и ручное управление отраслью, равно как и нынешняя рыночная конъюнктура. Тем не менее, благодаря совместным усилиям Ассоциации газодобывающих компаний, депутатов, профильных министерств и ведомств, позитивные изменения начались. Однако прозрачный инвестиционный рынок газа появится не через год или два, считает И. Щуров. "И мы не должны сидеть и ждать хорошей погоды. Нужно использовать это время и бросить максимум сил на внутреннюю эффективность компании. Я говорю о качественном управлении, новых технологиях и оборудовании", — уверен специалист.

И. Щуров также рассказал об опыте его компании, которой удалось преодолеть различные препятствия, мешающие ее развитию, и о перспективах нефтегазового бизнеса ДТЭК. "Планы у нас амбициозные, и рыночная конъюнктура, законодательство, налоги будут сильно влиять на их выполнение. Но я уверен в нашей команде, которую считаю нашим главным конкурентным преимуществом. Мы верим, что украинская газодобыча имеет большое будущее", — подытожил свое выступление И. Щуров.

Copyright © ЦОИ «Энергобизнес», 1997-2025. Все права защищены
расширенный поиск
Close

← Выберите раздел издания

Искать варианты слов
 dt    dt