Словно лодка в океане

На II Украинском газовом инвестиционном форуме отечественный нефтегаз сравнили со старой лодкой в океане
23 марта в Киеве состоялся II Украинский газовый инвестиционный форум, на котором законодатели, чиновники и представители участников рынка обсудили состояние отрасли.
Владимир МИХАЙЛОВ
На I форуме тогдашний министр энергетики и угольной промышленности Украины Владимир Демчишин назвал цифру, ставшую целью газодобычи в ближайшей перспективе — 27 млрд куб м газа к 2020 г. С тех пор эта цифра обсуждалась неоднократно, называлась "амбициозной целью" и попала в ряд документов.
На нынешнем форуме о ней тоже говорили — в контексте проблем отрасли. Сможет ли газодобыча воплотить эти амбициозные планы, которые задекларировало правительство, – вопрос открытый, считает глава наблюдательного совета НАК "Нафтогаз Украины" Юлия Ковалив. По ее словам, последние три года газодобывающая отрасль переживала состояние постоянной турбулентности. С одной стороны, происходили значительные изменения непосредственно на самом рынке природного газа. Принят закон о газовом рынке, частично либерализированы цены на рынке. С другой стороны, ряд внешних факторов оказывали негативное влияние. Условия, при которых работали компании, были менее прогнозируемыми из-за изменения рентной платы, а также изменений в регулировании, которые правительство вводило, как чрезвычайные меры в 2014-2015 гг.
Сейчас конъюнктуру нельзя назвать благоприятной. "Сегодня мы не ожидаем значительного роста цен на нефть в будущем, и, соответственно, значительного роста цен на газ", — сообщила Ю. Ковалив.
Для отрасли это будет означать еще большую конкуренцию за капитал на мировом рынке. "У нас очень амбициозный план – до 2020 г. нарастить внутреннюю добыч до 27 млрд куб м. Т.е. увеличить ее практически на 35%. И понятно, что без существенных инвестиций, не только денежных, но и технологичесих, достигнуть этого будет практически невозможно. И понимая политические и макроэкономические риски, мы должны предложить инвесторам конкурентные условия, которые будут соответствовать тем рискам, которые они берут на себя, инвестируя в Украину и, в частности, в газодобывающую отрасль", — считает Ю.Ковалив.
Перед правительством, парламентом и отраслью стоят три основных вызова, которые предполагают изменения в трех ключевых направлениях.
Первое — реформа рынка природного газа. "На самом деле сегодня мы сделали только несколько шагов к полноценному рынку природного газа. На сегодня фактически только одна часть рынка работает в конкурентной среде. Другая - все еще под регуляцией", — подчеркнула Ю. Ковалив. Поэтому свободный доступ к ГТС, плата за точки входа в систему, вопрос свободного доступа к трансграничным мощностям для импортеров газа и для потенциальных экспортеров — это те ключевые задачи реформы рынка природного газа, которые перед отраслью все еще стоят.
Второе основное направление для стимулирования инвестиций — фискальные стимулы. Сегодняшний фискальный режим в значительной степени не позволяет инвестировать в добычу углеводородов.
Третье — дерегуляция отрасли, и, в частности, вопрос земли. "Но я остановлюсь на вопросах спецразрешений и других спецрежимов, которые на сегодня дают возможность добывать ресурсы. Напомню, что в конце 2015 г. правительство изменило порядок выдачи спецразрешений на конкурсных условиях, обеспечивающий открытость и прозрачность, из которого было исключено очень много возможностей получить лицензию вне конкурса. Но на практике применение постановления №615 "Об утверждении Порядка предоставления специальных разрешений на пользование недрами" показало, что ни одной лицензии на конкурсных условиях выдано не было. Поэтому одной из ключевых задач, кроме решения земельного вопроса, является решение вопроса прозрачных условий выдачи спецразрешений.
Без освоения новых участков, без бурения на новых территориях цифра в 27 млрд куб м к 2020 г. будет нереальной, - резюмировала Ю. Ковалив.
Генеральный директор "ДТЭК Нефтегаз" Игорь Щуров сравнил ситуацию в отрасли с океаном, по которому пытаются плыть в старой деревянной лодке. "Нам постоянно приходится латать какие-то бреши, которые создают регуляторные изменения, экономическая и политическая нестабильность. Все помнят "шторм" 2015 г., вызванный необдуманным повышением ренты для газодобывающих компаний", — напомнил И.Щуров. Хотя ставки вернули на прежний уровень, газодобытчикам легче не стало, потому что ценовая конъюнктура резко ухудшилась.
В 2016 г. операторы рынка потеряли много сил и времени, чтобы доказать нецелесообразность т.н. страхового запаса и финобеспечения. Государство пошло навстречу, но спустя несколько месяцев создало новое препятствие, еще более опасное – плату за бронирование мощностей в ГТС для газодобывающих компаний, которую планировалось ввести с 1 апреля. "Это очень серьезный удар по отрасли. На сегодня это половина ренты, которая установлена для глубин свыше 5 км. Только для нашей компании это минус две непробуренные новые скважины в год, которые могли бы дать дополнительно 150 млн куб м газа, и теперь представьте, во что это обойдется для Украины в целом. Из оборота уйдет около $250 млн, а это около 40 непробуренных скважин, около миллиарда кубометров добычи газа и более миллиарда гривен непоступлений в бюджет.
За что же отрасль должна платить такую цену? Мы даже не знаем, как формировался этот тариф. Нас никто не привлекал к его обсуждению", — сообщил И. Щуров. Конечно, это нововведение соответствует Третьему энергопакету, но размер тарифа должен быть адекватным, а сегодня он в разы выше среднеевропейских норм и не соответствует украинским реалиям.
Хотя Украина обладает огромными возможностями для инвестиций, они не используются – они просто недоступны. Компания "ДТЭК Нефтегаз" готова вкладывать в новые проекты, которые могут дать отдачу уже в ближайшей перспективе, но перспективные участки не выставляются на открытые аукционы. Многие из них переданы компаниям, которые их не используют или используют малоэффективно. Всем известно, что сотни украинских скважин просто простаивают заглушенными или работают на малую долю своего потенциала.
Одним из основных направлений развития добычи глава "ДТЭК Нефтегаз" видит в применении новых технологий для освоения тяжелых участков. "Добытчики должны браться за те месторождения, которые до сих пор считались сложными для освоения", - считает он. Кроме того, нужно эффективнее использовать те скважины, которые уже находятся в эксплуатации. Практика "ДТЭК Нефтегаз" показывает, что это может дать до 30% дополнительной добычи от прироста дебита.
И. Щуров также отметил, что в отрасли впервые появилась настоящая big idea – до 2020 г. сделать Украину независимой от импорта газа, и что радует, что это не очередной блеф, это — вызов, который осознанно приняли все газодобывающие компании, проактивные депутаты и руководители госорганов.
Исполнительный директор ЧАО "Укртрансгаз" Сергей Макогон рассказал о возможностях газотранспортной системы Украины в контексте региональной энергетической безопасности Восточной Европы. Украина может предложить услуги транзита газа между соседними странами. "У нас есть очень интересная часть нашей инфраструктуры в западном регионе, которая фактически связывает Польшу, Венгрию, Словакию, Румынию достаточно короткими промежутками расстояний. Мы считаем, что наша инфраструктура может использоваться для того, чтобы организовать транзитные потоки между этими странами.
Не так давно было объявлено, что Словакия начала строить газопровод (соединительный) с Польшей, и мы говорим, что готовы предложить альтернативный маршрут, готовы конкурировать. У нас есть инфраструктура. Единственное, что нам сейчас нужно – согласовать с регулятором тарифы, которые мы будем предлагать.
Интерес к этому есть. Мы, где-то год назад, проводили т.н. маркет-тест, много компаний проявило интерес. Единственно, нужно более точно прописать юридически все нюансы, как будет работать этот продукт", — сказал С. Макогон.
Первый заместитель председателя комитета по вопросам ТЭК Александр Домбровский сообщил собравшимся три позитивные новости. Первая — на заседании Комитета, состоявшемся накануне форума, был во втором чтении принят законопроект "О рынке электроэнергии". "Фактически это последний из ключевых законопроектов по реформированию всего энергетического сектора Украины", — отметил А. Домбровский и выразил надежду, что на следующей парламентской неделе законопроект будет внесен на рассмотрение Верховной Рады и проголосован во втором чтении.
"Таким образом, Комитет по топливу и энергетике закончит голосование по трем ключевым законопроектам, которые стояли на повестке дня, когда начиналась восьмая каденция – закон о рынке природного газа, закон о независимом регуляторе и закон о рынке электроэнергии, который, я надеюсь, после прошедшего заседания Комитета будет принят Верховной Радой. Таким образом, парламент примет все стратегические законодательные инструменты для создания прозрачных и конкурентных правил игры", — сказал депутат.
Вторая позитивная новость — принятие Верховной Радой во втором чтении законопроекта, защищающего "Черноморнефтегаз". "Это дает нам возможность, с точки зрения международного юридического права, начать необходимые юридические процедуры по аннексии определенных энергетических ресурсов, которые были потеряны в Крыму. Это дает возможность защитить "Черноморнефтегаз" как юрлицо, которое владеет определенными активами, в том числе лицензионными. Самое главное — это открывает нам путь и понимание того, как начать использовать Черноморский шельф для добычи природного газа, который там есть, для того чтобы существенно увеличить добычу природного газа в Украине, как внутреннего ресурса для обеспечения энергетической безопасности страны", — считает депутат.
Третья новость — принятие во втором чтении законопроекта о теплопоставке из альтернативных видов топлива, т.е. использование украинской биомассы, а это дает возможность создать условия для конкуренции на энергорынке, в т.ч. на газовом рынке. Для тех, кто добывает и продает газ на рынке, появляется более сложная конкуренция, к чему все мы должны быть готовы", — сообщил А. Домбровский.
Есть и плохие законодательные новости. К сожалению, Верховная Рада не поддержала введение 12%-ной ренты для новых скважин. "Думаю, работу по стимулирующей ставке рентной платы для новых скважин мы будем продолжать. В Украине нужно создать систему мотивации, убрать все барьеры на пути увеличения добычи", — сказал депутат. Он отметил, что дискуссии в парламенте идут сложно в силу ряда причин, в т.ч. разного понимания того, что происходит. Кроме того, некоторые политические силы считают, что чем хуже сегодня, тем скорее будут досрочные парламентские выборы и, соответственно, тем скорее они придут к власти.
А. Домбровский также коснулся вопроса землеотвода, назвав его очень сложным. "Не могу сказать, что ему противоречит земельное лобби, но точки зрения Комитета по топливу и энергетике и Комитета по аграрной политике кардинально отличаются. Возможно, я подчеркиваю — возможно, мы попробуем создать и синтезировать какой-нибудь общий закон, который бы решал проблему быстрого землеотвода для всех субъектов и участников газового рынка, рынка электрической энергии, возобновляемых источников. У нас есть разные фрагментарные законы, которые очень сложно проходят в парламенте. Но вместе с тем вопрос отвода земли и мотивации региональной власти будет решаться", — сказал он, заверив, что Комитет будет искать пути, как решить ключевую задачу энергетической безопасности — увеличение добычи украинского газа. Это – основная проблема, на которой будет сосредоточено внимание комитета.