Топливный рост

В прошлом году рынки топлив Украины продемонстрировали рост
Несмотря на сложную экономическую ситуацию, рынки топлив Украины растут. При этом большая их часть приходится на импорт, в основном из Беларуси. Об этом свидетельствуют данные, представленные руководителем отдела анализа и маркетинговых исследований Thomson Reuters KORTES Александром Шкуриным на форуме Thomson Reuters Oil and Gas Forum.
Нина ШЕРШОВА
Автомобильные бензины
В 2016 г. емкость внутреннего рынка автобензина составила более 2 млн т. Рынок вырос на 8.2%, что произошло как благодаря росту производства, так и увеличению импорта. Автобензин в Украине сейчас производят два автозавода — Кременчугский НПЗ и Шебелинский ГПЗ, который принадлежит ГП "Укргаздобыча". Доля этих заводов на рынке в 2016 г, составила 34%. В прошлом году в Украине произведено 756.2 млн т автобензинов. Общий рост производства бензинов в прошлом году составил 16.3%, причем Кременчугский НПЗ увеличил производство на 25% до 600 тыс т, Шебелинский ГПЗ сократил производство на 8.2% до 156.2 тыс т.
Потребление автобензинов на 2/3 обеспечивается за счет импорта. В 2016 г. в Украину было импортировано 1 438.3 тыс т автобензинов. Импортные поставки выросли на 4.3%, причем очень значительно — на 89% — увеличились поставки из Беларуси. Доля Беларуси в импорте выросла до 80%.
"В 2016 г. Беларусь прекратила поставки на российский рынок. Основное, на что уповала Беларусь — что цены на внутреннем рынке России были ниже, чем экспортный эквивалент, нетбэк. То есть поставки на рынок Украины и других стран были более выгодны для Беларуси. Рынок бензина России сейчас достаточно сбалансирован, и он не нуждается в тех объемах, которые могуn поставлять беларусы. Но он сбалансирован постольку, поскольку, если происходит какие-либо ЧП, вопрос бензина тут же возникает.
2016 г. показателен для рынка топлив Украины – когда произошел небольшой разлад с их соседом, эти объемы хлынули на рынок Украины. Этим и объясняется такой рост поставок из Беларуси", — комментирует ситуацию А. Шкурин.
Поставки из Литвы и Польши сократились на 41% и 74% соответственно. Морской импорт бензина уменьшился на 95% по сравнению с 2015 г., его доля в общем объеме поставок сократилась с 14.5% до 0.6%.
Бензин в Украину в основном поставляется железнодорожным транспортом — на него в 2016 г. пришлось 99.4% поставок. Остальное — 0.6% — было поставлено морем. В 2015 г. доля морских поставок была выше.
Более 70% железнодорожного импорта прошло через ст. Бережесть (Коростень).
Железнодорожный импорт бензина в 2015-2016 гг., тыс т
Станция входа | 2015 г. | 2016 г. | 2016/2015, % | Доля в 2016 г., % |
Бережесть | 620.7 | 986.8 | 59 | 71 |
Удрицк | 127.8 | 157.0 | 23 | 21 |
Хоробичи | 87.6 | 133.0 | 52 | 10 |
Мостиска II | 212.0 | 59.4 | -72 | 4 |
Батеево | 20.3 | 20.1 | -1 | 1 |
Тополи | 22.0 | 12.1 | -45 | 1 |
Зерново | 15.3 | 10.5 | -31 | 1 |
Горностаевка | 22.8 | 6.5 | -71 | 0 |
Вадул-Сирет | - | 0.3 | 0 | |
Казачья Лопань | 5.4 | 0 | -100 | 0 |
Рени-порт | 0.8 | 0 | -100 | 0 |
Чоп | 7.5 | 0 | -100 | 0 |
Всего | 1142.2 | 1385.8 | 21 | 100 |
ИСТОЧНИК
Доклад Александра Шкурина, руководителя отдела анализа и маркетинговых исследований, Thomson Reuters KORTES
Значительно сократился экспорт. В прошлом году было экспортировано лишь 34.1 тыс т бензина. Через Николаевский морской порт прошло 35% экспорта, Рени — 27.8%, Южный порт — 19.7%, Черноморск — 17.6%. "Если мы посмотрим по данным ГТК (Государственный таможенный комитет Украины), куда поставлялся бензин, то там — краткий перечень оффшоров. Понять, куда именно пошел груз проблематично. А если посмотреть по системе слежения за судами, которая есть в терминале, четко видно, куда груз был вывезен, где его разгрузили", — говорит эксперт. Исходя из этих данных, основными направлениями поставок были Грузия (45.3%), Египет (29.3%), ОАЭ (19.7%) и Италия (5.7%).
Дизельное топливо
Объем внутреннего рынка дизельного топлива в 2016 г. составил 5730.7 тыс т, что на 6.8% больше, чем в 2015 г. Доля импорта тут выше, чем на рынке бензинов — в Украине в прошлом году произведено всего 698.9 тыс т (12.2% внутреннего рынка), импортировано 5 032.0 тыс т (87.8%). Импорт в прошлом году вырос на 6.1%, производство — на 12.6%. На Кременчугском НПЗ произведено 582 тыс т, на Шебелинском ГПЗ — 116.9 тыс т.
Как и в случае с бензинами, основной импорт покрывается Беларусью. Из Беларуси в прошлом году импортировано 2 763 тыс т дизтоплива, из России — 1 024 тыс т, из Литвы — 540 тыс т, на прочие страны пришлось 706 тыс т.
Более 3/4 импорта — 77.0% — поставлено по железной дороге. Трубопроводным транспортом поставлено 12.7%, морским — 9.9%, автомобильным транспортом — 0.4%.
Поставки по трубопроводу осуществлялись из России, но в настоящее время приостановлены в силу того, что соответствующее соглашение не было продлено. "Вопрос, кто займет эту нишу. Думаю, Беларусь сможет нарастить объемы поставок", — сказал А. Шкурин.
Экспортные поставки из Украины незначительны — всего 0.2 тыс т. Около половины этого объема — 47.2% пришлось на Италию, 36.4% — на Испанию, 9% — на Румынию, 5% — на Болгарию, 2.5% — на Грецию. Все экспортные поставки осуществляются морским транспортом. Через Одесский порт экспортировано 47.2% дизтоплива, 18.1% — через Николаевский, 15.9% — Южный, 13% — через Черноморск и 5% — через Херсон.
Железнодорожный импорт бензина в 2015-2016 гг., тыс т
Станция входа | 2015 г. | 2016 г. | 2016/2015, % | Доля в 2016 г., % |
Бережесть | 2191.3 | 2357.1 | 8 | 62 |
Удрицк | 234.3 | 467.0 | 99 | 12 |
Хоробичи | 201.9 | 364.5 | 81 | 10 |
Тополи | 841.2 | 324.9 | -61 | 8 |
Мостиска II | 280.1 | 104.4 | -63 | 3 |
Батеево | 36.9 | 70.3 | 90 | 2 |
Зерново | 87.5 | 60.7 | -31 | 2 |
Горностаевка | 47.1 | 55.7 | 18 | 1 |
Вадул-Сирет | 1.6 | 22.3 | 1272 | 1 |
Казачья Лопань | 215.8 | 2.0 | -99 | 0 |
Рени-порт | 0.5 | 0.0 | 0 | |
Чоп | 7.0 | 0.0 | 0 | |
Всего | 4145.3 | 3828.9 | -8 | 100 |
ИСТОЧНИК
Доклад Александра Шкурина, руководителя отдела анализа и маркетинговых исследований, Thomson Reuters KORTES