Топливный рост

В прошлом году рынки топлив Украины продемонстрировали рост

Несмотря на сложную экономическую ситуацию, рынки топлив Украины растут. При этом большая их часть приходится на импорт, в основном из Беларуси. Об этом свидетельствуют данные, представленные руководителем отдела анализа и маркетинговых исследований Thomson Reuters KORTES Александром Шкуриным на форуме Thomson Reuters Oil and Gas Forum.

Нина ШЕРШОВА

Автомобильные бензины

В 2016 г. емкость внутреннего рынка автобензина составила более 2 млн т. Рынок вырос на 8.2%, что произошло как благодаря росту производства, так и увеличению импорта. Автобензин в Украине сейчас производят два автозавода — Кременчугский НПЗ и Шебелинский ГПЗ, который принадлежит ГП "Укргаздобыча". Доля этих заводов на рынке в 2016 г, составила 34%. В прошлом году в Украине произведено 756.2 млн т автобензинов. Общий рост производства бензинов в прошлом году составил 16.3%, причем Кременчугский НПЗ увеличил производство на 25% до 600 тыс т, Шебелинский ГПЗ сократил производство на 8.2% до 156.2 тыс т.

Потребление автобензинов на 2/3 обеспечивается за счет импорта. В 2016 г. в Украину было импортировано 1 438.3 тыс т автобензинов. Импортные поставки выросли на 4.3%, причем очень значительно — на 89% — увеличились поставки из Беларуси. Доля Беларуси в импорте выросла до 80%.

"В 2016 г. Беларусь прекратила поставки на российский рынок. Основное, на что уповала Беларусь — что цены на внутреннем рынке России были ниже, чем экспортный эквивалент, нетбэк. То есть поставки на рынок Украины и других стран были более выгодны для Беларуси. Рынок бензина России сейчас достаточно сбалансирован, и он не нуждается в тех объемах, которые могуn поставлять беларусы. Но он сбалансирован постольку, поскольку, если происходит какие-либо ЧП, вопрос бензина тут же возникает.

2016 г. показателен для рынка топлив Украины – когда произошел небольшой разлад с их соседом, эти объемы хлынули на рынок Украины. Этим и объясняется такой рост поставок из Беларуси", — комментирует ситуацию А. Шкурин.

Поставки из Литвы и Польши сократились на 41% и 74% соответственно. Морской импорт бензина уменьшился на 95% по сравнению с 2015 г., его доля в общем объеме поставок сократилась с 14.5% до 0.6%.

Бензин в Украину в основном поставляется железнодорожным транспортом — на него в 2016 г. пришлось 99.4% поставок. Остальное — 0.6% — было поставлено морем. В 2015 г. доля морских поставок была выше.

Более 70% железнодорожного импорта прошло через ст. Бережесть (Коростень).

Железнодорожный импорт бензина в 2015-2016 гг., тыс т

Станция входа 2015 г. 2016 г. 2016/2015, % Доля в 2016 г., %
Бережесть 620.7 986.8 59 71
Удрицк 127.8 157.0 23 21
Хоробичи 87.6 133.0 52 10
Мостиска II 212.0 59.4 -72 4
Батеево 20.3 20.1 -1 1
Тополи 22.0 12.1 -45 1
Зерново 15.3 10.5 -31 1
Горностаевка 22.8 6.5 -71 0
Вадул-Сирет - 0.3   0
Казачья Лопань 5.4 0 -100 0
Рени-порт 0.8 0 -100 0
Чоп 7.5 0 -100 0
Всего 1142.2 1385.8 21 100

ИСТОЧНИК

Доклад Александра Шкурина, руководителя отдела анализа и маркетинговых исследований, Thomson Reuters KORTES

Значительно сократился экспорт. В прошлом году было экспортировано лишь 34.1 тыс т бензина. Через Николаевский морской порт прошло 35% экспорта, Рени — 27.8%, Южный порт — 19.7%, Черноморск — 17.6%. "Если мы посмотрим по данным ГТК (Государственный таможенный комитет Украины), куда поставлялся бензин, то там — краткий перечень оффшоров. Понять, куда именно пошел груз проблематично. А если посмотреть по системе слежения за судами, которая есть в терминале, четко видно, куда груз был вывезен, где его разгрузили", — говорит эксперт. Исходя из этих данных, основными направлениями поставок были Грузия (45.3%), Египет (29.3%), ОАЭ (19.7%) и Италия (5.7%).

Дизельное топливо

Объем внутреннего рынка дизельного топлива в 2016 г. составил 5730.7 тыс т, что на 6.8% больше, чем в 2015 г. Доля импорта тут выше, чем на рынке бензинов — в Украине в прошлом году произведено всего 698.9 тыс т (12.2% внутреннего рынка), импортировано 5 032.0 тыс т (87.8%). Импорт в прошлом году вырос на 6.1%, производство — на 12.6%. На Кременчугском НПЗ произведено 582 тыс т, на Шебелинском ГПЗ — 116.9 тыс т.

Как и в случае с бензинами, основной импорт покрывается Беларусью. Из Беларуси в прошлом году импортировано 2 763 тыс т дизтоплива, из России — 1 024 тыс т, из Литвы — 540 тыс т, на прочие страны пришлось 706 тыс т.

Более 3/4 импорта — 77.0% — поставлено по железной дороге. Трубопроводным транспортом поставлено 12.7%, морским — 9.9%, автомобильным транспортом — 0.4%.

Поставки по трубопроводу осуществлялись из России, но в настоящее время приостановлены в силу того, что соответствующее соглашение не было продлено. "Вопрос, кто займет эту нишу. Думаю, Беларусь сможет нарастить объемы поставок", — сказал А. Шкурин.

Экспортные поставки из Украины незначительны — всего 0.2 тыс т. Около половины этого объема — 47.2% пришлось на Италию, 36.4% — на Испанию, 9% — на Румынию, 5% — на Болгарию, 2.5% — на Грецию. Все экспортные поставки осуществляются морским транспортом. Через Одесский порт экспортировано 47.2% дизтоплива, 18.1% — через Николаевский, 15.9% — Южный, 13% — через Черноморск и 5% — через Херсон.

Железнодорожный импорт бензина в 2015-2016 гг., тыс т

Станция входа 2015 г. 2016 г. 2016/2015, % Доля в 2016 г., %
Бережесть 2191.3 2357.1 8 62
Удрицк 234.3 467.0 99 12
Хоробичи 201.9 364.5 81 10
Тополи 841.2 324.9 -61 8
Мостиска II 280.1 104.4 -63 3
Батеево 36.9 70.3 90 2
Зерново 87.5 60.7 -31 2
Горностаевка 47.1 55.7 18 1
Вадул-Сирет 1.6 22.3 1272 1
Казачья Лопань 215.8 2.0 -99 0
Рени-порт 0.5 0.0   0
Чоп 7.0 0.0   0
Всего 4145.3 3828.9 -8 100

ИСТОЧНИК

Доклад Александра Шкурина, руководителя отдела анализа и маркетинговых исследований, Thomson Reuters KORTES

Copyright © ЦОИ «Энергобизнес», 1997-2025. Все права защищены
расширенный поиск
Close

← Выберите раздел издания

Искать варианты слов
 dt    dt