Удар под дизель

Увлечение Европы дизелем близко к завершению

Автомобили с дизельными двигателями составляют сегодня приблизительно половину всех автомобильных продаж в Европе. В ходе первого десятилетия XXI века ЕС пережил период так называемой "дизелизации", когда налоговыми, инженерными, технологическими рычагами законодатели, производители автомобилей и технологий для переработки нефти и газа, операторы НПЗ добились, чтобы основным углеводородным моторным топливом в ЕС стал именно этот представитель семейства "средних дистиллятов" — углеводородов, получаемых из нефти, а не бензины, как это до сих пор имело место в США, России, Китае, Индии, Японии, ну и, конечно, в Украине.

Дмитрий МОСИЕНКО, главный редактор журнала OILMARKET специально для журнала "ЭнергоБизнес"

Развод с дизелем

Теперь это повальное увлечение дизелем, очевидно, подходит к концу. Через десять лет в ЕС число продаж дизельных автомобилей будет стремиться к нулю, и это, очевидно, вновь обойдется автопроизводителям в миллиарды евро. Впрочем, возможно, это справедливая цена за обман общественности, в который вводил не только автомобилистов, но и широкие слои экологов, законодателей и, собственно, рядовых пешеходов на улицах городов ведущий европейский производитель авто Volkswagen. Впрочем, Volkswagen не единственный автопроизводитель, которого сегодня "таскают по судам" за сокрытие опасной информации о дизельных автомобилях, во Франции к прокурорам приглашают Renault. В Италии аналогичная ситуация с Fiat, волна дизельных скандалов докатилась и до США, где "по судам таскают" Fiat Chrysler Nv. Да, собственно, с Америки все и началось – именно там обнаружили, что опасные выбросы Volkswagen не соответствуют заявленным объемам. Теперь североамериканское представительство немецкого автогиганта готовится выплачивать штраф в $23 млрд — сумма достаточная, чтобы сломать хребет не только крупным международным концернам, но и суверенным государствам.

В свете вскрывшегося обмана, как оказалось, реальные выбросы дизельных авто почти в три раза токсичнее, чем сообщалось общественности, — в Британии правительство вообще планирует запретить дизельные автомобили, чтобы резко сократить выбросы окислов азота (NOx), которые ежегодно приводят к преждевременной смерти около 75 тыс человек в ЕС. Такой удар по гражданам ЕС объясняется и тем энтузиазмом, с которым признанные "самыми экологически чистыми" дизельные двигатели насаждались по всей Европе.

На заре "дизелизации" основная ставка делалась на то, что дизельные автомобили потребляют гораздо меньше топлива, чем бензиновые "собратья", и, соответственно, выбрасывают в атмосферу гораздо меньше СО2. Для "претворения в жизнь" стратегии дизелизации потребовались целые программы компаний автопроизводителей по переводу на ДТ автомобилей, а также многомиллиардные вложения в технологии для нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ), чтобы увеличить выход ДТ, не говоря уже о дополнительной очистке дизельных топлив (не менее тщательную очистку проходили и бензины).

Так совпало, что в период дизелизации усилилось падение добычи нефти в Североморском регионе, известном своими легкими сортами с высоким выходом именно бензиновой фракции – их в целом ряде стран, в частности в Польше и Голландии, все более охотно заменяли российским сортом Urals. Теперь эта тенденция ослаблена прибытием в ЕС ближневосточных объемов, и завершение повального увлечения дизельными автомобилями может как открыть зеленый свет легкой нефти из Саудовской Аравии и Азербайджана, так и вообще резко ударить по углеводородным двигателям и поддержать тренд на все еще очень недешевые электромобили и гибридные авто.

Как оказалось, "заботясь о здоровье планеты всей", специалисты ведущих фирм (в сети немало говорят о том, что данные о вредности дизельных авто скрывал не только Volkswagen) в гуманной Европе позабыли о людях, которые страдают от NOx, благо бдительные американцы подняли шум.

Для ряда компаний шок "закрытия дизельной темы" может оказаться на грани летального исхода, как например, по свидетельству экспертов автоотрасли, это может произойти с BMW, которая продавала свои дизельные авто, предоставляя клиентам в партнерстве с банком USB программы долгосрочного финансирования, — более 80% европейских продаж BMW составляли автомобили с дизелем. Теперь эта лизинговая пирамида серьезно омрачает будущее еще одного немецкого автогиганта.

Новые тесты для проверки реального уровня ядовитых выбросов заставляют всех автопроизводителей вкладывать огромные суммы для того, чтобы сократить реальные выбросы NOx до уровня, который лишь в 1.5 раза превышает допустимый лабораторный максимум (80мг/км). Это усилие может оказаться слишком дорогим для производителей небольших, дешевых автомобилей, профинансировать которое им и их клиентам будет не под силу. Как пишет агентство Bloomberg, их могут сразу вытеснить непосредственно в зону электромобилей или гибридов, так как для многих и возврат к бензиновым двигателям с их высоким уровнем выбросов СО2, и сохранение повышенных выбросов NОx может оказаться неприемлемым.

В среде автопроизводителей усиливаются разговоры о том, что "дизель уже не спасти", хотя далеко не все вспоминают, что дизельные двигатели весьма успешно переводятся на природный газ. Программы перевода дизельных авто на СПГ успешно реализуются в России, США, КНР, а в самой Европе более 17 млн автомобилей с дизельными двигателями ездят на природном газе. Остается вопрос — кто в ЕС профинансирует перевод всех небольших дизельных авто на природный газ, как, например, в России, где такое переоборудование финансирует нефтяная дочка "Газпрома" — "Газпром нефть".

Япония, которая всегда с подозрением относилась к теме дизелизации, тем не менее, уже почти десять лет выпускает большое количество автомобилей, прежде всего Toyota, которые могут использовать природный газ в качестве топлива, с уже встроенной на заводе-производителе системой для реализации такой возможности.

Что скажут соседи

Одним из ключевых последствий вскрывшейся правды о ядовитых выбросах этих "грязных дизелей", как о них пишет американская и европейская пресса, является вопрос о том, куда все эти миллионы автомобилей девать. С 2010 г. автопроизводители Европы продали более 30 млн автомобилей, выбросы NOx которых более чем в три раза превышают безопасный для здоровья уровень. Перепродать такие авто соседям по ЕС уже вряд ли получится — информация об опасности дизельных авто стремительно распространяется.

Здесь весьма удачно могут подоспеть Беларусь и Литва, в которых развит мощный рынок перепродажи подержанных авто на просторы бывшего Союза. В эту гонку могут также включиться Грузия и Украина, чьи граждане обрели возможность безвизового въезда в ЕС и, несомненно, многие из безвизовых визитеров попытаются заработать на перепродаже вполне новеньких дизельных авто из ЕС гражданам своих стран и дальше на восток. Благо, на просторах Евразии многие по-прежнему убеждены, что все опасности моторных современных топлив легко уносит прочь свежий евразийский ветерок.

Таким образом, став чисто европейской проблемой из-за того, что продажи дизельных авто здесь превышали общий объем продаж дизельных авто в США, Индии и Китае вместе взятых, дизелизация, как опасная болезнь былой страсти, может перекочевать в Украину и далее — на просторы Евразии, где мало кто печется и о более серьезных заболеваниях.

Резкий обвал спроса на дизельные авто в Германии — за 2016 г. продажи дизельных авто упали на 50% - это только начало огромной лавины. В Британии, Франции, Голландии и постепенно в Восточной Европе падение спроса на дизельные авто снизит спрос на них до нуля, что, безусловно, также резко сократит спрос на современные "экологически чистые" дизельные топлива.

Это, несомненно, приведет к новой череде закрытий европейских НПЗ, для которых продажи "чистого дизеля" оставались той палочкой-выручалочкой, на которую опиралась экономика этих НПЗ, не давая им закрыться.

Это не самая приятная новость и для российских экспортеров ДТ, которые вложили десятки миллиардов долларов в производство ДТ и бензинов класса Евро-5, и которые в 2016 г. удовлетворяли около трети всего спроса на дизтоплива в ЕС. В России в 2016 г. произвели 76.3 млн т дизтоплив, отправив на экспорт более 46 млн т, в основном — в ЕС. Перспектива резкого сокращения потребления ДТ в ЕС, с одной стороны, обещает довольно стабильные цены на ДТ для украинского рынка, однако, с другой стороны, в более долгосрочной перспективе Украине было бы предпочтительнее самостоятельно балансировать внутренний рынок моторных топлив.

Снижать зависимость от импорта до минимума совершенно необходимо, как это, скажем, делают Беларусь, Болгария, Литва, Венгрия, Сербия, Турция, Чехия, Финляндия, Словакия, Польша, Хорватия и целый ряд других восточноевропейских стран с давними традициями нефтепереработки, а также и гордые Азербайджан, Казахстан и Узбекистан.

Отказ от массированного использования дизеля как автомоторного топлива, без сомнения, станет нелегким потрясением для рынков углеводородных топлив, однако не приходится сомневаться, что отход от использования углеводородных топлив займет еще не одно десятилетие и не один триллион долларов. Разочарование в дизеле лишь послужит важным, хотя и болезненным, катализатором этого процесса.

Copyright © ЦОИ «Энергобизнес», 1997-2025. Все права защищены
расширенный поиск
Close

← Выберите раздел издания

Искать варианты слов
 dt    dt