Радикальных изменений не предвидится

Новый BP Energy Outlook предсказывает стабильный рост спроса на углеводороды

Компания BP выпускает свои прогнозы развития мировой энергетики Energy Outlook с 2011 г. Согласно последнему BP Energy Outlook 2017, потребность в нефти и газе будет увеличиваться в обозримом будущем практически теми же темпами, что и в недавнем прошлом, а возобновляемые источники энергии так и не смогут занять сколько-нибудь значимого места в глобальном производстве первичной энергии.

Нина ШЕРШОВА

По мнению аналитиков компании, производство электроэнергии из возобновляемых источников в обозримом будущем будет расти более медленными темпами, причем уже в ближайшие пару лет произойдет резкое замедление этого роста (рис.1).

Рис.1. Замедление роста возобновляемой генерации


Источник

BP Energy Outlook 2017; BP Statistical Review 2016

Табл. 1. Динамика производства и потребления энергии

  Потребление, млн т нефтяного эквивалента Доля,
%
Изменение, млн т нефтяного эквивалента Изменение, % Ежегодный рост, %
  2015 2035 2015 2035 1995-2015 2015-2035 1995 -2015 2015-2035 1995-2015 2015-2035
Первичная энергия 13147 17157 100 100 4559 4010 53 31 2.2 1.3
Источники:                    
Нефть 4257 4892 32 29 971 635 30 15 1.3 0.7
Газ 3135 4319 24 25 1211 1183 63 38 2.5 1.6
Уголь 3840 4032 29 24 1595 193 71 5 2.7 0.2
Атомная энергия 583 927 4 5 57 344 11 59 0.5 2,3
Гидроэнергия 893 1272 7 7 330 379 59 42 2.3 1,8
ВИЭ* 439 1715 3 10 394 1276 870 291 12.0 7,1
Потребление:                    
Транспорт 2471 3027 19 18 898 556 57 23 2.3 1.0
Промышленность 3117 3610 24 21 1060 493 52 16 2.1 0.7
Переработка** 817 1227 6 7 300 410 58 50 2.3 2.1
Строительство 1222 1296 9 8 61 74 5 6 0.3 0.3
Энергетика 5519 7997 42 47 2241 2478 68% 45 2.6 1.9

** Возобновляемые источники энергии включают ветер, солнечную энергию, геотермальную энергию, биомассу и биотопливо

** Non-combusted, т.е. использование не путем сжигания

ИСТОЧНИК

BP Energy Outlook 2017

Даже троекратное увеличение доли возобновляемых источников энергии в выработке (с 3% до 10%) не изменит привычного нам расклада, при котором на нефть, газ и уголь приходится львиная доля первичной энергии (табл. 1). Возобновляемые источники будут расти быстрее других сегментов (7.1% по сравнению с 0.7% нефти, 1.6% газа, 0.2% угля, 2.3% атомной и 1.8% гидроэнергии), но медленнее, чем за предыдущие двадцать лет (12%).

Рис.2. Пересмотр прогноза генерации из разных источников


* ВИЭ, включая биотопливо

** Пересмотр за послединй год

ИСТОЧНИК

BP Energy Outlook 2017

Тем не менее, за прошедший год прогноз в отношении возобновляемых источников был пересмотрен в сторону повышения, а по ископаемым топливам (углю, нефти и газу) – в сторону понижения.

В последнее время все чаще высказывается предположение о том, что спрос на нефть может стабилизироваться в следующее десятилетие или два. Об этом, в частности, заявлял финансовый директор Shell Саймон Генри. "Он может достигнуть максимума где-то через 5-15 лет, и этому будет способствовать в большей степени увеличение эффективности и замещения, что компенсирует рост потребности в перевозках", — сказал он на пресс-конференции в начале ноября 2016 г. Аналитики Wood Mackenzie примерно в то же время прогнозировали, что спрос на нефть и уголь достигнет максимума до 2035 г., после чего начнется падение. Подобные прогнозы высказывались и со стороны OPEC. В отличие от них, BP считает, что спрос на нефть продолжит расти — в значительной степени благодаря тому, что в транспорте не предвидится значимого замещения нефтепродуктов электроэнергией. Согласно BP Energy Outlook 2017, к 2035 г. электромобили составят лишь 5% от числа транспортных средств в мире.

Рис. 3. Рост числа автомобилей и падение стоимости батарей


* Для электромобилей с блоком батарей 60 кВт

ИСТОЧНИК

BP Energy Outlook 2017

Низкая популярность электромобилей объясняется тем, что даже к середине века электромобили все еще будут обходиться дороже автомобилей на бензине или дизельном топливе с учетом всех расходов на покупку самого транспортного средства, топлива и техническое обслуживание. Об этом говорилось в BP Technology Outlook 2016 (рис. 4). Впрочем, в отношении электромобилей также высказывались самые разные прогнозы. Так, инвестиционный банк UBS в 2014 г. опубликовал доклад Global Utilities, Autos & Chemicals, согласно которому уже в начале 2020-х гг. приобретение электромобиля обойдется ненамного дороже, чем обычного автомобиля на жидком топливе.

Рис. 4. Стоимость владения автомобилями разных типов


Source: BP Technology Outlook 2016

В настоящее время электромобили находятся на более ранней стадии проникновения, поэтому в прогнозах об их будущем присутствует большая неопределенность и, скажем так, большая ангажированность. Один из таких прогнозов An integrated perspective on the future of mobility, опубликованный McKinsey и Bloomberg New Energy Finance осенью прошлого года, предусматривает три сценария проникновения — "инновационно-ограничительный", "регуляторный"ибазовый". Правильно назвать их следовало бы "оптимистический", "очень оптимистический"инеоптимистический". Согласно "оптимистическому", к 2025 г. в продаже останутся только электромобили, по "очень оптимистическому" — произойдет уже к 2025 г., а по "неоптимистическому" — к 2023 г. доля электромобилей в продажах новых авто достигнет всего лишь 20%.

Рис. 5. Доля электромобилей в продажах

ИСТОЧНИК

An integrated perspective on the future of mobility, BNEF & McKinsey

Высказываются и более радикальные прогнозы. Например, на последнем Украинском энергетическом форуме генеральный директор ДТЭК Максим Тимченко, рассуждая о неизбежности роста потребления электроэнергии в Украине, назвал в числе способствующих этому факторов рост числа электромобилей. "По нашим расчетам, к 2035 г. около 30% автопарка в стране могут составить электромобили. Это выработка дополнительно 15 млрд кВтч", - сообщил М. Тимченко. Обращает на себя внимание то, что речь идет не о доле продаж новых авто, как у McKinsey и Bloomberg New Energy Finance, а о доле всего автопарка, причем немалой. Понятно, что такой прогноз правильнее было бы назвать пожеланием — "хорошо бы, чтобы потребление электроэнергии выросло", причем гораздо больше, чем заложено в энергостратегии (которая исходит из роста ВВП порядка 4% в год, что тоже очень оптимистично).

Примечательно, что на том же форуме М. Тимченко заявлял о необходимости новых инвестиций в генерирующие мощности и о том, что этому мешает нынешняя блокада поставок угля с неконтролируемых территорий. Пока никто не спешит строить у нас новые ТЭС и АЭС. И не факт, что найдутся средства для уже существующих мощностей базовой генерации, срок эксплуатации которых истекает.

В ВР считают, что переход на электромобили будет идти невысокими темпами и не окажет влияния на бизнес этой компании. "Не похоже, чтобы даже очень быстрый рост (сегмента) электромобилей повлиял на спрос на нефть", — комментирует Energy Outlook 2017 главный экономист ВР Спенсер Дейл. Оценка BNEF & McKinsey и ВР возможного числа электромобилей к 2035 г. различается в два раза — 200 и 100 млн соответственно. В прошлогоднем прогнозе ВР называлась цифра в 57 млн, то есть за год электромобильный скептицизм аналитиков компании уменьшился почти наполовину, на что указывают некоторые критики из числа энтузиастов "зеленой" энергии и транспорта, который ее использует. Грег Муттитт, старший советник антинефтяной кампании Oil Change International (которую иногда называют исследовательской организацией), заявил: "Каждый год BP прогнозирует замедление темпов роста возобновляемых источников энергии, и каждый год ошибается, но сейчас (т.е. в последнем прогнозе. — Ред.) она опять это сделала. И ее мнение о том, что с электромобилями не будет изменений следующие 20 лет, не разделяется автомобильной промышленностью". Характерно, что электромобили и "зеленая" энергетика упоминаются в одной связке, хотя непосредственно не связаны. Очевидно, что это — части одной идеологии. Вообще споры на подобные темы почти всегда небеспристрастны, поскольку являются спорами апологетов "традиционной"илиальтернативной" энергетики.

То же можно сказать о глобальном потеплении и ограничении выбросов парниковых газов - если "зеленые" идеологи тут по одну сторону баррикад, то ВР, разумеется, по другую – хотя бы в силу специфики своего бизнеса.

Вышеупомянутый прогноз BNEF & McKinsey называет регулирование числа автомобилей на ископаемом топливе фактором перехода на электромобили, а ВР не считает, что ситуация с выбросами парниковых газов радикально изменится. В базовом сценарии ВР они продолжат расти, хотя и медленнее, чем за последние два десятилетия, — на 0.6% в год по сравнению с 2.1% в период 1995-2015 гг. К 2035 г. суммарный рост составит 13% по сравнению с падением на 30% по одному из прогнозов IEA (сценарий 450), что дало бы возможность достичь цели, поставленной на Конференции по климату в Париже в 2015 г.

Таким образом, ВР в очередной раз выпустила прогноз, который можно было бы резюмировать как "в целом все останется на своих местах". Ископаемые топлива по-прежнему будет доминировать, спрос на углеводороды по-прежнему будут расти, а возобновляемые источники энергии по-прежнему будут занимать лишь незначительную долю в производстве энергии.

Рис. 6. Динамика выбросов СО2 по базовому сценарию ВР и сценарию 450 IEA


ИСТОЧНИК

BP Energy Outlook 2017

Предыдущая новость

Удар под дизель
Copyright © ЦОИ «Энергобизнес», 1997-2025. Все права защищены
расширенный поиск
Close

← Выберите раздел издания

Искать варианты слов
 dt    dt