Радикальных изменений не предвидится

Новый BP Energy Outlook предсказывает стабильный рост спроса на углеводороды
Компания BP выпускает свои прогнозы развития мировой энергетики Energy Outlook с 2011 г. Согласно последнему BP Energy Outlook 2017, потребность в нефти и газе будет увеличиваться в обозримом будущем практически теми же темпами, что и в недавнем прошлом, а возобновляемые источники энергии так и не смогут занять сколько-нибудь значимого места в глобальном производстве первичной энергии.
Нина ШЕРШОВА
По мнению аналитиков компании, производство электроэнергии из возобновляемых источников в обозримом будущем будет расти более медленными темпами, причем уже в ближайшие пару лет произойдет резкое замедление этого роста (рис.1).
Рис.1. Замедление роста возобновляемой генерации
Источник
BP Energy Outlook 2017; BP Statistical Review 2016
Табл. 1. Динамика производства и потребления энергии
Потребление, млн т нефтяного эквивалента | Доля, % |
Изменение, млн т нефтяного эквивалента | Изменение, % | Ежегодный рост, % | ||||||
2015 | 2035 | 2015 | 2035 | 1995-2015 | 2015-2035 | 1995 -2015 | 2015-2035 | 1995-2015 | 2015-2035 | |
Первичная энергия | 13147 | 17157 | 100 | 100 | 4559 | 4010 | 53 | 31 | 2.2 | 1.3 |
Источники: | ||||||||||
Нефть | 4257 | 4892 | 32 | 29 | 971 | 635 | 30 | 15 | 1.3 | 0.7 |
Газ | 3135 | 4319 | 24 | 25 | 1211 | 1183 | 63 | 38 | 2.5 | 1.6 |
Уголь | 3840 | 4032 | 29 | 24 | 1595 | 193 | 71 | 5 | 2.7 | 0.2 |
Атомная энергия | 583 | 927 | 4 | 5 | 57 | 344 | 11 | 59 | 0.5 | 2,3 |
Гидроэнергия | 893 | 1272 | 7 | 7 | 330 | 379 | 59 | 42 | 2.3 | 1,8 |
ВИЭ* | 439 | 1715 | 3 | 10 | 394 | 1276 | 870 | 291 | 12.0 | 7,1 |
Потребление: | ||||||||||
Транспорт | 2471 | 3027 | 19 | 18 | 898 | 556 | 57 | 23 | 2.3 | 1.0 |
Промышленность | 3117 | 3610 | 24 | 21 | 1060 | 493 | 52 | 16 | 2.1 | 0.7 |
Переработка** | 817 | 1227 | 6 | 7 | 300 | 410 | 58 | 50 | 2.3 | 2.1 |
Строительство | 1222 | 1296 | 9 | 8 | 61 | 74 | 5 | 6 | 0.3 | 0.3 |
Энергетика | 5519 | 7997 | 42 | 47 | 2241 | 2478 | 68% | 45 | 2.6 | 1.9 |
** Возобновляемые источники энергии включают ветер, солнечную энергию, геотермальную энергию, биомассу и биотопливо
** Non-combusted, т.е. использование не путем сжигания
ИСТОЧНИК
BP Energy Outlook 2017
Даже троекратное увеличение доли возобновляемых источников энергии в выработке (с 3% до 10%) не изменит привычного нам расклада, при котором на нефть, газ и уголь приходится львиная доля первичной энергии (табл. 1). Возобновляемые источники будут расти быстрее других сегментов (7.1% по сравнению с 0.7% нефти, 1.6% газа, 0.2% угля, 2.3% атомной и 1.8% гидроэнергии), но медленнее, чем за предыдущие двадцать лет (12%).
Рис.2. Пересмотр прогноза генерации из разных источников
* ВИЭ, включая биотопливо
** Пересмотр за послединй год
ИСТОЧНИК
BP Energy Outlook 2017
Тем не менее, за прошедший год прогноз в отношении возобновляемых источников был пересмотрен в сторону повышения, а по ископаемым топливам (углю, нефти и газу) – в сторону понижения.
В последнее время все чаще высказывается предположение о том, что спрос на нефть может стабилизироваться в следующее десятилетие или два. Об этом, в частности, заявлял финансовый директор Shell Саймон Генри. "Он может достигнуть максимума где-то через 5-15 лет, и этому будет способствовать в большей степени увеличение эффективности и замещения, что компенсирует рост потребности в перевозках", — сказал он на пресс-конференции в начале ноября 2016 г. Аналитики Wood Mackenzie примерно в то же время прогнозировали, что спрос на нефть и уголь достигнет максимума до 2035 г., после чего начнется падение. Подобные прогнозы высказывались и со стороны OPEC. В отличие от них, BP считает, что спрос на нефть продолжит расти — в значительной степени благодаря тому, что в транспорте не предвидится значимого замещения нефтепродуктов электроэнергией. Согласно BP Energy Outlook 2017, к 2035 г. электромобили составят лишь 5% от числа транспортных средств в мире.
Рис. 3. Рост числа автомобилей и падение стоимости батарей
* Для электромобилей с блоком батарей 60 кВт
ИСТОЧНИК
BP Energy Outlook 2017
Низкая популярность электромобилей объясняется тем, что даже к середине века электромобили все еще будут обходиться дороже автомобилей на бензине или дизельном топливе с учетом всех расходов на покупку самого транспортного средства, топлива и техническое обслуживание. Об этом говорилось в BP Technology Outlook 2016 (рис. 4). Впрочем, в отношении электромобилей также высказывались самые разные прогнозы. Так, инвестиционный банк UBS в 2014 г. опубликовал доклад Global Utilities, Autos & Chemicals, согласно которому уже в начале 2020-х гг. приобретение электромобиля обойдется ненамного дороже, чем обычного автомобиля на жидком топливе.
Рис. 4. Стоимость владения автомобилями разных типов
Source: BP Technology Outlook 2016
В настоящее время электромобили находятся на более ранней стадии проникновения, поэтому в прогнозах об их будущем присутствует большая неопределенность и, скажем так, большая ангажированность. Один из таких прогнозов An integrated perspective on the future of mobility, опубликованный McKinsey и Bloomberg New Energy Finance осенью прошлого года, предусматривает три сценария проникновения — "инновационно-ограничительный", "регуляторный"ибазовый". Правильно назвать их следовало бы "оптимистический", "очень оптимистический"инеоптимистический". Согласно "оптимистическому", к 2025 г. в продаже останутся только электромобили, по "очень оптимистическому" — произойдет уже к 2025 г., а по "неоптимистическому" — к 2023 г. доля электромобилей в продажах новых авто достигнет всего лишь 20%.
Рис. 5. Доля электромобилей в продажах
ИСТОЧНИК
An integrated perspective on the future of mobility, BNEF & McKinsey
Высказываются и более радикальные прогнозы. Например, на последнем Украинском энергетическом форуме генеральный директор ДТЭК Максим Тимченко, рассуждая о неизбежности роста потребления электроэнергии в Украине, назвал в числе способствующих этому факторов рост числа электромобилей. "По нашим расчетам, к 2035 г. около 30% автопарка в стране могут составить электромобили. Это выработка дополнительно 15 млрд кВтч", - сообщил М. Тимченко. Обращает на себя внимание то, что речь идет не о доле продаж новых авто, как у McKinsey и Bloomberg New Energy Finance, а о доле всего автопарка, причем немалой. Понятно, что такой прогноз правильнее было бы назвать пожеланием — "хорошо бы, чтобы потребление электроэнергии выросло", причем гораздо больше, чем заложено в энергостратегии (которая исходит из роста ВВП порядка 4% в год, что тоже очень оптимистично).
Примечательно, что на том же форуме М. Тимченко заявлял о необходимости новых инвестиций в генерирующие мощности и о том, что этому мешает нынешняя блокада поставок угля с неконтролируемых территорий. Пока никто не спешит строить у нас новые ТЭС и АЭС. И не факт, что найдутся средства для уже существующих мощностей базовой генерации, срок эксплуатации которых истекает.
В ВР считают, что переход на электромобили будет идти невысокими темпами и не окажет влияния на бизнес этой компании. "Не похоже, чтобы даже очень быстрый рост (сегмента) электромобилей повлиял на спрос на нефть", — комментирует Energy Outlook 2017 главный экономист ВР Спенсер Дейл. Оценка BNEF & McKinsey и ВР возможного числа электромобилей к 2035 г. различается в два раза — 200 и 100 млн соответственно. В прошлогоднем прогнозе ВР называлась цифра в 57 млн, то есть за год электромобильный скептицизм аналитиков компании уменьшился почти наполовину, на что указывают некоторые критики из числа энтузиастов "зеленой" энергии и транспорта, который ее использует. Грег Муттитт, старший советник антинефтяной кампании Oil Change International (которую иногда называют исследовательской организацией), заявил: "Каждый год BP прогнозирует замедление темпов роста возобновляемых источников энергии, и каждый год ошибается, но сейчас (т.е. в последнем прогнозе. — Ред.) она опять это сделала. И ее мнение о том, что с электромобилями не будет изменений следующие 20 лет, не разделяется автомобильной промышленностью". Характерно, что электромобили и "зеленая" энергетика упоминаются в одной связке, хотя непосредственно не связаны. Очевидно, что это — части одной идеологии. Вообще споры на подобные темы почти всегда небеспристрастны, поскольку являются спорами апологетов "традиционной"илиальтернативной" энергетики.
То же можно сказать о глобальном потеплении и ограничении выбросов парниковых газов - если "зеленые" идеологи тут по одну сторону баррикад, то ВР, разумеется, по другую – хотя бы в силу специфики своего бизнеса.
Вышеупомянутый прогноз BNEF & McKinsey называет регулирование числа автомобилей на ископаемом топливе фактором перехода на электромобили, а ВР не считает, что ситуация с выбросами парниковых газов радикально изменится. В базовом сценарии ВР они продолжат расти, хотя и медленнее, чем за последние два десятилетия, — на 0.6% в год по сравнению с 2.1% в период 1995-2015 гг. К 2035 г. суммарный рост составит 13% по сравнению с падением на 30% по одному из прогнозов IEA (сценарий 450), что дало бы возможность достичь цели, поставленной на Конференции по климату в Париже в 2015 г.
Таким образом, ВР в очередной раз выпустила прогноз, который можно было бы резюмировать как "в целом все останется на своих местах". Ископаемые топлива по-прежнему будет доминировать, спрос на углеводороды по-прежнему будут расти, а возобновляемые источники энергии по-прежнему будут занимать лишь незначительную долю в производстве энергии.
Рис. 6. Динамика выбросов СО2 по базовому сценарию ВР и сценарию 450 IEA
ИСТОЧНИК
BP Energy Outlook 2017