Судьба проекта

Проект "Южный газовый коридор" в ожидании решения ЕБРР

Проект газопровода "Южный газовый коридор", на завершение строительства которого Азербайджан пытается привлечь внешнее финансирование, может получить $500 млн кредитных средств от Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР). В недавнем интервью президент ЕБРР Сума Чакрабарти заявил, что банк продвигается в процессе предоставления финансирования для проекта. Окончательное решение должно быть принято на заседании руководства банка в конце года.

Владимир МИХАЙЛОВ

Получение финансирования от ЕБРР оказалось под вопросом после выхода Азербайджана из Инициативы прозрачности добывающих отраслей (ИПДО) в марте 2017 г. Азербайджан стал единственной страной, покинувшей ИПДО, причем сделал это по собственному желанию.

ИПДО основана в 2003 г., и Азербайджан участвовал в ней с 2005 г. (Украина — с 2013 г.). Инициатива объединяет порядка полусотни стран, которые решили следовать определенным стандартам открытости в управлении и подотчетности в секторах нефтяных, газовых и минеральных ресурсов. Предполагается, что страны-участники способствуют открытости информации о происходящем в этих секторах и контролю над ними гражданского общества. С последним у Азербайджана и возникли проблемы.

Членство Азербайджана было приостановлено на заседании Международного совета директоров ИПДО в начале марта 2017 г. "Азербайджан не полностью выполнил действия, связанные с гражданским обществом", — говорится в решении совета директоров от 9 марта 2017 г. В ответ на решение совета директоров Азербайджан вышел из Инициативы. Государственный нефтяной фонд Азербайджана в этой связи заявил, что первоначальная миссия и цели ИПДО (т.е. прозрачность и отчетность в добывающих отраслях) значительно изменились "из-за нерелевантных фактов, периодически вводимых различными информационно-пропагандистскими группами".

"Нерелевантными фактами", очевидно, стали ограничения неправительственных организаций (НПО), финансируемых из-за рубежа. Совет директоров ИПДО в октябре 2016 г. заявил, что хотя Азербайджан добился значительного прогресса в реализации Стандарта ИПДО, страна не добилась удовлетворительного прогресса в вовлеченности гражданского общества. Имелось в виду требование п. 1.3. Стандарта ИПДО 2016 "Участие гражданского общества" (в многосторонней группе заинтересованных сторон, которая контролирует внедрение ИПДО). Свободная формулировка этого пункта (нужно, чтобы гражданское общество участвовало, правительство должно способствовать и не должно мешать и пр.) позволяет толковать его, как угодно, и привязывать к нему самые разные явления общественной жизни. Совет директоров ИПДО решил привязать к нему требования принятия правовых и нормативных поправок, которые бы устранили необходимость для общественных организаций подтверждать регистрацию каждые два года и регистрировать гранты в Министерстве юстиции, а для иностранных доноров — регистрировать индивидуальные гранты в госорганах и получать заключение о целенаправленности гранта. Требования регистрации грантов были установлены в 2015 г. Правилами регистрации соглашений о предоставлении гранта и Правилами получения права давать гранты на территории Азербайджана иностранными донорами.

Азербайджан попытался выполнить рекомендации ИПДО. Правительство Азербайджана разморозило банковские счета некоторых неправительственных организаций, занимающихся мониторингом прозрачности в нефтяном секторе, а также отменило запреты на поездки и судебные иски против активистов этих организаций. В упомянутые выше правила были внесены некоторые поправки, облегчившие выдачу грантов. Но это не удовлетворило руководство ИПДО. Там сочли, что поправки упростили процессуальные аспекты, но не затронули основополагающих проблем, о которых заявлялось в октябре 2016 г. От НПО и иностранных доноров по-прежнему требуется регистрировать гранты, а НПО по-прежнему нужно подтверждать регистрацию. Руководство ИПДО сочло, что Азербайджан не выполнил его рекомендации, что и послужило поводом для приостановлении членства страны в Инициативе в марте 2017 г.

Сразу же последовали заявления о том, что это может плохо повлиять на возможность привлечения помощи международных финансовых институтов в строительство "Южного газового коридора". Хотя ИПДО не имеет прямого отношения к таким институтам, его оценки соответствия той или иной страны стандартам открытости учитываются. ЕБРР, в частности, посвятил поддержке прозрачности в энергетике отдельную страничку на своем официальном сайте, где ссылается на принципы и требования ИПДО. Как заявлял бывший управляющий директор ЕБРР по энергетике и природным ресурсам Риккардо Пулитти, прогресс Азербайджана в области стандартов ИПДО является ключевым фактором для финансирования ЕБРР Трансанатолийского газопровода (ТАНАП), который является основным звеном "Южного газового коридора". "Без прогресса будет довольно сложно оправдать большой объем финансирования", — заявил Р.Пулитти в сентябре 2016 г. Он добавил, что это также важно для финансирования Трансадриатического трубопровода (самое западное звено "Южного газового коридора").

Однако сложно сказать, насколько в ЕБРР существует консенсус относительно происходящего. После приостановлении членства Азербайджана в ИПДО, ЕБРР заявил, что имеет собственные строгие внутренние процессы, которых он придерживается в принятии решения о вложении средств в любой проект. В своем недавнем заявлении Bloomberg News Сума Чакрабарти назвал происходящее в ИПДО "очень-очень неудачным" и заявил, что очень многие люди "обеспокоены некоторыми из критериев, которые в настоящее время используются в ИПДО".

По поводу этого заявления ряд общественных организаций, в том числе из Азербайджана, обратились к С.Чакрабарти с открытым письмом, в котором поддержали решение ИПДО. Топ-менеджеру ЕБРР указали, что его заявление идет вразрез с политикой самого банка по поддержке прозрачности и потребовали публично заявить о признании ИПДО важной платформой для обеспечения значимой прозрачности и подотчетности в секторе добывающих отраслей, то есть принципам самого ЕБРР.

Решением ИПДО обеспокоены не только в ЕБРР. Компания BP, один из ключевых заинтересованных участников проекта "Южный газовый коридор", выразила свое разочарование решением о приостановлении членства Азербайджана, несмотря на достигнутый прогресс. Власти Азербайджана, разумеется, также не поддерживают ИПДО. Исполнительный директор Государственного нефтяного фонда Азербайджанской республики Шахмар Мовсумов после решения ИПДО о приостановлении членства его страны заявил, что оно было несправедливым, потому что нет прямой связи между членством Азербайджана в ИПДО и кредитами для проекта "Южный газовый коридор". Однако Азербайджан не "откажется от принципов прозрачности и подотчетности в добывающих отраслях", — добавил Ш. Мовсумов.

Какие шаги предпримут в Азербайджане для урегулирования ситуации, и как это повлияет на решения ИПДО и ЕБРР мы увидим до конца этого года, когда вопрос о финансировании будет решен ЕБРР окончательно.

Copyright © ЦОИ «Энергобизнес», 1997-2025. Все права защищены
расширенный поиск
Close

← Выберите раздел издания

Искать варианты слов
 dt    dt